Учет материалов на предприятии ОАО «Глазовская мебельная фабрика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами учета материалов являются:
контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, соответствием складских запасов нормативам;
контроль за выполнением планов снабжения материалами;
выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
контроль за соблюдением норм производственного потребления;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и классификация материалов…………………………………………..6
2. Оценка материалов………………………………………………………………..9
3. Синтетический и аналитический учет материалов……………………………15
4. Документальное оформление движения материалов……………………….....24
5. Учет материалов на складе……………………………………………………...29
6. Учет материалов в бухгалтерии………………………………………………...32
7. Инвентаризация материалов………………………………………………….....34
8. Учет материалов на предприятии ОАО «Глазовская мебельная фабрика»….37
8.1. История создания предприятия………………………………………….37
8.2. Перечень выпускаемой продукции……………………………………...40
8.3. Учетная политика предприятия……………………………………........40
8.4. Учет материалов на предприятии……………………………………….45
Заключение…………………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     В кредит счета 15 - «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 - «Материалы» относится стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материальных ценностей.

     Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной по фактической себестоимости приобретения (заготовления) и в учетных ценах, списывается со счета 15 - «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 - «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

     Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разнице в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной по фактической себестоимости приобретения (заготовления) и в учетных ценах. Этот счет используется предприятиями, которые учитывают материалы на счете 10 - «Материалы» по учетным ценам.

     Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной по фактической себестоимости приобретения (заготовления) и в учетных ценах, списывается в дебет или кредит счета 16 - «Отклонение в стоимости материальных ценностей» со счета 15 - «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

     Накопленные на счете 16 - «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленных по фактической себестоимости приобретения (заготовления), и в учетных ценах списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в производстве материалов.

     Аналитический учет по счету 16 - «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

     Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы применяется счет 19.3 - «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

     Счет 14 - «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и других ценностей, от определившейся на счетах бухгалтерского учета, рыночной стоимости. Образование резерва отражается в учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. В начале периода, следующего за периодом, в котором произведено образование резерва, зарезервированная сумма восстанавливается обратной проводкой: дебет - 14 и кредит - 91.

     Аналитический учет по счету 14 - «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

     Поступление материалов отражают по дебету счета 10 – «Материалы» и кредиту счетов:

     60 - «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков (без налога на добавленную стоимость) со всеми наценками снабженческих и внешнеторговых организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, в том числе по оплате таможенных пошлин, процентов за кредит, предоставленный поставщиком; на стоимость услуг (также без НДС) транспортных (железнодорожных и водных) организаций, стоимость услуг товарных бирж и др.;

     71 – «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

     23 - «Вспомогательное производство» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

     20 – «Основное  производство» и/или 23 – «Вспомогательное производство - на стоимость возвратных отходов;

     другие  счета (например, краткосрочные кредиты банков - при начислении процентов за кредит).

     Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета 10 – «Материалы» и кредиту счета 60 – «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись.

     При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи по сравнению с документальными данными, оформляемыми актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным или по отпускным ценам. Затем служба снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное поручение на стоимость излишков.

     Если при приемке обнаружена недостача или порча материалов, их стоимость отражают по дебету счета «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 - «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не показывают.

     Материальные  ценности, фактически поступившие  в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 – «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 10 – «Материалы» и других счетов.

     Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной по фактической себестоимости приобретения и в учетных ценах, списывается со счета 15 – «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 16 – «Отклонение в стоимости материалов».

     Предъявленные претензии по недостачам, порче и другим причинам поставщикам, транспортным организациям и т. п. списывают с кредита счета 15 – «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета - «Расчеты по претензиям».

     Материальные ценности, переданные для оприходования внутренними подразделениями, находящимися на отдельных балансах, списываются со счета 15 – «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета «Внутрихозяйственных расчеты».

     Остаток на счете  15 – «Заготовление и приобретение  материалов» на конец месяца показывает наличие материалов в пути или материалов, не вывезенных со склада поставщиков.

     Израсходованные или  реализованные материальные ценности  списываются на счета издержек  производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.

 

Аналитический учет (количественный и суммовой учет).

     Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние цены поставщика, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по этим ценам. Наценки снабженческих организаций, комиссионные, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим материалам учитывают на аналитическом счете транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческо-сбытовых организаций.

Аналитический учет ведется сальдовым методом и на основе использования оборотных ведомостей. Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

Учет материалов с  использованием оборотных ведомостей осуществляется двумя способами:

1. С ведением карточек учета материалов.

     В бухгалтерской службе ведутся карточки учета материалов, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.

     В оборотных ведомостях указываются: номенклатурный номер материала (в случае его наличия); наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.); единица измерения; цена; остаток на начало месяца - количество и сумма; приход за месяц - количество и сумма; расход за месяц - количество и сумма; остаток на конец месяца - количество и сумма.

     В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению). Группировка материалов по субсчетам и синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.

     Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.

     Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений.

2. Без ведения карточек учета материалов.

     По данному варианту учета карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод учета  материалов.

     Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.

     Материально ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных П.264 Методических указаний…, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным П.264 Методических указаний…, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме.

     Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом.

     По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами.

     Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом.

     Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.

     Исходя из этого, в сальдовой ведомости указываются: номенклатурный номер материала (в случае его наличия); наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.); единица измерения; цена; остаток на начало месяца - количество и сумма; остаток на конец месяца - количество и сумма.

     Целесообразно вести сальдовую ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма.

     На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.

     В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.

Информация о работе Учет материалов на предприятии ОАО «Глазовская мебельная фабрика»