Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:54, курсовая работа
Целью работы является изучение состояния учета затрат и калькуляции на примере предприятия МОУ «Кадетская школа-интернат» и разработка предложений по совершенствованию учета затрат.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современное состояние учета затрат и методы калькулирования;
- рассмотреть организацию первичного и сводного учета затрат на конкретном предприятии;
- выявить недостатки и разработать предложения по совершенствованию учета затрат.
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
1. Основы учета затрат на предприятии - - - - - - - - - - - - -
1.1. Основные принципы организации учета затрат - - - - - - - -
1.2. Понятие затрат, их классификация - - - - - - - - - - - - -
1.3. Принципы калькулирования, его объекты и методы - - - - - -
2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования на материалах МОУ «КШИ №9» - - - - - - - - - - - - - - - - -
2.1. Краткая экономическая характеристика МОУ «КШИ №9» - - - -
2.2. Учет затрат и калькулирование в процессе деятельности МОУ «КШИ №9» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
2.3. Состояние и пути совершенствования учета затрат - - - - - -
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В условиях массового характера производства, когда номенклатура выпускаемой продукции строго ограничена и когда предприятие специализируется на выпуске одного – двух изделий, также применяется попередельный метод учета. Особенностями массового производства являются:
- постоянство выпуска
небольшой номенклатуры
- специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной постоянно закрепленной операции;
- значительное повышение
удельного веса
- применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ.
В промышленности применяется два варианта учета затрат на производство: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. [5, с. – 110]
Учет затрат на производство при бесполуфабрикатном варианте ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделения в другое. Контроль за движением полуфабрикатов внутри и между цехами осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении, без записей на бухгалтерских счетах.
Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей и узлов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При этом варианте учета затрат на производство себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления. Данный метод предпочтительнее с точки зрения достоверности и точности калькулирования.
Однако в бесполуфабрикатном методе учета имеются и недостатки:
- использование данного
метода предполагает
- бесполуфабрикатный
метод учета не позволяет
При полуфабрикатном варианте учет осуществляется с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из цеха в цех в системе счетов бухгалтерского учета. При этом варианте себестоимость определяется по выпуску продукции каждого цеха (передела).
При этом калькулируется
себестоимость не только продукта по
предприятию в целом, но и продукция
отдельных цехов, передаваемой другим
цехам для обработки или
При этом варианте предполагается использование синтетического счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
По дебету счета 21 «Полуфабрикаты
собственного производства» в
Преимуществом полуфабрикатного метода учета является наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела (она необходима при их продаже). Кроме того, этот метод позволяет учитывать остатки незавершенного производства в местах его нахождения, контролировать движение полуфабрикатов собственного производства. При этом не требуется одновременная инвентаризация незавершенного производства по всему предприятию.
Позаказный метод.
Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия.
В промышленности он применяется,
как правило, на предприятиях с единичным
типом организации производства
Объектом калькуляции является производственный заказ (например, постройка корабля, строительство конкретного дома и др.), фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. [7, с. – 95]
Особенностями единичного типа производства являются:
- большое разнообразие
изготавливаемой продукции,
- технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления отдельных операций и деталей за рабочими местами;
- применение универсального оборудования и приспособлений;
- относительно большой удельный вес ручных сборочных и доводочных операций;
- преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации;
- относительно длительный срок изготовления продукции.
Сферой применения позаказного метода учета являются также мелкосерийные промышленные предприятия, выпускающие продукцию в незначительных количествах.
Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с выбранной базой распределения. [7, с. – 97]
Метод учета затрат по полной себестоимости.
Калькулирование полной себестоимости включает все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Такие затраты условно делят на две большие группы – прямые и косвенные.
К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.
Большое значение в организации учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенными являются лимитные и лимитно-заборные карты. В них указываются: вид операции, номер склада, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода.
Однако отпуск материалов в производство еще не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг), на цеховые и общезаводские расходы.
Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации.
Общий фактический расход материала за отчетный период определяется по формуле [5, с. – 139]:
Рф = Онп + П – В – Окп,
где Рф – фактический расход материалов за отчетный период, руб.;
Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
П – документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В – внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат на склад, передача в другие цеха и т.д.);
Окп - остаток материала на конец отчетного периода, определенный по данным инвентаризации, руб.
Фактический расход материалов на каждое изделие определяется путем их распределения пропорционально нормативному расходу.
Результатом документального оформления расхода движения основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»
Косвенные расходы предварительно учитываются на счетах 25 и 26, а затем списываются в Дебет 20 путем распределения пропорционально экономически обоснованной базе распределения.
Метод учета затрат по сокращенной себестоимости.
Сокращенная себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов. Сущность этого метода заключается в том, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.
Одним из примеров метода учета по сокращенной себестоимости является «директ-костинг». Суть такой системы заключается в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовый результат. Данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат – лучше контролируемыми.
Метод учета фактической себестоимости.
Такой метод строится
на принципах полного и
Основной недостаток этого метода в том, что, применяя его, невозможно вовремя сообщить администрации о непроизводительных расходах труда и материалов, которые можно было бы устранить путем принятия экстренных мер. [3, с. – 168]
Таким образом, учет фактических
затрат исключает возможность
Нормативный метод.
Учет затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.
Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.
Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться, как правило, снижаться, по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.
Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм.
Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки деятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реальных цен.
Подводя итог, можно сказать, что ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, которые либо обязательны к применению, либо носят рекомендательный характер, методические рекомендации и инструкции призваны корректировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Руководство организации самостоятельно принимает решения, в каких направлениях классифицировать затраты, на сколько детализировать места возникновения затрат, т.к. их правильная группировка позволяет определить, что и в каком объеме расходует предприятие. Информация, получаемая в процессе выполнения задач калькулирования, позволяет решать традиционные вопросы и прогнозировать экономические последствия различных ситуаций в процессе деятельности предприятия. И от правильной организации бухгалтерского учета затрат будет зависеть не только формирование себестоимости продукции, но и эффективность работы предприятия в целом, что очень важно в новых условиях хозяйствования.
Глава 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования на МОУ «КШИ №9»
Муниципальное образовательное учреждение «Кадетская школа-интернат №9» функционирует с 1961 года. За годы существования данного заведения здесь произошло много изменений: это была и школа-интернат, и детский дом. В 80-х годах данному учреждению снова присваивают статус школы-интерната. В 90-х годах в РФ начинает свое возрождение кадетское движение. В рамках этих исторических процессов на базе школы-интерната была создана «Кадетская средняя школа-интернат №9». Данное учебное учреждение было зарегистрировано в Областном управлении образования при администрации Омской области и в администрации г. Омска. Но в 1999 г., в ходе реорганизации административных делений, школе был присвоен статус МОУ «Кадетская школа-интернат №9» САО г. Омска.
Информация о работе Учет и распределение затрат по обьектам калькулирования