Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:57, курсовая работа
Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.
Введение
5
I
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
6
1
Понятие и виды хозяйственного учета
6
1.1
Понятие хозяйственного учета и его измерители
6
1.2
Виды учета и их характеристика
7
2
Объекты и метод бухгалтерского учета
9
2.1
Объекты бухгалтерского учета
9
2.2
Метод бухгалтерского учета
14
3
Счета. Двойная запись. Бухгалтерский баланс
16
3.1
Понятие о счетах бухгалтерского учета и их виды
16
3.2
Двойная запись операций на счетах
18
3.3
Синтетические и аналитические счета
20
3.4
Структура бухгалтерского баланса и виды изменения в нем
21
3.5
Обобщение данных бухгалтерского учета в оборотных ведомостях по синтетическим и аналитическим счетам и шахматной ведомости
24
3.6
Классификация счетов бухгалтерского учета
27
3.7
План счетов бухгалтерского учета
31
4
Документация, инвентаризация и формы бухгалтерского учета
41
4.1
Назначение и классификация документов
41
4.2
Инвентаризация и ее значение
46
4.3
Формы бухгалтерского учета
49
5
Бухгалтерская отчетность. Учетная политика
50
II
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
55
1
Учет материалов
55
1.1
Учет поступления материалов
55
1.2
Порядок оценки материалов
59
1.3
Учет транспортно-заготовительных расходов
63
1.4
Учет отпуска материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренние перемещения
65
1.5
Учет материалов на складах
72
1.6
Учет материалов в бухгалтерии
77
2
Учет основных средств
79
2.1
Классификация основных средств
79
2.2
Учет поступления и оценка основных средств
81
2.3
Учет выбытия основных средств
84
3
Учет затрат на производство продукции
85
3.1
Классификация затрат
85
3.2
Элементы затрат
95
3.3
Группировка затрат по статьям
104
18
4
Учет труда и заработной платы
115
4.1
Штатное расписание
115
4.2
Тарифная часть заработной платы
117
4.3
Доплаты и надбавки
120
5
Учет кассовых операций
124
5.1
Порядок ведения кассовых операций
124
5.2
Порядок приема и выдачи наличных денег
128
5.3
Порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег
132
6
Учет реализации готовой продукции
135
6.1
Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
135
6.2
Учет реализации готовой продукции
137
6.3
Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах производства и реализации готовой продукции
144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
145
Рис. 3.2. Схема пассивного счета.
Помимо активных и пассивных счетов, в бухгалтерском учете имеются счета, обладающие свойствами активных и пассивных счетов. Такие счета называются активно-пассивными. К ним относятся счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 75 "Расчеты с учредителями", 79 "Внутрихозяйственные расчеты". В зависимости от характера совершаемых хозяйственных операций на счетах этой группы остатки могут быть либо по дебету, либо по кредиту или одновременно дебетовыми и кредитовыми. Следовательно, остатки по таким счетам могут быть отражены в активе или в пассиве баланса.
Так, например, по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражаются суммы дебиторской задолженности по дебету, а суммы кредиторской задолженности — по кредиту. Для определения сальдо в активно-пассивных счетах необходимо использовать данные аналитического учета, которые свидетельствуют о состоянии расчетов с каждым дебитором и каждым кредитором. Сальдо выводится по каждому дебитору и кредитору, а затем определяется итоговый остаток дебиторской и кредиторской задолженности.
3.2. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ
Сущность двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция она затрагивает два объекта учета, т. е. должна получить отражение на двух счетах. Происхождение двойной записи связано с тем, что все имущество организации приобретено за счет определенных источников, т.е. денежная оценка имущества равна денежной оценке источников, которые это имущество составляют. Так, например, приобретение какого-либо имущества (стола, станка и т.д.) осуществляется за счет определенного источника (уставный фонд, прибыль, кредит). Следовательно, двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйственной операции по дебету и кредиту разных экономически связанных счетов.
Элемент метода двойной записи имеет контрольное значение, которое заключается в том, что итоги дебетовых оборотов по всем счетам должны быть равны общему итогу кредитовых оборотов по всем счетам. Это связано с тем, что одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды - по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанного счета. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в учете, которые необходимо найти и устранить.
Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующими. Для правильного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций необходимо знать какие объекты бухгалтерского учета и счета участвуют в них. Это позволит точно определить их корреспонденцию. Запись операций с указанием дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы называется бухгалтерской проводкой. Существуют простые и сложные бухгалтерские проводки. Простой называется проводка, в которой участвуют два счета. Сложной называется бухгалтерская проводка, в которой один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или один счет по кредиту корреспондирует с несколькими счетами по дебету.
Для правильного определения корреспонденции счетов следует пользоваться методикой составления корреспонденции счетов и бухгалтерской проводки (составления записи на счетах бухгалтерского учета), которая включает в себя 4 этапа:
1) исходя из содержания хозяйственной операции определяются объекты учета и счета, на которых эти объекты отражаются;
2) определяется вид счета по отношению к балансу (активный или пассивный);
3) устанавливается характер изменения объектов на счетах (увеличение или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции;
4) на основании определения активного и пассивного счета, устанавливается корреспонденция счетов и составляется запись на счетах бухгалтерского учета.
Применяется методика составления корреспонденции счетов и составления бухгалтерской проводки следующим образом.
Пример 1: с расчетного счета в кассу поступили деньги в сумме 6 000 тыс. руб.
В соответствии с методикой:
1) объект № 1 – денежные средства в наличной форме, отражается на счете 50 «Касса», объект № 2 – денежные средства в безналичной форме на расчетном счете в банке, отражается на счете 51 «Расчетный счет»;
2) Счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет» расположены в активе баланса и, следовательно, являются активными;
3) вдумчивое прочтение хозяйственной операции указывает на то, что объект № 1, денежные средства в наличной форме, увеличивается, объект № 2, денежные средства в безналичной форме на расчетном счете в банке, уменьшается. Следовательно, на счете 50 «Касса» происходит увеличение, а на счете 51 «Расчетный счет» - уменьшение.
4) Применение определения активного счета к вышеприведенным изменениям на счетах 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет», позволяет составить следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет счета 50 «Касса»; Кредит счета 51 «Расчетный счет» - 6 000 тыс. руб.
Бухгалтерская проводка может иметь и другой вид:
Дебет счета 50 «Касса» - 6 000 тыс. руб.
Кредит счета 51 «Расчетный счет» - 6 000 тыс. руб.
Пример 2: поступили материалы от поставщиков на сумму 500 тыс. руб.
В соответствии с методикой:
1) объект № 1 – материалы, отражается на счете 10 «Материалы», объект № 2 – кредиторская задолженность организации поставщику, отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
2) Счет 10 «Материалы» расположен в активе баланса и, следовательно, является активным, а счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» расположен в пассиве баланса и, следовательно, является пассивным;
3) внимательное осмысление хозяйственной операции позволяет сделать вывод о том, что объект № 1, материалы, увеличивается, объект № 2, кредиторская задолженность организации поставщику, тоже увеличивается. Следовательно, на счете 10 «Материалы» происходит увеличение и на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» тоже происходит увеличение.
4) Применение определения активного счета к увеличению на счете 10 «Материалы» и применение определения пассивного счета к увеличению на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» позволяет составить следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет счета 10 «Материалы»; Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 500 тыс. руб.
При определении вида счета, активный или пассивный, следует помнить, что не все счета бухгалтерского учета отражаются в балансе. Так, например, не отражаются в балансе счета 90 «Реализация», 25 «Общепроизводственные расходы» и некоторые другие счета. В этом случае следует руководствоваться классификацией имущества и источников формирования имущества. Так, счет 25 «Общепроизводственные расходы» является активным, потому что на нем отражается вид имущества – затраты общепроизводственного характера. Счет 90 «Реализация» является активно-пассивным. Активными на нем являются субсчета 2 «Себестоимость реализации», 3 «НДС», 4 «Акцизы», 5 «Прочие налоги и сборы из выручки», 6 «Экспортные пошлины», так как на них отражены виды затрат организации при реализации продукции, работ, услуг. К пассивным субсчетам на счете 90 «Реализация» относится субсчет 1 «Выручка от реализации», так как выручка является источником возмещения затрат и получения прибыли. Пассивным является также субсчет 9 «Прибыль/ убыток от реализации», так как на нем первоначально отражается прибыль или убыток от реализации.
