Учет и анализ распределения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей экономической категорией, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организации, является прибыль. В рыночной экономике для отдельно взятой организации получение прибыли является целью, движущим мотивом деятельности и вместе с этим служит основным источником финансовых ресурсов, благосостояния трудового коллектива, социального и производственного развития. Прибыль выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернативных видов производства. Появление прибыли служит сигналом о том, что общество желает расширения данной отрасли, и как следствие заставляет капитал собственников мигрировать из одной отрасли в другую. Все выше перечисленное определяет центральное место и многогранную роль прибыли в развитии экономики. Стремление получить прибыль и увеличить ее является мощным фактором развития производственной деятельности коммерческой организации. Этот стимул и определяет экономическую и социальную сущность категории прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и анализ распределения прибыли.docx

— 375.52 Кб (Скачать файл)

Анализ коэффициентов, их динамики, чувствительности изменения, направления изменения позволяет оценить финансовое состояние любого предприятия.

3.2 Анализ прибыли (факторный анализ) организации

 

В процессе анализа изучаются динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции проводится в сравнении за три периода. В условиях сильных инфляционных процессов важно обеспечить сопоставимость показателей и исключить влияние на них повышения цен.

Показатели прошлого года приведены в сопоставимость с показателями отчетного года с помощью индексации цен. Плановые показатели разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования[49;].

 

Таблица 3.1.

Факторный анализ прибыли за 2009-2011 гг.

Показатели

Факт 2009 г.

Факт 2010 г.

Факт 2011 г.

Отклонения

Абс.

Гр.3-гр.2

Абс.

Гр.4-гр.3

%,

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации продукции, тысяч рублей

3518727

5228434

4905971

1709707,0

-322463,00

139,42

Себестоимость продукции, тысяч рублей

3239576

4421587

4472000

1182011,0

50413,00

138,04

в процентах к выручке

92,07

84,57

91,15

-7,50

6,59

99,01

Прибыль (убыток) от продаж, тысяч рублей

279151

806847

433971

527696,0

-372876,00

155,46

Уровень рентабельности, %

8,62

18,25

9,70

9,63

-8,54

112,62

Прибыль (убыток) от продаж, в процентах к выручке

7,93

15,43

8,85

7,50

-6,59

111,50

Прибыль от операций по процентам

973322

-52051

-16091

-1025373,0

+35960,00

-1,65

Прочие доходы

0

946846

717954

+946846,0

-228892,00

-

Прочие расходы

2092788

1170053

890514

-922735,00

-279539,00

42,55

Прибыль до налогообложения, тысяч рублей

186688

532822

245320

346134,00

-287502,00

131,41

Налоги, выплачиваемые из прибыли и прочие аналогичные платежи, тысяч рублей

62963

173413

87565

110450,00

-85848,00

139,07

Чистая прибыль, тысяч рублей

123725

359409

157755

235684,00

-201654,00

127,50


 

Факторный анализ прибыли приведенный в таблице показывает, что за отчетный период выручка от реализации продукции сократилась на -322463,00 тыс. руб., вместе с тем темп роста за анализируемый период составил 139%.

Для расчета базисного темпа роста использована формула (4):

 


 

(4)

 

 

где ТП0 - объем товарной продукции 2009 года, взятый за базу сравнения;

 

 Наблюдается также рост себестоимости  продукции за анализируемый период, темп роста составил 144 %, так рост себестоимости в основном произошел в 2010 году на +1131664,00, а в 2011 году наблюдается сокращение на -10451,00 тыс.руб., что в процентах к выручке составляет 4% пункта. Рост выручки от реализации продукции, за весь анализируемый период, привел к тому, что прибыль от реализации также выросла темп роста в 2011 году относительно 2009 года составил 155%. Однако относительный показатель рентабельности, показывающий соотношение прибыли и затрат, увеличился на +11% в 2010 году и снизился на -10% в 2011 году, общий темп роста за анализируемый период составил 108%.

За анализируемый период увеличилась прибыль до налогообложения темп роста составил 131%; Чистая прибыль также возросла -темп роста составил 139%.

Рост выручки от реализации продукции на +1709707,00 тыс. рублей увеличило прибыль на:

 

В 2010 году = +263807,7901 тыс. руб.

 

Снижение выручки от реализации продукции на тыс. рублей снизило прибыль на:

 

В 2011 году = -28537,9755 тыс. руб.

