Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:57, курсовая работа
Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.
Введение
5
I
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
6
1
Понятие и виды хозяйственного учета
6
1.1
Понятие хозяйственного учета и его измерители
6
1.2
Виды учета и их характеристика
7
2
Объекты и метод бухгалтерского учета
9
2.1
Объекты бухгалтерского учета
9
2.2
Метод бухгалтерского учета
14
3
Счета. Двойная запись. Бухгалтерский баланс
16
3.1
Понятие о счетах бухгалтерского учета и их виды
16
3.2
Двойная запись операций на счетах
18
3.3
Синтетические и аналитические счета
20
3.4
Структура бухгалтерского баланса и виды изменения в нем
21
3.5
Обобщение данных бухгалтерского учета в оборотных ведомостях по синтетическим и аналитическим счетам и шахматной ведомости
24
3.6
Классификация счетов бухгалтерского учета
27
3.7
План счетов бухгалтерского учета
31
4
Документация, инвентаризация и формы бухгалтерского учета
41
4.1
Назначение и классификация документов
41
4.2
Инвентаризация и ее значение
46
4.3
Формы бухгалтерского учета
49
5
Бухгалтерская отчетность. Учетная политика
50
II
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
55
1
Учет материалов
55
1.1
Учет поступления материалов
55
1.2
Порядок оценки материалов
59
1.3
Учет транспортно-заготовительных расходов
63
1.4
Учет отпуска материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренние перемещения
65
1.5
Учет материалов на складах
72
1.6
Учет материалов в бухгалтерии
77
2
Учет основных средств
79
2.1
Классификация основных средств
79
2.2
Учет поступления и оценка основных средств
81
2.3
Учет выбытия основных средств
84
3
Учет затрат на производство продукции
85
3.1
Классификация затрат
85
3.2
Элементы затрат
95
3.3
Группировка затрат по статьям
104
18
4
Учет труда и заработной платы
115
4.1
Штатное расписание
115
4.2
Тарифная часть заработной платы
117
4.3
Доплаты и надбавки
120
5
Учет кассовых операций
124
5.1
Порядок ведения кассовых операций
124
5.2
Порядок приема и выдачи наличных денег
128
5.3
Порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег
132
6
Учет реализации готовой продукции
135
6.1
Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
135
6.2
Учет реализации готовой продукции
137
6.3
Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах производства и реализации готовой продукции
144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
145
4.2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Для обеспечения действительности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально оформляются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
Инвентаризация - способ определения фактического наличия имущества (активов) и обязательств (пассивов) путем сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Различают следующие виды инвентаризации: полную, частичную, периодическую, выборочную и необходимую.
Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, а также по требованию следственных, финансовых и налоговых органов, при ее проведении проверяется наличие всего имущества организaции. Частичная проверка - в течение года и охватывает какой-либо один вид средств организации (денежные средства в кассе, материалы на складе и т. д.).
Периодическая инвентаризация проходит в конкретные сроки и в зависимости от вида и характера имущества. Выборочная - на отдельных участках производства или у каждого материально ответственного лица, при этом проверяются только некоторые (по выбору) материальные ценности.
Необходимая инвентаризация осуществляется при смене руководителя организации, материально ответственного лица, а также при выявлении фактов хищения, стихийных бедствий.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества государственной унитарной организации в аренду, его купле-продаже;
- при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;
- перед составлением бухгалтерской отчетности;
- при смене руководителя организации или материально ответственного лица;
- при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
- в случае возникновения непреодолимых сил, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
- по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на это органов.
Для проведения инвентаризации в организациях создается специальный рабочий орган. Формируется он ежегодно и утверждается руководителем организации. В его состав входят:
- руководитель организации или его заместитель (председатель рабочего органа по проведению инвентаризации);
- главные специалисты по отраслям и производствам;
- руководители структурных подразделений;
- главный бухгалтер и специалисты, занимающиеся учетным процессом;
- представители внутреннего аудита, независимые аудиторские организации.
Все члены рабочего органа по проведению инвентаризации распределяются по группам, за которыми распределяются объекты инвентаризации. Перед инвентаризацией руководитель совместно с главным бухгалтером обязаны:
- за месяц до начала оповестить под расписку всех членов рабочих комиссий о том, что они в соответствии с приказом входят в состав комиссии и им поручается в указанный срок провести инвентаризацию соответствующих объектов;
- проинструктировать о порядке ее проведения, оформления результатов и обеспечить соответствующей документацией.
