Учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Учет операций по движению товарно-материальных ценностей является одним из самых трудоемких участков учета на предприятии. Именно поэтому предприятию нужна рациональная организация учета МПЗ. Организация учета движения МПЗ приобрела в последнее время особую актуальность. Предприятия, стараясь избежать излишней налоговой нагрузки, пытаются оптимизировать количество и состав своих запасов, правильно организовать складское хозяйство для избежания потерь. Законодательные органы также уделяли данной теме большое внимание: изменения в состав МЗ были внесены

Содержание

Введение. 3
Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов. 4
Документальное оформление материальных запасов. 9
Учет производственных запасов на складах. 12
Учет материалов в бухгалтерии. 14
Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов. 25
Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок 26
Учет животных на выращивании и откорме. 27
Учет специального имущества. 30
Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей. 31
Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 32
Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности 33
Заключение. 34
Список используемых источников: 37

Введение.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет материалов .docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

Поступающие в организацию  материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой  продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в  двух экземплярах: один непосредственно  покупателю, другой - через банк); товарно-транспортные накладные и др. Расчетные и  другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим  документам проверяют соответствие объему, ассортименту, срокам поставки, ценам, качеству материалов и другим договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном  или другом документе делают отметку  о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел  снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С  этой целью в отделе снабжения  ведут Журнал учета поступающих грузов. Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает  на станции прибывшие материалы  по количеству мест и массе. При обнаружении  им признаков, вызывающих сомнение в  сохранности груза, он может потребовать  от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи  мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для  предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала  данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами.

При отсутствии расхождений  между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки  приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют  штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при  этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в  качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов  производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают  материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения  за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в  котором он излагает содержание хозяйственной  операции с указанием даты, места  покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Порядок документального  оформления отпуска материалов зависит  прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности  их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых  в производство и на другие нужды  ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов  производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись "Замена, смотри требование N __" и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные.

Списание материалов оформляют  актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции  и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы  по их видам отражаются в актах  или отчетах о выпуске и  реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно  работником предприятия, ответственным  за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем  организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации  по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию  под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

 

Учет производственных запасов на складах.

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными  ресурсами на предприятиях создаются  специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов.

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным  лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером  организации. С кладовщиком заключается  по установленной форме типовой  договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет  материальный ярлык и прикрепляет  его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу  измерения, цену и лимит наличия  материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в  бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер  склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет  колонки прихода, расхода и остатка  материалов.

Запись в карточках  кладовщик делает на основании первичных  документов (приходных ордеров, требований, накладных и т.п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят  остаток материалов. Ведение учета  материалов допускается также в  книгах учета материалов, которые  содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Первичные документы после  записи их данных в карточки учета  передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость  в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем  упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров  аналитического учета используются отчеты материально ответственных  лиц.

 

Учет материалов в бухгалтерии.

 Все первичные документы  по движению материалов со  складов и подразделений организации  поступают в бухгалтерию. Именно  на этой стадии учетного процесса  работники бухгалтерии обязаны  осуществлять действенный контроль  за законностью, целесообразностью  и правильностью документального  оформления операций по движению  материалов. После проверки первичные  документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов  на цену).

Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. При использовании оборотных ведомостей применяют два варианта учета материалов.

При первом варианте в бухгалтерии  открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании  первичных документов операции по поступлению  и расходу материалов. По окончании  месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно-суммовые оборотные  ведомости материалов по каждому  складу и подразделению. На основе указанных  оборотных ведомостей составляют сводную  оборотную ведомость, в которую  переносят итоги указанных оборотных  ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости  сверяют с данными синтетического учета.

При втором варианте все  приходные и расходные документы  группируют по номенклатурным номерам  и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении  и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и  денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих  синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных  ведомостей составляют сводные оборотные  ведомости. При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость  ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, так как в оборотную  ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивен сальдовый метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей  в карточках складского учета  и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных  случаях работник бухгалтерии переносит  количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному  номеру материалов из карточек складского учета в сальдовую ведомость (без  оборотов прихода и расхода). После  проверки и визирования работником бухгалтерии сальдовую ведомость  передают в бухгалтерию, где остатки  материалов таксируют по твердым  учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам  материалов и в целом по складу.

На основании указанных  сальдовых ведомостей составляют сводную  сальдовую ведомость, в которую  переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам  материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости и  сводные сальдовые ведомости  ежемесячно сверяются с данными  синтетического учета материалов.

Для обобщения и группировки  информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные  ведомости). Они составляются по каждому  складу (подразделению) отдельно по приходу  и расходу материалов, и учет в  них может осуществляться по фактической  себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги  оборотов за месяц в разрезе групп  материалов по субсчетам и синтетическим  счетам по каждому складу или подразделению.

Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят  в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе  групп материалов по соответствующим  синтетическим счетам и субсчетам.

Данные сводной ведомости  движения материалов и накопительных  ведомостей ежемесячно сверяются с  показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

Организации могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующие  счета и субсчета по каждому направлению  расхода материалов (в стоимостной  оценке). В ведомости указывают  транспортно-заготовительные расходы  или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

Информация о работе Учет материалов