Учет материалов на предприятии ОАО «Глазовская мебельная фабрика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами учета материалов являются:
контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, соответствием складских запасов нормативам;
контроль за выполнением планов снабжения материалами;
выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
контроль за соблюдением норм производственного потребления;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и классификация материалов…………………………………………..6
2. Оценка материалов………………………………………………………………..9
3. Синтетический и аналитический учет материалов……………………………15
4. Документальное оформление движения материалов……………………….....24
5. Учет материалов на складе……………………………………………………...29
6. Учет материалов в бухгалтерии………………………………………………...32
7. Инвентаризация материалов………………………………………………….....34
8. Учет материалов на предприятии ОАО «Глазовская мебельная фабрика»….37
8.1. История создания предприятия………………………………………….37
8.2. Перечень выпускаемой продукции……………………………………...40
8.3. Учетная политика предприятия……………………………………........40
8.4. Учет материалов на предприятии……………………………………….45
Заключение…………………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

    

4. Документальное оформление движения материалов

 

     Первичные документы по поступлению и расходу материальных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материалов  должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложены на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

     Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

     Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер по форме № М-3 и М-4.

Различают документы  однострочные, выписанные на отдельную  номенклатурную позицию материалов, и многострочные – на несколько  номенклатурных позиций материалов одновременно.

В условиях ручной обработки  рекомендуется применять однострочные документы, при автоматизации - многострочные. Приходные ордера по форме № М-З (однострочный) и по форме № М-4 (многострочный) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки.

Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требованиях) проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.

     Доверенности  по форме № М-2 и № М-2а  применяются для оформления права  лица выступать в качестве  доверенного лица организации  при получении материальных ценностей,  отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

     В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную по форме № М-5 и М-6 в четырех экземплярах:

          покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;

     поставщику - для списания ценностей;

          для начисления заработной платы водителям автотранспорта;

          для предъявления в банк на оплату.

Акт о приемке материалов по форме № М-7 применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Комиссия назначается руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

     Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование мате 
риалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

     Кроме перечисленных документов, составляются накладные по форме № М-12, М-13 при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу - для их оприходования.

     Карточка  учета материалов по форме  № М-17 применяется для учета  движения материалов на складе  по каждому сорту, виду и  размеру; заполняется на каждый  номенклатурный номер материала  и ведется материально ответственным  лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

     Требование - накладная по форме № М-11 применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Расходные документы  отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные  нужды (содержание зданий, ремонтные  работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные.

Лимитно-заборная карта  по форме № М-8, М-9 выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), которые относятся к определенному коду производственных 
затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя расписывается в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах 
после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами.

Если лимитно-заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование по форме № М-10 и М-11. Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один - остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй - у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.

        Любой сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются выпиской 
специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, 
или лиц, ими уполномоченных.

     Накладные  по форме № М-14 и № М-15 применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории. Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров.

Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и сооружений по форме № М-35, применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

     Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форм № МБ-2 применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.

     Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форм № МБ-4 применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

     Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание по форме № МБ-8.

     Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений по форме № МБ-7 применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование.

     Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форме № МБ-8 применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

 

5. Учет материалов на складе

 

     Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей. Кроме центральных заводских складов, в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который в последствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами,  измерительными  приборами  и мерной тарой.

На складах  материальной ценности размещают по секциям, а внутри них - по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

     Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом.

     На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

     Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов по форме № М-17. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. При первом поступлении какого-либо материала кладовщик извещает бухгалтера. Бухгалтер открывает карточку, регистрирует в оборотной ведомости и под роспись в ведомости выдает кладовщику. Такой порядок ставит целью обеспечить сохранность карточек.             На предприятии может быть установлен и иной порядок открытия карточек. Из-за отдаленности склада от бухгалтерии или большой загрузки кладовщика, он сам открывает карточки, а в установленный период отчета он предъявляет новые карточки в бухгалтерию для  выполнения процедуры их регистрации в установленном порядке. Материалы на складах учитываются в карточках складского учета, открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указывают наименование материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учетная цена, балансовый счет, норма запаса и другие данные.

     Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения операций.

     После каждой записи по поступлению или выбытию материалов в карточке следует внести остаток по материалу данного вида. Совокупность всех складских карточек составляют складскую картотеку. В картотеке карточки размещают по учетным группам – по однородным материалам (металлы, строительные материалы, запасные части, канцелярские товары и тому подобное). Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточка учета материалов.

     В условиях  компьютеризации и автоматизированного  складского хозяйства вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

Информация о работе Учет материалов на предприятии ОАО «Глазовская мебельная фабрика»