Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:57, курсовая работа
Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.
Введение
5
I
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
6
1
Понятие и виды хозяйственного учета
6
1.1
Понятие хозяйственного учета и его измерители
6
1.2
Виды учета и их характеристика
7
2
Объекты и метод бухгалтерского учета
9
2.1
Объекты бухгалтерского учета
9
2.2
Метод бухгалтерского учета
14
3
Счета. Двойная запись. Бухгалтерский баланс
16
3.1
Понятие о счетах бухгалтерского учета и их виды
16
3.2
Двойная запись операций на счетах
18
3.3
Синтетические и аналитические счета
20
3.4
Структура бухгалтерского баланса и виды изменения в нем
21
3.5
Обобщение данных бухгалтерского учета в оборотных ведомостях по синтетическим и аналитическим счетам и шахматной ведомости
24
3.6
Классификация счетов бухгалтерского учета
27
3.7
План счетов бухгалтерского учета
31
4
Документация, инвентаризация и формы бухгалтерского учета
41
4.1
Назначение и классификация документов
41
4.2
Инвентаризация и ее значение
46
4.3
Формы бухгалтерского учета
49
5
Бухгалтерская отчетность. Учетная политика
50
II
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
55
1
Учет материалов
55
1.1
Учет поступления материалов
55
1.2
Порядок оценки материалов
59
1.3
Учет транспортно-заготовительных расходов
63
1.4
Учет отпуска материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренние перемещения
65
1.5
Учет материалов на складах
72
1.6
Учет материалов в бухгалтерии
77
2
Учет основных средств
79
2.1
Классификация основных средств
79
2.2
Учет поступления и оценка основных средств
81
2.3
Учет выбытия основных средств
84
3
Учет затрат на производство продукции
85
3.1
Классификация затрат
85
3.2
Элементы затрат
95
3.3
Группировка затрат по статьям
104
18
4
Учет труда и заработной платы
115
4.1
Штатное расписание
115
4.2
Тарифная часть заработной платы
117
4.3
Доплаты и надбавки
120
5
Учет кассовых операций
124
5.1
Порядок ведения кассовых операций
124
5.2
Порядок приема и выдачи наличных денег
128
5.3
Порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег
132
6
Учет реализации готовой продукции
135
6.1
Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
135
6.2
Учет реализации готовой продукции
137
6.3
Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах производства и реализации готовой продукции
144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
145
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование, номер документа, дату и место его составления;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения.
Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, суда и прокуратуры.
Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных первичных учетных документов на машинных носителях информации должны храниться в организации в течение срока, установленного для хранения первичных учетных документов на бумажных носителях, и обладать системой защиты.
|
|
|
|
|
| распорядительные |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| оправдательные |
|
|
|
| по назначению |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| бухгалтерского оформления |
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| комбинированные |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| по последовательности составления |
|
| первичные |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| сводные |
| |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| разовые |
|
Виды документов |
|
| по количеству отражаемых операций |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| накопительные |
| ||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| внутренние |
| |
|
| По месту составления |
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| внешние |
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| заполняемые вручную |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| по способу заполнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| составленные с помощью технических средств |
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| унифицированные |
|
|
|
| по области применения |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| специализированные |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4.1. Классификация документов
Бухгалтерские документы классифицируются по следующим критериям: по назначению, последовательности составления, количеству отражаемых операций, по месту составления, области применения, по способу заполнения (рис. 4.1).
По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные. Распорядительными называются документы, которые содержат распоряжение, указание на совершение хозяйственной операции. Они разрешают произвести операцию, но не могут служить основанием для отражения операций в учете. Например,
!!!!!!!!!!!!
платежное поручение, доверенность, чек на получение наличных денег с расчетного счета, распоряжение о проведении инвентаризации. Оправдательными (исполнительными) называются документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции и служат основанием для отражения хозяйственной операции в учете. К ним относятся акты приема-передачи основных средств,
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
их ликвидации, товарные и товарно-транспортные накладные на отпуск товаров, отчеты материально ответственных лиц и др. Документы бухгалтерскою оформления составляются в бухгалтерии организации в основном для подготовки распорядительных и оправдательных документов и отражения их в бухгалтерском учете. Например, ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, коммерческих расходов, начисления и распределения амортизационных расходов. Комбинированными называются документы, которые сочетают функции распорядительных и оправдательных, оправдательных и бухгалтерского оформления. Такими документами являются: расходный кассовый ордер в первой части содержит распоряжение о выдаче денег, а во второй оформляется выдача денег, что подтверждается подписями получателя и кассира, авансовый отчет содержит перечень произведенных расходов со ссылкой на подтверждающие их документы, а также указание на какие счета необходимо их отнести.
