Учет и контроль операций с основными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия изучить порядок учета и контроля основных средств.
Для достижения данной цели при выполнении данной работы поставлены следующие задачи:
• исследовать экономическая сущность основных средств их классификацию и оценку;
• определить порядок ведения бухгалтерского учета основных средств в современных условиях хозяйствования;
• рассмотреть порядок документального оформления движения основных средств, аналитический и синтетический их учет;
• рассмотреть вопросы контроля операций с основными средствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Основные средства и их роль в функционировании организации 6
1.2 Основные средства как объект бухгалтерского учета и контроля 8
2 УЧЕТ ОСНОВНЫХСРЕДСТВ 17
2.1 Документальное оформление хозяйственных операций по учету основных средств 17
2.2 Синтетический и аналитический учет основных средств 21
2.3 Инвентаризация и переоценка основных средств 25
3 КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 30
3.1 Организация контроля основных средств на предприятии 30
3.2 Проверка наличия и обеспечения сохранности основных средств 31
3.3 Проверка операций с основными средствами 37
3.4 Обобщение и оценка результатов контроля основных средств 43
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Вложенные файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Процесс расширенного воспроизводства  требует непрерывного пополнения и обновления основных средств. Он характеризуется беспрерывным вводом в действие зданий, сооружений, оборудования и других объектов основных средств.

Отражение операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с  поступлением основных средств зависит от источников поступления основных средств.

На предприятия объекты  основных средств поступают в  результате:

1. приобретения за  плату у других субъектов хозяйствования:

1.1 основные средства, требующие монтажа;

            1.2 основные средства, не требующие  монтажа;

2. строительства:

          2.1 подрядным способом;

          2.2 хозяйственным способом;

3. безвозмездного поступления  от предприятий одного собственника;

4. оприходования излишков  выявленных при инвентаризации.

Источники финансирования поступления основных средств представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Источники финансирования поступления основных средств

 

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8.12.2003 г. № 168 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов» были утверждены типовые унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов. Указанное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Министерства финансов от 22.04.2011 г. № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов».В то же время предприятия могут предусмотреть в учетной политике использование ранее действующих форм первичной учетной документации по учету основных средств.

Движение основных средств  и документы, применяемые на разных этапах движения, приведены на рисунке 2.2.

Поступающие на предприятие  основные средства должны быть оформлены документами (формы первичной учетной документации), оприходованы и закреплены за материально ответственными лицами.

При приобретении основных средств за плату у других субъектов хозяйствования или физических лиц составляется договор поставки. На каждый отгруженный объект основных средств поставщики выписывают в адрес предприятия счет–фактуру, служащий основанием для расчета. Основные средства, поступающие автомобильным транспортом, оформляют товарно-транспортной накладной. Оприходование основных средств производят оформлением приходного ордера  и товарной накладной.

Приемку в эксплуатацию поступивших объектов основных средств осуществляет специально созданная в организации комиссия. Она составляет «Акт о приеме–передаче объекта основных средств» (№ОС–1) в количестве не менее двух экземпляров на каждый объект в отдельности.

Составление общего «Акта о приеме–передаче групп объектов основных средств» формы ОС–1а, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. К ним прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к объектам основных средств (паспорта, спецификации, рабочие инструкций и др.), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.

После оформления они  вместе с приложенной технической  документацией передаются в бухгалтерию организации, подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителям организации или лицами, на то уполномоченными.

Каждому объекту в  момент составления акта формы №ОС–1 присваивается инвентарный номер, который указывается во всех первичных документах до момента выбытия объекта основного средства.

Акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Данный акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на прием объектов основных средств, а также представителем организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, и утверждается руководителем, после чего сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняла сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

 

поступление

Товарно-транспортная накладная (ТТН–1), товарная накладная (ТН–2), договор поставки основных средств, акт о приеме–передаче объекта основных средств (№ОС–1), акт о приеме–передаче групп объектов основных средств (№ОС–1а) акт ввода объекта основных средств.

   

оприходование

Журнал–ордер №4, счет 01 «Основные  средства», инвентарная карточка учета объекта основных средств (№ОС–6), инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (№ОС–6а), инвентарная книга учета объектов основных средств (№ОС–6б)

   

в подотчете материально-ответственного лица

Договор о материальной ответственности, материальный отчет формы М–19

   

эксплуатация

Отнесение на себестоимость амортизационных отчислений и других затрат

   

внутреннее перемещение

Накладная на внутреннее перемещение  объектов основных средств (№ОС–2),акт о приеме–передаче объекта основных средств (№ОС–1) (2 экземпляра)

   

списание

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (№ОС–4), акт о списании автотранспортных средств (№ОС–4а), акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (№–4б)

   

 выбытие

Договор купли–продажи, договор безвозмездной передачи

       

ликвидация

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (№ОС–4)


Рисунок 2.2 – Документальное оформление движения основных средств

 

Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. Акт составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах, утверждается директором. В случае невозможности проведения качественного приема оборудования при его поступлении на склад акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя, лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.

Передача оборудования в монтаж оформляется актом о  приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15).  Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется в установленном порядке по форме ОС-1.

На каждый инвентарный  объект открывается «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (№ОС–6). В ней отражаются наименование объекта основного средства, все основные реквизиты, характеризующие объект, норма амортизационных начислений, а также присвоенный объекту инвентарный номер.

