Учёт материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, необходимо отметить, что материалы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за товар.
Кроме того, анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Нарушение оптимального уровня остатков материалов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. стр.3-6
1. Теоретические и методологические основы учета материалов
1.1 Понятие материалов и их классификация…………………….. стр.7-12
1.2 Нормативная законодательная база по учету материалов…… стр.13-15
2. Организация учета материалов на примере ОАО «Лес»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лес»…………………………… стр.16-20
2.2 Применяемый метод учета материалов………………………. стр.21-24
2.3 Инвентаризация материалов на складах, порядок ее проведения, оформления и отражения ее результатов…………………………… стр.25-30
3. Совершенствование учета материалов в ОАО «Лес»
3.1 Усиление контроля за движением и предупреждение хищений материалов
в ОАО «Лес»…………………………………………………………… стр.31-44
3.2 Недостатки в учете материалов в ОАО «Лес» и предложения
по их устранению……………………………………………………… стр.45-47
Заключение…………………………………………………………….. стр.48-52
Список литературы……………………………………………………. стр.53-56

Вложенные файлы: 1 файл

бухгалтерский учет курсовая без страниц.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

4 Одновременно производится зачет НДС уплаченного Дебет счета 68 «Налоги» Кредит счета 19 «НДС от поставщика».

5.Приобретены материалы подотчетными лицами Дебет счета 10 «Материалы», Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», на сумму НДС делается бухгалтерская запись: Дебет счета 19 «НДС от поставщика», Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

6.Зачет уплаченного НДС: Дебет счета 68 «Налоги» Кредит счета 19 «НДС от поставщика».

7.Предъявлен счет за доставку: Дебет счета 10 «Материалы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с прочими организациями», на сумму НДС – Дебет счета 19 «НДС от поставщика», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с прочими организациями».

 

Выделяют два варианта учета заготовления производственных запасов:

 

1)без применения счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

 

2) с применением счета  15 «Заготовление и приобретение материалов»

 

В первом случае в конце  месяца по дебету счета 10 «Материалы»  и кредиту счета 15 «Заготовление  и приобретение материалов» отражают стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или невывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». Выявленный в конце месяца остаток на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» списывают на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов», и счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» сальдо не имеет. Израсходованные или реализованные материальные ценности списывают на счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 «Отклонение в стоимости  материалов» предназначен для учета  разницы в стоимости приобретенных  материалов, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счете 10 «Материалы» синтетический учет ведут по учетным ценам. Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» в дебет счетов издержек производства или  обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Инвентаризация  материалов на складах, порядок  ее проведения, оформления и отражения  ее результатов. 

В целях сохранности  имущества и обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности все организации независимо от форм собственности обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, проверка полноты и правильности отражения обязательств организации и сопоставления полученных данных с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация  имущества  и обязательств организации  проводится  в соответствии со статьей  12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»5. Документом, регулирующим  проведение инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 496, в части, не противоречащей данному Закону.

Организациям дано право  самостоятельно определять количество инвентаризаций в отчетном году, дату их проведения, перечень имущества, проверяемого  при каждой из них, кроме случаев, установленных законодательством в п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете», когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация проводится  в обязательном порядке:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

-  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-   при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Кроме того, в случаях  когда договор о материальной ответственности заключен с группой  работников, совместно выполняющих отдельные виды работ,  связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или перемещением в процессе производства переданных им ценностей (коллективная (бригадная) материальная ответственность), инвентаризации необходимо производить при смене руководителя коллектива(бригадира), при выбытии из коллектива (бригады)  более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация  материалов  осуществляется  инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя, при обязательном участии материально - ответственных лиц. К началу  инвентаризации в карточках складского  учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на  день инвентаризации.

При проведении  инвентаризации  комиссия  в  присутствии  материально  ответственных лиц осуществляет тщательный  подсчет, взвешивание  или  обмер каждого вида материалов и полученные фактические результаты  записывает в инвентаризационные описи, которые заполняются не менее чем в двух экземплярах, каждая страница подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

Данные описи содержат информацию об остатках материалов на складе по  данным бухгалтерии, в  них указаны  номенклатурные номера, наименования материалов, единица измерения, остаток материалов. 