Материально ответственные лица к началу инвентаризации сдают в бухгалтерию отчеты о движении продуктов и материалов, денежных средств с приложением всех первичных документов. Председатель инвентаризационного органа визирует все приходные и расходные документы, приложенные к этим отчетам с указанием «до инвентаризации на (дату)». После этого работники бухгалтерской службы определяют остатки ценностей к началу инвентаризации по учетным данным, а материально ответственные лица дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию и неоприходованных или списанных в расход ценностей нет.
Описи заполняют вручную, с помощью пишущих машинок или их получают с ЭВМ. Используются шариковые ручки или чернила, писать следует четко и ясно, не допускаются незаполненные строки. Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы цифрами и прописью выводится общий итог всех ценностей в натуральных показателях, записанных на страницах, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах и т. д.) эти ценности отражены. Подчистки, помарки и ошибки при заполнении описей не допускаются. Исправления в инвентаризационные описи можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально ответственным лицом, к ним прилагаются акты обмеров и соответствующие расчеты. При инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц в описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
По данным инвентаризационных описей по выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости. К ним прилагаются объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
- излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату про ведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится на увеличение доходов (источников финансирования);
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации списывается на увеличение расходов;
- недостача имущества, произошедшая сверх норм естественной убыли, покрывается за счет виновных лиц. Если таковые не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи имущества и его порчи в соответствии с решением руководителя организации относятся на увеличение расходов.
Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются на увеличение расходов, а суммы кредиторской задолженности относятся на увеличение доходов.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.
4.3. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В бухгалтерском учете для регистрации хозяйственных операций используется большое количество разнообразных учетных регистров (книги, карточки, сводные листы и т. д.), записи в них могут производиться в различной последовательности и сочетании, а для учета и обработки могут применяются различные технические средства вычислительной техники.
Формой бухгалтерского учета называется совокупность учетных регистров, методика и техника обработки учетных данных, последовательности и способа отражения учетных записей.
Основными отличительными чертами, определяющими форму бухгалтерского учета, являются строение и количество регистров, их назначение и содержание, взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записи в них, а также использование средств автоматизации в учете.
Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета и технологию обработки учетной информации, закрепляя это в учетной политике.
В настоящее время в Республике Беларусь организации могут применять одну из следующих форм учета: мемориально-ордерную, журнально-ордерную, упрощенную.
При использовании мемориально-ордерной формы учета на каждый первичный документ или на группу однородных документов, т. е. на каждую хозяйственную операцию составляется мемориальный ордер, в котором указывается корреспонденция счетов, его номер, краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операции.
После составления они регистрируются в хронологическом порядке в журнале, где им присваивается постоянный порядковый номер. Документы, на основании которых составляется мемориальный ордер, прикрепляются к нему и гасятся наложением штампа. Мемориальные ордера после их регистрации в регистрационном журнале используются для записи операций на синтетических счетах в Главной книге. Она имеет развернутую двухстороннюю форму. Для каждого синтетического счета в ней отводится отдельный разворот двух страниц. Данные Главной книги используются для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Аналитический учет ведется на карточках, записи в которые осуществляются на основании документов, прилагаемых к мемориальным ордерам.
Журнально-ордерная форма учета в организациях предполагает использование 17 журналов-ордеров, а также вспомогательных ведомостей, разработанных таблиц. Информация о совершенной хозяйственной операции из первичных учетных документов группируется в накопительной ведомости и после подсчета итоговых данных переносится в соответствующие журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров положен кредитовый признак. Поэтому в них делают только кредитовые записи того синтетического счета, операции по которому учитываются в данном журнале. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета. Кредитовый оборот из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, а обороты по дебету записываются в книгу из различных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также их сальдо (дебетовое и кредитовое) должны быть равны.
Упрощенная форма бухгалтерского учета применяется в организациях малого бизнеса. Все хозяйственные операции регистрируют в Книге учета хозяйственных операций
5. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА.
Бухгалтерская отчетность – это система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:
- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;
- тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об изменении капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;
- пояснительной записки.
Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.
Состав бухгалтерской отчетности организаций, финансируемых из бюджета, определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Состав промежуточной и консолидированной бухгалтерской отчетности определяется Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков - Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.