В дальнейшем в «Инвентарной карточке учета объекта основных средств» отражают все операции, осуществляемые с данным объектом: перемещения, модернизация, ремонт, начисление амортизации, выбытие. Регистрируются инвентарные карточки учета основных средств в инвентарной книге учета объектов основных средств форма №ОС–6б.

Для обеспечения контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в специальной «Описи инвентарных карточек по учету основных средств» (форма ОС-10), составляемой в одном экземпляре. В ней указываются: наименование основных средств, их назначение, инвентарный номер и номер карточки по каждому объекту, а также делаются отметки об их выбытии. Описи инвентарных карточек ведут в разрезе классификационных групп основных средств. 

При оформлении внутреннего  перемещения основных средств составляется «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» в трех экземплярах передающей стороной: первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у подразделения сдатчика, третий – получателю.

Основные средства в  случае необходимости перемещаются из одного подразделения предприятия в другое, а также выбывают с предприятия по различным причинам. На объекты, переданные из одного подразделения в другое, бухгалтерские проводки не составляются, а в картотеке аналитического учета на основании внутренней накладной переставляется карточка из подразделения, где находился объект, в подразделение, куда он передан.

Выбытие основных средств  связано либо с продажей, либо с  их безвозмездной передачей другим предприятиям и организациям, либо с ликвидацией вследствие физического или морального износа, либо в результате аварий, стихийных бедствий, недостачи и других причин. Для определения непригодности объектов, остаточной (продажной) стоимости и оформления документов на их выбытие на каждом предприятии приказом директора создается постоянно действующая комиссия. На постоянно действующую комиссию возложены обязанности производить осмотр выбывающих объектов, устанавливать причины их списания или прочего выбытия, определять стоимость объектов при реализации их другому юридическому или физическому лицу, а также при передаче в аренду, определять возможность использования материалов, полученных от ликвидации (разборки, демонтажа) основных средств, составлять соответствующие документы на выбытие основных средств.

В соответствии с решением на предприятии оформляется Приказ о списании основных средств. Созданная комиссия для ликвидации основных средств составляет акт о списании основных средств формы № ОС–4. При ликвидации автотранспортных средств составляется Акт о списании автотранспортных средств формы № ОС–4а. При списании групп объектов основных средств применяется «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)» формы № ОС–4б. На годные остатки оформляется товарная накладная.

Таким образом, в аналитическом учете основные средства учитываются в натуральном выражении по инвентарным объектам. Под инвентарным объектом согласно законодательства понимают «объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций» [7, С. 28].

2.2 Синтетический  и аналитический учет основных средств

 

Учет основных средства организован на активном счете 01 «Основные средства», на котором отражается наличие и движение собственных основных средств организации.

Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.04.2012 № 26, Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением  Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств или проведение работ, оформленных в качестве капитальных вложений, отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Аналитический учет основных средств ведется по группам основных средств.

Проводки, составляемые при поступлении основных средств  на предприятие, отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Хозяйственные операции по поступлению основных средств

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Приобретение  объектов  основных средств, не требующих  монтажа

1 Акцептован счет поставщика  на приобретение основного средства

08

60

2 НДС по приобретенным основным средствам выставленный поставщиком

18

60

3 Оплата счета поставщику  с учетом НДС

60

51

4 Объект основных средств  вводится в эксплуатацию

01

08

5 НДС к зачету по  приобретенному объекту основных средств, в месяце следующим за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию

68

18

Приобретение  объектов основных средств, требующих монтажа

1 Отражена стоимость полученного от поставщика объекта основных средств, требующего монтажа

07

60


Продолжение таблицы 2.1

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

2 НДС по приобретенным  основным средствам выставленный  поставщиком

18

60

3 Оплата счета с  учетом НДС

60

51

4 Отражена стоимость  услуг транспортной организации  по доставке объекта основного средства

07

60

5 НДС по оказанным  транспортным услугам выставленный транспортной организацией

18

60

6.Оплачен счет транспортной  организации с учетом НДС

60

51

7 Оборудование передано  в монтаж

08.

07

8 В ходе монтажа  были произведены следующие расходы:

08

 

8.1 Израсходованы материалы

10

8.2 Начислена заработная плата работникам, занятым в монтажных работах

70

8.3 Отчисления в фонд  социальной защиты населения

69

8.4 Обязательное отчисление  на страхование от несчастных  случаев на производстве и профзаболеваний

76

9 Объект основных средств  введен в эксплуатацию

01

08

10 НДС к зачету по  приобретенному объекту основных  средств, в месяце следующим за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию

68

18

11 Принимается к вычету  НДС по транспортным услугам,  в месяце следующим за месяцем  ввода объекта основных средств в эксплуатацию

68

18

Строительство объектов основных средств подрядным  способом

1 Отражены затраты  по строительству объектов, указанные  в предъявленном к оплате счете подрядчиком

08

60

2 НДС, выставленный  подрядчиком по построенному объекту основных средств

18

60

3 Оплата счета подрядной  организации с учетом НДС

60

51

4 Объект основных средств  введен в эксплуатацию

01

08

5 Принят НДС к зачету, выделенный подрядной организацией  за строительство основного средства, в месяце следующим за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию

68

18

Информация о работе Учет и контроль операций с основными средствами