Учёт денежных средств торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы: Учёт денежных средств торгового предприятия.
Целью данной работы является изучение учёта денежных средств на предприятиях торговли, изучить понятие и состав денежных средств, документальное оформление и учёт денежных средств на расчётном, валютном и других счетах в банках, в необходимости понять, для чего и как учитываются денежные средства на предприятия торговли.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно- аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса. 

Содержание

Введение. 5
1.1 Понятие и состав денежных средств предприятия 6
1.2 Задачи и основы организации учёта денежных средств на предприятии 13
1.3 Инвентаризация денежных средств 17
2. Документальное оформление и учёт денежных средств на расчётном, валютном и других счетах в банках 18
2.1 Учёт денежных средств на расчётном счёте в банке 18
2.2 Учёт денежных средств на валютном счёте в банке 21
2.3 Учёт денежных средств на других счетах в банке 22
Практическая часть 23
Заключение 39
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Глазунова В.В.docx

— 127.82 Кб (Скачать файл)

Текущие счета открываются  тем предприятиям и организациям, которым не может быть открыт расчётный счёт:

  1. некоммерческим организациям;
  2. обособленным подразделениям юридического лица;
  3. состоящим на бюджете учреждениям и организациям,  руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

Перечень операций по текущему счёту ограничен, а распоряжаться средствами можно только в строгом соответствии с утверждённой сметой. Режим текущего счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определённых в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством.

Валютный счёт. Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия.

Работая по договорам-контрактам, заключённым российскими предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 30% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение 7 дней со дня её зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счёт. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счёт. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить её самостоятельно.

Депозит. Часто денежные средства, потребности в которых в данный момент не существует, либо же их сумма не соответствует целевому    назначению этих средств и предприятие считает необходимым накапливать определённую сумму денег (данным примером могут служить фонды накопления, амортизационные отчисления и т.п.), то предприятия нередко выбирает такую форму как депозит, который обеспечивает как высокую степень ликвидности денежных средств, так и доход на них. За счёт этого предприятие может держать у себя деньги под рукой в то же время, не имея значительных потерь, не вкладывая эти деньги в производство.

Ценные бумаги. К денежным средствам предприятия относятся  также ликвидные ценные бумаги, находящиеся  в кассе предприятия или в  депозитарии банка. Функция, выполняемая  ценными бумагами, аналогична функции  депозита, однако имеет ряд существенных отличий по способу их обращения, степени ликвидности и доходности. Так, к примеру, досрочно изымая денежные средства с депозита, предприятие  может потерять часть процентов, в то время как, реализуя ценные бумаги оно в зависимости от конъюнктуры рынка, может даже выиграть. В свою очередь, ценные бумаги можно разделить на следующие виды:

  • Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Даёт её владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда.
  • Облигация - ценная бумага не предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента.
  • Вексель - вид ценной бумаги, денежное обязательство.
  • Варрант - ценная бумага, выражающая льготное право на покупку акций эмитента в течение определённого времени по определённой цене.
  • Опцион - краткосрочная ценная бумага, дающая право её владельцу купить или продать другую ценную бумагу в течение определённого периода по определённой цене контрагенту, который за денежное вознаграждение принимает на себя обязательство реализовать это право.

Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, — они позволяют  сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании).

Вывод: Таким образом, можно выявить, что Денежные средства и ценные бумаги - наиболее ликвидная часть текущих активов - являются составляющей оборотного капитала. В данном подразделе мы выявили, что к денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчётных и депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти. Что правильная организация расчётных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчётной дисциплины и улучшение её финансового состояния.

 

 

1.2 Задачи и основы организации учёта денежных средств на предприятии

Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчётов, тщательно поставленный учёт кредитных и расчётных операций.

В процессе хозяйственной  деятельности предприятия постоянно  ведут расчёты с поставщиками за приобретённые у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, и оказанные услуги; с покупателями, за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

К денежным средствам относятся  активы предприятия, имеющие ликвидность, наиболее близкую к наличным денежным средствам. Мерой ликвидности является возможность наиболее быстро и с наименьшими потерями конвертировать (продать) данный актив в наличные денежные знаки. Таковыми являются:

  • Наличные денежные средства в кассе (кассах) предприятия
  • Банковские счета организации
  • Денежные средства, находящиеся на руках подотчётных лиц
  • Любые другие активы с высокой степенью ликвидности

Целью бухгалтерского учёта денежных средств, расчётных и кредитных операций - является контроль над соблюдением кассовой и расчётной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).

Денежные средства организации  находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль над сохранностью – важнейшая задача бухгалтерии. От успешности её решения во многом зависит платёжеспособность организации, своевременность выплаты заработной платы её персоналу, расчётов с поставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др.

Основные задачи бухгалтерского учёта денежных средств, расчётных и кредитных операций:

  • проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчётных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учёте;
  • обеспечение своевременности, полноты и правильности расчётов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
  • своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчётов, обеспечение изыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
  • обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации, где по условиям расчётов или исходя из характера деятельности она необходима;
  • изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Денежные расчёты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчёты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчётным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчёты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчётных операций, замещающих наличные деньги в оборот. Применение безналичных расчётов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств предприятий, обеспечивает их более надёжную сохранность.

Бухгалтерский учёт денежных средств, расчётных и кредитных операций имеет важное значение для правильной операции организации денежного обращения расчётов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платёжной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.

Текущими заботами этого  участка бухгалтерии являются:

  1. контроль за оплатой счетов;
  2. получение долгов с заёмщиков и дебиторов;
  3. наблюдение за кассовой дисциплиной;
  4. правильное заполнение первичной документации.

Предприятия, осуществляют текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, вступают во взаимоотношения  с юридическими и физическими  лицами, в том числе с членами  своего трудового коллектива. Эти  взаимоотношения основаны на денежных расчётах.

При кажущейся простоте учёта денежных расчётов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учёта и расчётов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчётных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платёжной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчётов.

Для бухгалтерского учёта денежных средств и расчётных операций применяется система счетов бухгалтерского учёта, объединённых в Плане счетов бухгалтерского учёта в разделы “Денежные средства” и “Расчёты”. Они включают в себя счета учёта денежных средств и финансовых документов (кассы, расчётного, валютного и специальных счетов т.д.), и расчётов.

Вывод: Можно сделать вывод, что важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчётов, тщательно поставленный учёт кредитных и расчётных операций.

 

 

1.3 Инвентаризация денежных средств

Инвентаризация денежных средств и денежных документов проводится в сроки, определённые руководством организации, но не реже установленного нормативными документами (не реже одного раза в месяц).

Руководителем назначается  инвентаризационная комиссия, в состав которой входят не менее трёх человек. Из них назначается председатель инвентаризационной комиссии. Председателю комиссии за два часа до начала инвентаризации распоряжение, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Кассир составляет отчёт, представитель комиссии проверяет его и определяет остаток на конец. Свою работу комиссия оформляет актом инвентаризации. В акте указывается фактическое наличие денежных средств (сколько должно быт по данным бухгалтерского учёта). В случае выявления недостачи или излишков, кассир должен дать письменное объяснение.

По окончанию работы руководитель утверждает акт инвентаризации, а  бухгалтер поставляет в нем проводку.   

Вывод: Из данного пункта можно выявить, как проводится инвентаризация денежных средств на предприятиях торговли, кто и как её проводит и правильность проведения инвентаризации. 

2. Документальное оформление и учёт денежных средств на расчётном, валютном и других счетах в банках

2.1 Учёт денежных средств на расчётном счёте в банке

Для хранения свободных денежных средств и осуществление безналичных  расчётов, предприятия могут иметь  Расчётный, Валютный и Другие счета  в банках.

Порядок открытия функционирования и закрытия счетов, методики документального  оформления и учёта денежных средств  на расчётном счёту и других счетах в банке регламентируются правилами открытия банками счетов клиентам Республики Беларусь.

Для открытия расчётного счёта  предприятие предоставляет в  банк следующие документы:

  1. Заявление установленной формы за подписью руководителя и главного бухгалтера на открытые счета;
  2. Копии документов о государственной регистрации (перерегистрации предприятия, удостоверенную нотариально или регистрационным органом);
  3. Копии учредительных документов, установленных законодательством для владельцев счетов;
  4. Дубликат извещения о присвоение номера налогоплательщика (УНП);
  5. Справку органов фонда защиты населения, Министерство социальной защиты Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах фонда;
  6. Карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющими права распоряжение счёта, подлинность  которых удостоверена нотариально с оттисками, печатью владельца счёта.

Информация о работе Учёт денежных средств торгового предприятия