Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:57, контрольная работа
Учет операций по движению товарно-материальных ценностей является одним из самых трудоемких участков учета на предприятии. Именно поэтому предприятию нужна рациональная организация учета МПЗ. Организация учета движения МПЗ приобрела в последнее время особую актуальность. Предприятия, стараясь избежать излишней налоговой нагрузки, пытаются оптимизировать количество и состав своих запасов, правильно организовать складское хозяйство для избежания потерь. Законодательные органы также уделяли данной теме большое внимание: изменения в состав МЗ были внесены
Введение. 3
Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов. 4
Документальное оформление материальных запасов. 9
Учет производственных запасов на складах. 12
Учет материалов в бухгалтерии. 14
Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов. 25
Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок 26
Учет животных на выращивании и откорме. 27
Учет специального имущества. 30
Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей. 31
Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 32
Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности 33
Заключение. 34
Список используемых источников: 37
Введение.
Поступающие в организацию
материалы оформляют
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк); товарно-транспортные накладные и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объему, ассортименту, срокам поставки, ценам, качеству материалов и другим договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов. Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор
доставляет на склад предприятия
и сдает заведующему складом,
который проверяет соответствие
количества и качества материала
данным счета поставщика. Принятые
кладовщиком материалы
При отсутствии расхождений
между данными поставщика и фактическими
данными разрешается
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов
осуществляют автотранспортом, то в
качестве первичного документа применяют товарно-
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Подотчетные лица приобретают
материалы в организациях торговли,
у других организаций и кооперативов,
на колхозном рынке или у
Порядок документального
оформления отпуска материалов зависит
прежде всего от организации производства,
направления расхода и
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.
Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись "Замена, смотри требование N __" и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.
Для учета движения материалов
внутри предприятия применяют
Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.
Вместо первичных документов
по расходу материала можно
В небольших организациях
отпуск материалов на производство продукции
и оказание услуг осуществляется
без оформления специальными документами.
Фактически израсходованные материалы
по их видам отражаются в актах
или отчетах о выпуске и
реализации готовой продукции. Акты
составляются, как правило, подекадно
работником предприятия, ответственным
за приемку, хранение и реализацию продукции.
После утверждения
В установленные дни документы
по приходу и расходу материалов
сдают в бухгалтерию
Учет производственных запасов на складах.
Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т.п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Ведение учета материалов допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.
Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
Учет материалов в бухгалтерии.
Все первичные документы
по движению материалов со
складов и подразделений
Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. При использовании оборотных ведомостей применяют два варианта учета материалов.
При первом варианте в бухгалтерии
открывают на каждый вид и сорт
материалов карточки аналитического учета,
в которых записывают на основании
первичных документов операции по поступлению
и расходу материалов. По окончании
месяца по итоговым данным всех карточек
составляют количественно-суммовые оборотные
ведомости материалов по каждому
складу и подразделению. На основе указанных
оборотных ведомостей составляют сводную
оборотную ведомость, в которую
переносят итоги указанных
При втором варианте все
приходные и расходные
Более прогрессивен сальдовый метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие
установленные сроки (как правило,
не реже одного раза в неделю) работник
бухгалтерии проверяет
На основании указанных
сальдовых ведомостей составляют сводную
сальдовую ведомость, в которую
переносят итоги сальдовых
Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.
Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.
Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.
Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.
Организации могут составлять
ведомость распределения