Учет и анализ ОС на примере ОАО «Автобаза №1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

В период становления в экономике Российской Федерации рыночных отношений, при использовании различных форм собственности, изменении системы общественных отношений, а также гражданско-правовой сферы роль бухгалтерского учета значительно возрастает, что предопределяет необходимость адекватного реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Перед бухгалтерским учетом в процессе перехода нашей страны к свободному предпринимательству ставятся принципиально новые задачи, обусловленные новым экономическим укладом. Главная задача реформирования системы бухгалтерского учета состоит в обеспечении заинтересованных пользователей объективной информацией о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и анализ движения основных средств предприятия.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

Для подтверждения данных аналитического и синтетического учета  необходимо проведение инвентаризации объектов основных средств. При помощи инвентаризации проверяется реальное наличие объектов основных средств. Инвентаризацию необходимо проводить не реже  одного раза в год. До начала инвентаризации необходимо проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета.

При обнаружении расхождений и  неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Основные средства вносят в описи  по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации изготовителя, года, выпуска, назначения, мощности и др. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно. В одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Объекты  основных средств имеют  длительный срок  службы и, в процессе  их эксплуатации, часто возникает  необходимость в их ремонте. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств, характеризующиеся разной сложностью, объемом и сроками выполнения.

Текущий ремонт основных средств представляет собой работы по систематическому и  своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии. При капитальном ремонте оборудования агрегата и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей, узлов на более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.[13]

Расходы по ремонту основных средств  относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли.

Фактические расходы, связанные с  проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, предприятия могут быть отнесены прямо на счета издержек производства и обращения:

Дебет 20 (23)  Кредит 60 (10,70,69) – на сумму расходов по ремонту

Организации могут создавать ремонтный  фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ, особенно на предприятиях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда открывают субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов ".

Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта с ежемесячным включением в себестоимость продукции (работ, услуг). Отчисления в ремонтный фонд оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 20 Кредит 96 - на сумму отчислений в резервный фонд

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом (силами самого предприятия) или подрядным способом (силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают; работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Если ремонт выполняется хозяйственным  способом, то на основании ведомости  дефектов в отделе главного механика выписывают наряд-заказы в трех экземплярах. Первый экземпляр наряд-заказа передается цеху - производителю ремонта, второй - в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряд-заказа выписывают документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.

Все затраты при осуществлении  ремонта собственными силами  по элементам собираются на счете 23 «Вспомогательные производства»:

Дебет 23 Кредит 70,10

Внутреннее перемещение основных средств из  отдела, участка в  ремонт, а также, их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (Ф. № ОС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела)-сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Списание фактической себестоимости  ремонта, осуществленного хозяйственным  способом, оформляют следующей проводкой:

Дебет 96  Кредит 23 - на суммы расходов по ремонту

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, предприятие заключает договор с подрядчиком. Приемку законченного капитального ремонта оформляют актом приемки-сдачи (ф. № ОС-3). Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости фактического их объема.

На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет 96  Кредит 60 - отражена стоимость ремонта

Оплату счетов подрядчиков производят с расчетного или другого счета  и оформляют следующей бухгалтерской  записью:

Дебет 60  Кредит 51 (50,55) – отражена оплата работ по ремонту

Приемку отремонтированного объекта  из капитального ремонта оформляют  актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № 003). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств  должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. Сальдо по субсчету "Ремонтный фонд" счета 96 "Резервы предстоящих расходов" не должно быть.

В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда на величину недостатка составляют либо дополнительную проводку по начислениям в ремонтный фонд, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.

Ремонт на содержание основных средств  непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой  прибыли предприятия  или фондов специального назначения (счет 84 «Нераспределенная прибыль,  непокрытый убыток»). Фактические расходы по ремонту этих объектов оформляют следующей проводкой:

Дебет 84  Кредит 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

               1.4. Амортизация основных средств.

     Под влиянием времени, воздействием сил  природы и в процессе эксплуатации основных средств постепенно изнашиваются. Они утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, снижается их технико-эксплуатационная возможность, в результате уменьшается балансовая стоимость основных средств. Различают физический и моральный износ основных средств

          Физический  износ средств труда выражается  в потере ими технических свойств  и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

              Моральный износ основных средств  - снижение стоимости действующих  основных средств в результате  появления новых их видов, более  дешевых и более производительных.[14] Различают 2 формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам. Моральный износ- экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания средств труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных средств.

       Для своевременной  замены устаревших средств труда,  без ущерба для предпринимателя, необходимо, чтобы стоимость выбывающих фондов была полностью перенесена на готовую продукцию. В амортизационном фонде должны быть накоплены необходимые средства. Только при этом условии процесс воспроизводства основного капитала может осуществляться планомерно и эффективно.         

       Амортизация-  процесс постепенного перенесения  стоимости основных средств по  мере износа на производимую  продукцию, превращения ее в  денежную форму и накопления  финансовых ресурсов в целях  последующего воспроизводства основных средств.[15]

      Начисление амортизации  объектов основных средств производится  независимо от результатов хозяйственной  деятельности организации в отчетном  периоде.[38]

       Объекты основных  средств стоимостью не более  10000руб. за единицу могут быть списаны на затраты производства (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.[44] Этот же порядок распространяется на приобретенные книги, брошюры и другие издания. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть осуществлен надлежащий контроль за их движением.

        Списание основных  средств на затраты производства  стоимостью до 10000р.за единицу  дает положительный результат  для предприятия, т.к. уменьшается остаточная стоимость основных средств, при этом уменьшается сумма налога на имущества предприятия. Для бухгалтерии проще вести учет данных основных средств.

Амортизация объектов основных средств  производится одним из следующих  способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).[49]

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств, производится в течение всего срока его полезного использования, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев. Начисление амортизационных отчислений приостанавливается также на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Годовая сумма начисления амортизационных  отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, т.е. данный способ можно представить формулой:

А=Сперв.*На*100, где

А-начисленная амортизация

Сперв-первоначальная стоимость объекта основных средств

На-норма амортизации (%)

Пример Первоначальная стоимость объекта составляет 10000руб. При сроке его службы 5 лет годовая сумма амортизационных отчислений равна 10000/5=2000р. Норма амортизации является постоянной. Накопленная амортизация в течение срока полезного использования равномерно увеличивается, остаточная стоимость равномерно уменьшается до достижения нулевого значения.

Данный способ наиболее распространен  на территории РФ, так как равномерно переносит стоимость объекта на себестоимость продукции. Его целесообразно применять для такой группы основных средств как «Здания и сооружения», т.к. их стоимость и срок службы велик и суммы годовых амортизационных отчислений будут равномерно влиять на себестоимость.

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, т.е. данный способ можно представить как формулу:

Амортизация = Со х Н.а. / 100%, где  Со – стоимость остаточная

Пример Для объекта О.С. первоначальной стоимостью 10000р. и сроком службы 5 лет при норме амортизации 40% сумма амортизации составляет:

В первый год-10000*40/100=4000р.

Информация о работе Учет и анализ ОС на примере ОАО «Автобаза №1»