3.3. СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЧЕТА
Информация о состоянии и движении имущества и источников его образования получается в бухгалтерском учете из синтетических, аналитических счетов и субсчетов. Счета, на которых имущество организации и источники его образования отражаются в обобщенном виде и только в денежном выражении, называются синтетическими. Синтетические счета являются счетами первого порядка, к ним относятся: 01 «Основные cpeдства», 90 «Реализация», 25 «Общепроизводственные расходы», 10 «Материалы», 50 «Kacca», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Однако для оперативного управления хозяйственной деятельностью организации и контроля за сохранностью средств данных синтетического учета недостаточно, необходима подробная детализированная информация. Для получения такой информации об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета. Они открываются в дополнение к синтетическим с целью детализации объектов учета. Так, например, в дополнение к синтетическому счету 10 «Материалы» открываются аналитические счета на каждый вид материала (сталь 1мм - 2х2, сталь 1мм – 2х3, сталь 2 мм – 3х4 и т.д.). Аналитические счета кроме денежных могут содержать натуральные и трудовые измерители.
Учет имущества организации, обязательств и хозяйственных операций в обобщенных показателях на синтетических счетах называется синтетическим, а отражение их на аналитических счетах в детализированных показателях - аналитическим.
Между синтетическими и аналитическими счетами есть взаимосвязь. Начальный и конечный остатки синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков аналитических счетов, так как аналитические данные детализируют показатели синтетического учета. Обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны соответствующим итогам оборотов по аналитическим счетам.
Кроме синтетических и аналитических счетов, применяются субсчета. Субсчет - промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами (подгруппы объектов учета на синтетических счетах). Субсчета относятся к счетам второго порядка. Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно рассмотреть на примере счета 10 «Материалы». Так, к синтетическому счету в плане счетов предусмотрены следующие субсчета: 1 «Сырье и материалы»; 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»; 3 «Топливо»; 4 «Tара и тарные материалы»; 5 «Запасные части»; 6 «Прочие материалы»; 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 8 «Строительные материалы»; 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 11 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе». В свою очередь, к каждому субсчету открываются аналитические счета.
3.4. СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И ВИДЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕМ
Бухгалтерский баланс является одним из элементов метода бухгалтерского учета. Особенность бухгалтерского баланса в том, что в нем сопоставляются имущество и источники его формирования. Таким образом, бухгалтерский баланс представляет способ экономической группировки и обобщенного отражения имущества организации и источников его формирования на определенную (отчетную) дату в денежном выражении.
Баланс представляет собой таблицу, состоящую из актива и пассива. В левой части баланса отражается имущество организации, она называется активом баланса. Правая часть называется пассивом баланса, в ней отражены источники формирования имущества. Поскольку источники формирования имущества – это то же имущество, разделенное на виды в зависимости от источников его составляющих, итог актива баланса всегда равняется итогу пассива. Каждая строка актива и пассива баланса характеризует в денежном выражении величину отдельных хозяйственных средств или источников их формирования, она называется статьей баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы. Общая величина баланса называется его валютой.
Многочисленные хозяйственные операции, совершаемые в процессе хозяйственной деятельности организации, не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса. При этом эти изменения могут происходить в активе или пассиве, либо одновременно и в активе, и в пассиве баланса. Таким образом, в зависимости от корреспонденций счетов, составленных по хозяйственным операциям, изменения в балансе можно разделить на четыре вида.
При первом виде изменений в балансе происходит увеличение и уменьшение на одну и ту же сумму актива баланса. При этом валюта баланса не изменяется.
Пример 1: с расчетного счета получены деньги в кассу для выдачи заработной платы работникам на сумму 6 000 тыс. руб. В результате этой хозяйственной операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:
Дебет счета 50 «Касса»; Кредит счета 51 «Расчетный счет» - 6 000 тыс. руб.
Данная бухгалтерская проводка вызывает изменение в балансе первого вида (рис. 3.3).
АКТИВ | ПАССИВ |
+ 6 000 - 6 000
|
|
Рис. 3.3. Первый вид изменения в балансе (пример 1)
Бухгалтерская проводка, вызывающая увеличение и уменьшение на одну и ту же сумму пассива, относится ко второму виду изменения в балансе. При этом валюта баланса, как и при первом виде, не изменяется.
Пример 2: из заработной платы работников организации удержан подоходный налог на сумму 500 тыс. руб. В результате этой хозяйственной операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 500 тыс. руб.