По последовательности составления документы бывают первичными и сводными. Первичные составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения, а если это невозможно, то непосредственно после ее совершения. Формы первичных документов разрабатываются и утверждаются государственными органами. Типовые формы первичных учетных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Сводные документы оформляются на основании первичных учетных документов. К таким документам относятся авансовый отчет об израсходовании суммы, ранее полученной под отчет.
По количеству отражаемых операций первичные документы подразделяются на разовые и накопительные. Разовые применяются для отражения одной или нескольких одновременно совершаемых операций. Например, приходные и расходные кассовые ордера, счета-фактуры, платежные поручения. Накопительные документы используют для оформления однородных хозяйственных операций по мере их совершения за определенное время (недели, декады месяца). К ним относятся месячные лимитно-заборные карты, наряды на сдельную работу. В конце каждого периода в них подводятся итоги по соответствующим показателям.
По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние составляются в организации для отражения внутренних операций. К ним относятся: расчетно-платежная ведомость, требование-накладная, приходные и расходные кассовые ордера. Внешние документы составляются за пределами данной организации и поступают в оформленном виде. Это выписки банка, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные.
По способу заполнения документы подразделяют на составляемые вручную и при помощи технических средств.
По области применения документы бывают типовыми (унифицированными) и специализированными.
Типовые применяются во всех отраслях экономики республики, а специализированные — в отдельных отраслях (путевые листы строительных машин, в сельском хозяйстве — карточка учета надоя молока и др.). Большинство документов типовые.
Для оформления многочисленных хозяйственных операций, совершаемых в организациях, выписывается большое число документов, обработка которых требует больших затрат труда бухгалтерских работников.
Осуществление единого методологического руководства учетом и отчетностью в нашей республике обеспечивает возможность установления единообразных (унифицированных) форм документов.
Унификация документов — это разработка единых форм документов для учета однородных операций в различных организациях.
Создание унифицированных документов, облегчает их составление, разработку типовых проектов автоматизации учета, позволяет централизовать изготовление специальных бланков документов. Банковские и кассовые документы являются унифицированными.
Отражение хозяйственных операций в учетных регистрах является вторым этапом учетных работ.
Учетные регистры — это специальные таблицы (бланки) для отражения в них хозяйственных операций, зафиксированных в первичных документах. Они предназначены для систематизации и накопления информации, принятых к учету первичных документов в денежном и (или) количественном выражении. Таблицы могут быть представлены в виде книг, ведомостей (листов), карточек, машинограмм.
Регистры предназначены для накапливания, группировки и систематизации по счетам однородных хозяйственных операций, содержащихся в документах, служат целям контроля, управления и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и используются для составления установленных форм отчетности. Поэтому они должны содержать название, период (начало и окончание) регистрации хозяйственных операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за их ведение.
Первичные документы поступают в бухгалтерию, где проверяются. Проверка документов состоит из формальной, арифметической и по существу. При формальной проверке выясняют, выписан ли документ на бланках установленной формы, все ли реквизиты указаны и заполнены, есть ли подписи должностных лl1ц, участвующих в совершении операции и оформлении документа, нет ли в нем подчисток, помарок и неоговоренных исправлений.
Арифметическая проверка документов состоит в проверке правильности арифметических расчетов, результатов таксировки, а также пр авильности отражения количественных показателей.
Проверка документов по существу состоит в установлении законности и экономической целесообразности зафиксированной в документе хозяйственной операции и соответствия их действующему законодательству.
После проверки документы подвергаются приемке и бухгалтерской обработке. Правильность отражения хозяйственных операций в документах, их проверку и прием подтверждает подписью бухгалтер в копии реестра на сдачу документов или в копии отчета.
Проверенные и принятые документы подвергаются бухгалтерской обработке (группировке, таксировке и контировке). Группировка – это подборка документов в однородные по содержанию группы (кассовые документы, документы по учету производственных запасов. Таксировка - перевод натуральных показателей в денежные и подсчет сумм. Контировка заключается в записи на документе корреспондирующих счетов по данной хозяйственной операции. После записи и отражения в бухгалтерских регистрах производится их гашение. Денежные документы гасят штампом «получено» или «оплачено», другие документы - путем их перечеркивания.
После бухгалтерской обработки документы передают на хранение в архив. Они переплетаются в папки, на обложке указывают наименование организации, название и порядковый номер, год, месяц и количество листов. При передаче документов в архив и при их уничтожении составляются акты, которые хранятся в архиве. Порядок, сроки хранения документов в архиве устанавливаются в соответствии с законом Республики Беларусь от 6.10.1994 г. «О национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь». Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности.