Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия изучить порядок учета и контроля основных средств.
Для достижения данной цели при выполнении данной работы поставлены следующие задачи:
• исследовать экономическая сущность основных средств их классификацию и оценку;
• определить порядок ведения бухгалтерского учета основных средств в современных условиях хозяйствования;
• рассмотреть порядок документального оформления движения основных средств, аналитический и синтетический их учет;
• рассмотреть вопросы контроля операций с основными средствами.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Основные средства и их роль в функционировании организации 6
1.2 Основные средства как объект бухгалтерского учета и контроля 8
2 УЧЕТ ОСНОВНЫХСРЕДСТВ 17
2.1 Документальное оформление хозяйственных операций по учету основных средств 17
2.2 Синтетический и аналитический учет основных средств 21
2.3 Инвентаризация и переоценка основных средств 25
3 КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 30
3.1 Организация контроля основных средств на предприятии 30
3.2 Проверка наличия и обеспечения сохранности основных средств 31
3.3 Проверка операций с основными средствами 37
3.4 Обобщение и оценка результатов контроля основных средств 43
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Продолжение таблицы 2.1
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Строительство объектов основных средств хозяйственных способом | ||
1 Выставлен счет архитектурным
бюро за проектно–сметную докум |
08 |
60 |
2 НДС выставленный архитектурным бюро |
18 |
60 |
3 Оплата счета с учетом НДС |
60 |
51 |
4 В ходе строительства
были произведены следующие рас |
08 |
|
4.1 Израсходованы строительные материалы |
10 | |
4.2 Затраты на доставку строительных материалов |
23 | |
4.3 Начислена заработная плата работникам, занятым в строительных работах |
70 | |
4.4 Отчисления в фонд социальной защиты населения |
69 | |
4.5 обязательное отчисление на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
76 | |
5 Объект основных средств введен в эксплуатацию |
01 |
08 |
8 НДС к вычету по
приобретенным услугам для |
68 |
18 |
Получение объектов основных средств безвозмездно | ||
1 Получен безвозмездно объект основных средств по рыночной (оценочной стоимости) |
08 |
98 |
2 Объект основных средств введен в эксплуатацию |
01 |
08 |
3 Если по безвозмездно полученному объекту основных средств начисляется амортизация, то ее начисление отражается записью
3.1 Одновременно на сумму начисленной амортизации |
20, 23, 25, 26, 29, 98 |
02
91 |
4 Если по безвозмездно полученному объекту основных средств не начисляется амортизация, то суммы, учтенные на счете 98, списываются на счет 92 равномерно в течение всего срока полезного использования |
98 |
91 |
Оприходование излишков объектов основных средств выявленных при инвентаризации | ||
1 Оприходование излишков основных средств |
01 |
91 |
2 Начислен НДС по оприходованным излишкам ОС |
18 |
68 |
3 Зачет НДС, в месяце следующим за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию |
68 |
18 |
Выбытие основных средств может происходить при их:
Для учета выбытия объектов основных средств рабочим планом счетов предприятия к счету 01 «Основные средства» предусматривают субсчет 01.9 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта основных средств, а в кредит – сумма начисленной за весь период эксплуатации амортизация (с дебета счета 02 «Амортизация основных средств»).
Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 «Основные средства» субсчета «Выбытие основных средств» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
После того как объект основного средства стало нецелесообразно использовать в своей хозяйственной деятельности оно должно попытаться реализовать его.
Если предприятию не удалось найти покупателя на объект основного средства, то оно подлежит ликвидации. При ликвидации объектов основных средств могут быть оприходованы годные остатки (материалы, запчасти), которые могут быть использованы в дальнейшем. На учет годные остатки берутся по цене возможного использования.
При выбытии основных средств в бухгалтерском учете составляются следующие записи (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Хозяйственные операции по реализации основных средств
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Реализация объектов основных средств | ||
1 Списывается первоначальная стоимость реализуемого объекта основных средств |
01.9 |
01 |
2 Списывается начисленная амортизация |
02 |
01.9 |
3 Списывается остаточная стоимость реализуемого объекта |
91 |
01.9 |
4 Начислена сумма НДС по реализованному объекту |
91 |
68 |
При расчете НДС необходимо определить расхождения между ценой реализации без НДС (договорной стоимостью) и остаточной стоимостью объекта основных средств. Если цена реализации без НДС выше остаточной стоимости, то НДС рассчитывается от цены реализации. Если цена реализации без НДС ниже остаточной стоимости объекта, то НДС рассчитывается от цены реализации. | ||
5 При реализации объекта основных средств были произведены следующие расходы: |
91 |
|
5.1 Израсходованы материалы при демонтаже |
10 | |
5.2 Затраты по доставке основного средства собственным транспортом |
23 | |
5.3 Начислена заработная плата работникам, занятым в ликвидации основного средства |
70 | |
5.4 Отчисления в фонд социальной защиты населения |
69 | |
5.5 Обязательное отчисление на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
76 | |
6 Предъявлен счет покупателю за реализованный объект основных средств по цене реализации с учетом НДС |
62 |
91 |
7 Покупателем оплачен предъявленный счет за реализуемый объект основных средств |
51 |
62 |
8 Отражен финансовый результат по реализации основного средства |
||
8.1 Прибыль |
91 |
99 |
8.2 Убыток |
99 |
91 |
Ликвидация объектов основных средств | ||
1 Списывается первоначальная стоимость выбывшего из эксплуатации объекта основных средств |
01.9 |
01 |
2 Списывается начисленная амортизация |
02 |
01.9 |
3 Списывается остаточная стоимость ликвидируемого объекта |
91 |
01.9 |
4 При ликвидации объекта основных средств были произведены следующие расходы: |
Продолжение таблицы 2.2
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
4.1 Начислена заработная плата работникам, занятым в ликвидации основного средства |
91 |
70 |
4.2 Отчисления в фонд социальной защиты населения |
69 | |
4.3 Обязательное отчисление на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
76 | |
5 Оприходованы годные остатки |
10 |
91 |
6 Начислен НДС (остаточная стоимость минус годные остатки) |
91 |
68 |
НДС при ликвидации объектов основных средств начисляется лишь в том случае, если остаточная стоимость ликвидируемого объекта превышает стоимость оприходованных годных остатков. | ||
7 Отражен убыток от ликвидации основного средства |
99 |
91 |
Безвозмездной передача объектов основных средств | ||
1 Списывается первоначальная (восстановительная) стоимость передаваемого объекта |
01.9 |
01 |
2 Списана сумма накопленной амортизации |
02 |
01.9 |
3 Списывается остаточная стоимость |
91 |
01.9 |
4 На остаточную стоимость безвозмездно передаваемых основных средств в пределах разных собственников начисляется НДС |
91 |
68 |
5 Финансовый результат от ликвидации объекта основных средств Убыток |
99 |
91 |
Отражение недостачи объектов основных средств выявленной при инвентаризации | ||
1 По результатам проведенной инвентаризации выявлена недостача объекта основных средств |
94 |
01.9 |
2 На сумму восстановительной стоимости |
01.9 |
01.00 |
3 На сумму амортизации |
02 |
01.9 |
4 В соответствии с законодательством Республики Беларусь суммы недостач материальных ценностей, подлежащие взысканию с конкретных виновников, облагаются НДС |
94 |
68 |
5 Недостача относится на виновное лицо в размере определенном судебными органами с учетом НДС в части суммы, отнесенной на виновное лицо |
73 |
94 |
6 Виновное лицо погашает недостачу |
||
6.1 Сумма недостачи удерживается из заработной платы |
70 |
73 |
6.2 Вносится самостоятельно через кассу или расчетный счет |
50,51 |
73 |
7 Если недостача возмещается в не полном размере, то остальная сумма недостачи списывается на финансовый результат (без НДС) |
91 |
94 |
Если на дату составления бухгалтерского баланса на предприятии имеются основные средства, не введенные в эксплуатацию, то в таком случае они отражаются в бухгалтерском балансе по строке 140 «Вложения в долгосрочные активы».
Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий со стороны членов специально-созданной в организации комиссии по проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности [25; стр. 473].
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. № 302-З) и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 г. № 50), для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации. Проведение инвентаризации обязательно:
Инвентаризация имущества и обязательств направлена на обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе ее проведения проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 г. № 50).
Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации. Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии. В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие обходимые навыки, знания.
До начала инвентаризации основных средств проверяется:
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет опись.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений)
Машины, оборудование и транспортные
средства заносятся в описи
При инвентаризации основных средств, находящихся на ответственном хранении, аренде, оформляется отдельная инвентаризационная опись согласно. Один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи и включаются недостающие и правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем - по наружному или внутреннему обмеру, площадь - общая полезная площадь, число этажей без подвалов, полуподвалов и т.д., год постройки и др.
Информация о работе Учет и контроль операций с основными средствами