 

Снижение уровня себестоимости в процентах к выручке на -2,01 пункта уменьшило сумму затрат в 2010 году на:

 

= -263889 тыс. руб., что

 

соответственно повысило сумму прибыли на +263889 тыс. руб.

Рост уровня себестоимости в процентах к выручке на +4,41 пунктов повысил сумму затрат в 2011 году на:

 

= +344338 тыс. руб., что соответственно снизило сумму прибыли на -344338тыс. руб.

 

Итого по прибыли от реализации продукции:

 

В 2010 году +263807,7901 +263889= +527696 тыс. руб. = стр.4 гр.5

В 2011 году -28538 + (-344338) = -372876 тыс. руб. = стр.5 гр.4

Снижение прибыли от операций по процентам на -1025373,00 тыс. руб. снизило прибыль до налогообложения в 2010 году на -1025373,00 тыс. руб. (стр.7 гр.5)

Снижение убытка от операций по процентам на -35960 тыс. руб. повысило прибыль до налогообложения в 2011 году на +35960 тыс. руб. (стр.7 гр.6)

Рост прочих доходы на +946846,00 тыс. руб. в 2010 году, повысило прибыль на +946846,00 тыс. руб. (стр.8 гр.5)

Снижение прочих доходы на -228892,00 тыс. руб. в 2011 году, снизило прибыль на -228892,00 тыс. руб. (стр.8 гр.6)

Увеличение прочих расходов на +922735,00 тыс. руб. в 2010 году снизило сумму прибыли на -922735,0 тыс. руб. (стр.9 гр.5)

Снижение прочих расходов на -279539,00 тыс. руб. в 2011 году увеличило сумму прибыли на +279539,00 тыс. руб. (стр.9 гр.5)

 

Итого по прибыли до налогообложения:

 

В 2010 году +527696 +(-1025373,00) +946846,00 + (-922735,0) = +346134 тыс. руб. = стр.10 гр.5

В 2011 году -372876 + 35960 + (-228892,00) + 279539,00 = -286269 = стр.10 гр.6

 

Увеличение суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, на +110450,00 тыс. руб. уменьшило сумму чистой прибыли в 2010 году на -110450,00 тыс. руб.

Снижение суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, на -85848,00 тыс. руб. увеличило сумму чистой прибыли в 2011 году на +85848,00 тыс. руб.

 

Итого по чистой прибыли:

 

В 2010 году +346134 + (-110450,00) = +235684 тыс. руб. = стр.12 гр.5

В 2011 году -286269 + 85848,00 = -201654тыс. руб. = стр.12 гр.5

 

Отрицательным результатом работы предприятия является снижение уровня рентабельности по сравнению с 2010 годом с 18,25 % до 9,70%. Это означает, что предприятие получило прибыли на каждый рубль затрат производства продукции меньше по сравнению с прошлым годом примерно на 9 копеек.

Таким образом, величина упущенной выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) составила по сравнению с 2010 годом

 

= -381908,8тыс. руб.

 

Снижение уровня рентабельности предприятия произошло за счет роста уровня себестоимости продукции.

 

Таблица 3.2.

Анализ распределения чистой прибыли (тыс/руб)

Показатели

Фактические показатели

Отклонения, +,-

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Гр.3-гр.2

Гр.4-гр.3

1

2

3

4

5

6

1. Чистая прибыль отчетного периода

123725

359409

157755

+235684

-201654

2. Распределение прибыли:

  • в резервный фонд

-

-

-

   
  • на капитальные вложения
  • (нераспределенная прибыль)

110683

345094

116061

+234411

-229033

  • дивидендные выплаты

13042

14315

41694

+1273

+27379

3. Доля в распределяемой прибыли:

  • дивидендных выплат

10,54

3,98

26,43

-6,56

+22,45

  • прибыли, направленной в резервный фонд

-

-

-

   
  • капитализированной
  • (нераспределенной прибыли)

89,46

96,02

73,57

+6,56

-22,45


 

Таким образом, можно увидеть, что предприятие ООО «Целина» за последние 3 года полученную чистую прибыль распределяло на выплаты дивидендов и на капитальные вложения, при этом не наблюдается отчисления в резервный фонд из полученного положительного финансового результата в виде чистой прибыли. При этом в 2009 году доля дивидендных выплат составляла 11%, тогда как капитализация составляла 89%. 2010 году предприятие сокращает выплаты дивидендов –их доля в общей сумме чистой прибыли направленной на распределение составила всего 4%, а доля капитализации (увеличение собственного капитала) составляет 96%. В 2011 году картина кардинально меняется, во-первых наблюдается сокращение чистой прибыли возможной к распределению на -201654 тыс.руб., вместе с тем наблюдается значительное увеличение доли прибыли распределенной на выплаты дивидендов –она составляет 26%, тогда как распределение чистой прибыли направленной на капитализацию значительно сокращается и теперь составляет 74% от общей суммы чистой прибыли направленной на распределение сокращение составило -229033 тыс. руб.