Складские операции в  период инвентаризации не производятся, заведующий складом в инвентаризационной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные.

Инвентаризация материальных ценностей должна, как правило, проводиться  в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении ценностей  в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно  по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Не допускается вносить  в описи данные об остатках ценностей  со слов ответственных лиц или  по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях  и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других предприятий, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные.

Во всех случаях, расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей, в которых  фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

Эти ведомости подписывают  все члены инвентаризационной комиссии и работник бухгалтерии, ее составивший. Материально ответственное лицо делает на сличительной ведомости следующую запись: «С выведенными результатами инвентаризации согласен». Отказ в подписи подтверждается специальной надписью и подписью всех членов инвентаризационной комиссии.

При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины, виновников выявленных расхождений или порчи материалов и дает заключение о порядке регулирования разницы и возмещения потерь.

После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания, которое оформляется распоряжением.

По решению руководителя предприятия сумма недостачи  в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, относят на издержки производства.  При этом нужно иметь в виду, что нормы естественной убыли могут применяться только по факту недостачи. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

 Недостачи сверх  норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц.

Недостачи ценностей сверх норм естественной убыли и потери от порчи  ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на издержки производства или на уменьшение финансирования (фондов).

Выявленные при инвентаризации излишки материалов отражают в учет по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение  десяти дней после окончания инвентаризации.

Предприятия должны быть заинтересованы и стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материала. Поскольку излишек приводит к  замедлению оборачиваемости оборотных  средств, а недостаток к срыву  производственного процесса.

На рассматриваемом предприятии  ОАО «Лес» инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, а в течение года - по причине смены материально-ответственного лица.

По результатам инвентаризации составляется сличительная ведомость.

Если при инвентаризации выявлены излишки материалов, то делается следующая запись: Дебет 10  «Материалы» Кредит 80 «Уставный капитал»(99 «Прибыли и убытки»); при недостаче материалов – Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (94 «Недостачи и потери от порчи ценностей») Кредит 10 «Материалы». В ситуации, когда виновные лица не установлены, списываются убытки от недостачи Дебет 80 «Уставный капитал» (99«Прибыли и убытки») Кредит 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»), при установке виновных лиц – отнесено на виновных лиц  Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»); произведено удержание из оплаты труда Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; внесено в кассу, на расчетный счет Дебет 50 «Касса»,51 «Расчетный счет» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование учета материалов в ОАО «Лес»

3.1 Усиление контроля  за движением и предупреждение  хищений материалов в ОАО «Лес»

В целях осуществления  контроля по движению материалов и предупреждения хищений на ОАО «Лес» проверяют своевременность оформления имеющихся у материально-ответственных работников документов и записи в книге или карточках складского учета. Выясняют, нет ли на складе неучтенных излишков материалов и сырья, которые могут возникать в результате замены сырья при изготовлении готовой продукции, обвеса, обсчета, оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.7

При злоупотреблениях неучтенные излишки  материальных ресурсов обычно хранятся отдельно, поэтому при обследовании склада можно их обнаружить. Для их выявления в процессе обследования следует использовать данные складского учета. Часто, когда имеются неучтенные излишки, в складском учете расход отдельных видов ценностей за определенные периоды превышает их приход. Это перерасход перекрывается за счет последующего поступления и оприходования материальных ценностей аналогичных наименований и сортов. Такие излишки изымаются за счет последующих поступлений или оформления бестоварных документов до проверки их фактического наличия при последующей инвентаризацией.

Важным условием предупреждения хищений материальных ресурсов, является организация пропускной системы на территории их хранения. При контроле этого объекта проверяются книги регистрации, пропусков, журналы взвешивания грузов на автомобильных весах, сообщения охранников-контролеров и органов милиции о вывозе и выносе с территории организации материальных ресурсов без должного оформления, приказы (распоряжения) о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и др. После проведения обследования склада аудиторы могут непосредственно осуществлять контрольные проверки поступления материальных ресурсов и их вывоза, контрольные инвентаризации отдельных видов материалов и сырья.

Информация о работе Учёт материалов