У данного предприятия нет четкой политики в отношении распределения прибыли, окончательные решения по планируемым направлениям использования прибыли принимаются после утверждения плана прибыли с учетом возможностей ее получения. Если - план прибыли меньше или больше прогнозируемой прибыли исходя из потребности в ней, то это дает основание для уточнения величины прибыли, направляемой в соответствующие каналы ее использования[55;].

 

3.3 Резервы по анализу распределения прибыли организации

 

Статическое понимание баланса требует построения системы анализа распределения прибыли, позволяющей делать вывод о том, удовлетворены ли интересы и требования различных групп, участвующих в бизнесе, связанном с данным предприятием: требования акционеров, кредиторов, менеджеров и третьих лиц.

В качестве концептуальной основы для построения такой системы анализа выбрана так называемая «просвещённая теория заинтересованных сторон». Согласно данной теории, менеджмент компании принимает решения с учётом интересов всех заинтересованных сторон в организации, но, при этом, долгосрочная цель роста стоимости компании является определяющей.

Моделируя компанию согласно данной теории, получаем некоторую идеальную корпорацию, в которой путём распределения прибыли решается первостепенная задача удовлетворения требований акционеров с учётом того, что интересы кредиторов и третьих лиц будут защищены, а решение о распределении является прогнозируемым, в соответствии с долгосрочными программами компании, и направлено на увеличение стоимости компании. Соответственно, анализ распределения прибыли базируется на том, насколько близко анализируемая компания соответствует описанному идеалу[67;].

Собственники в такой моделируемой компании не являются особыми заинтересованными лицами, имеющими привилегии над другими. Каждый участник здесь получает выгоду исходя из собственного вклада, умноженного на оговоренный внутренними соглашениями или рынком процент наращения.

Теория заинтересованных сторон, скорректированная на долгосрочную цель роста стоимости компании, позволяет найти довольно простое решение в задаче по определению оптимальной величины дивидендов. Нет причин для необоснованно высоких или необоснованно низких выплат акционерам. Величина дивидендов определяется путём умножения величины предоставленного на процент доходности, требуемой рынком по акциям компании. Полученная величина должна быть ограничена приростом чистых активов за отчётный период и может быть скорректирована с учётом долгосрочной политики по выплате дивидендов, направленной на рост стоимости компании. Кроме того, при принятии решения о выплате дивидендов должен быть принят во внимание и альтернативный способ получения доходов акционерами в виде роста цены акций компании.

Текущее же решение по дивидендам требует полной информации о состоянии дел в компании, и основывается на таких показателях как целевая функция структуры капитала, доступность и цена внешнего капитала, доля миноритариев, налоговые ставки и уровень инфляции, степень адекватности оценки рынком компании, возможности роста стоимости и т.д. Получение такой информации основывается на глубоком фундаментальном и финансовом анализе компании[64;].

Основные показатели, необходимые для проведения анализа, должны концентрировать в себе наиболее важную информацию об ожиданиях акционеров и кредиторов по поводу распределения прибыли, об оценке компании рынком, об эффективности работы менеджмента компании. Эти показатели позволяют получить ответ на следующие вопросы:

  • на какой дивидендный доход рассчитывают акционеры, предоставляя капитал;
  • защищены ли кредиторы и третьи лица организации от риска того, что предоставленные ими ресурсы будут использованы на иные цели, чем те, которые оговаривались в договоре;
  • насколько эффективно был использован капитал организации;
  • насколько позитивно оценил рынок данную компанию;
  • какую прогнозную оценку дают менеджеры компании дивидендным выплатам в соответствии с разработанной ими инвестиционной и дивидендной политикой.

В соответствии с данными требованиями к информационному содержанию размера выплачиваемых дивидендов, анализ распределения начинается с расчёта следующих финансовых показателей:

Информация о работе Учет и анализ распределения прибыли