Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Прежде всего, необходимо отметить, что материалы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за товар.
Кроме того, анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Нарушение оптимального уровня остатков материалов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов.
Введение…………………………………………………………….. стр.3-6
1. Теоретические и методологические основы учета материалов
1.1 Понятие материалов и их классификация…………………….. стр.7-12
1.2 Нормативная законодательная база по учету материалов…… стр.13-15
2. Организация учета материалов на примере ОАО «Лес»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лес»…………………………… стр.16-20
2.2 Применяемый метод учета материалов………………………. стр.21-24
2.3 Инвентаризация материалов на складах, порядок ее проведения, оформления и отражения ее результатов…………………………… стр.25-30
3. Совершенствование учета материалов в ОАО «Лес»
3.1 Усиление контроля за движением и предупреждение хищений материалов
в ОАО «Лес»…………………………………………………………… стр.31-44
3.2 Недостатки в учете материалов в ОАО «Лес» и предложения
по их устранению……………………………………………………… стр.45-47
Заключение…………………………………………………………….. стр.48-52
Список литературы……………………………………………………. стр.53-56
В организации важную роль в обеспечении сохранности имущества имеет правильный подбор работников на должности с материальной ответственностью. На эти должности нельзя назначать лиц, не имеющих специальной подготовки и уволенных ранее с работы за хищения и злоупотребления. По документам, находящимся в личном деле (трудовым книжкам, документам об образовании, выпискам с приказов) проверяют, соблюдается ли указанный порядок подбора кадров.
Сохранность материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства. Проверяют соблюдение правил хранения с точки зрения противопожарной безопасности и условий сохранности от порчи
К организации работы складского хозяйства предъявляются следующие требования:
· Склады предприятия
должны быть специализированны, так
как материалы различных
· Помещение склада должно быть оборудовано специальными стеллажами, полками, шкафами и ящиками для хранения материалов;
· На материалы каждого вида должен быть выписан ярлык, где указывается наименование материала, его номенклатурный номер, марка, размер, единица измерения. Ярлык прикрепляется к месту хранения данного материала.
Все склады должны быть обеспечены
необходимыми приборами, мерной тарой
и другими аналогичными приспособлениями.
Весоизмерительные приборы
В целях осуществления контроля по движению материалов и предупреждения хищений на ОАО «Лес» имеется:
· Приказ об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада. Образцы подписей этих лиц должны находится на складе;
· Разработан на предприятии
номенклатура-ценник. В первичных
документах по движению производственных
запасов указывают
· Назначены приказом материально-ответственные лица (кладовщики, зав. складами), заключены с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
· Производится приемка
продукции производственно-
Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дает возможность сделать обоснованные выводы о целостности ресурсов.
Если говорить о «движении» материалов, то в это понятие входит поступление, внутренние перемещения и потребление или реализация материалов на сторону.
Основная задача проверки операций по поступлению материалов – проверка полноты и своевременности оприходования поступающих материальных ценностей
Основные каналы поступления:
- От поставщиков на основе договора поставки
- Приобретение за наличный расчет через подотчетных лиц
- Из собственного производства
- Безвозмездная передача
- Приобретение от физических лиц за наличный расчет
Проверка операций по поступление ТМЦ включает:
1) Соблюдение порядка и отчетов по доверенностям
2) Проверка закупки
материалов через подотчетных
лиц. Своевременность
3) Оприходование от собственного производства. Правильность их оценки.
4) Материалы в пути:
- реальность их стоимости;
- проверка утрат грузов,
по которым не были
- поступившие, но не оприходованные.
Важен своевременный контроль поступивших материалов по вышеизложенным параметрам. Для этого на предприятии ОАО «Лес» регулярно проводится инструктаж материально-ответственных лиц, занимающихся приемкой материалов от поставщиков с целью недопущения подписания и приема материальных ценностей не соответствующих по своим параметрам тем значениям, которые указаны в договоре на их поставку. Любые отклонения в качественных параметрах принимаемых материалов должны немедленно фиксироваться и передаваться в юридическую службу предприятия.
Нарушение порядка оприходования и списания материалов приводит к хищению продукции, а также излишков сырья, из которых затем изготавливают неучтенную продукцию или же реализуют их без отражения операций в учете с целью присвоения полученных средств
В этих целях на предприятии ОАО «Лес» проверяется:
1)Правильность классификации
запасов по всероссийскому
2)Анализ расчетно-платежных
документов, подтверждающих поступление
материалов от поставщиков:
3) Сопоставление данных
первичных документов по
4) Сопоставление данных
первичных документов по поступ
5) Проверка правильности
оценки (согласно учетной политике)
материалов при поступлении,
6) Письменные запросы, устные опросы работников, специалистов, «третьих» лиц.
7) Проверка правильности учета (выделение на сч.19) и принятие к зачету (возмещению) НДС.
8) Проверка правильности корреспонденции счетов – нет ли случаев, когда поступающие материалы не оприходованы, а отмечены на другие счета (по учету затрат, расчетов, фондов).8
Особое внимание следует обращать на постановку контроля за неотфактурованными поставками. Поступление в отчетном месяце неотфактурованных материалов, по которым поставщики не предъявили к оплате счетов-фактур, отражаются в журнале-ордере 6 по условной оценке раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится буква «Н». В следующем месяце, по поступлении счетов, эти записи сторнируются с одновременным оприходованием материалов по фактической их себестоимости на основании расчетных документов поставщиков.
Существенную роль играет
контроль за достоверным отражением
в бухгалтерском учете и
9) Проверка правильности списания материалов по разным направлениям (реализация, безвозмездная передача, списание из-за недостач, порчи, хищений). Для этих целей необходимо проанализировать правильность оформления документов по расходу и внутрихозяйственному перемещению материалов; правильность их учета в бухгалтерии.
10) Сопоставление (сверка)
данных документов на списание
ценностей и соответствующих
реестров бухгалтерского учета.
11)Проверка правильности оценки ТМЦ, списанных на издержки производства и реализованных.
12)Проверка правильности
корреспонденций счетов по
Стоит особое внимание обратить на случаи злоупотреблений и хищений, связанных с товарно-материальными ценностями, так как они могут существенно повлиять на финансовый результат деятельности предприятия.
· Недостача может
перекрываться суммовыми
· Ошибка в таксировке в одном экземпляре исправляется учетным работником без сверки с первым экземпляром, что ведет к не выявлению хищения
При отгрузке и реализации:
· Возможно сознательное создание недостачи с последующим отнесением взыскиваемых сумм на дебиторский счета. В дальнейшем эти суммы списываются на основание отказа арбитража в иске.
Злоупотребления выявляются:
· В процессе проверки
посредством анализа
Особое внимание следует обратить на обследование складских помещений и мест хранения материальных ценностей.
На проверяемом предприятии материалы распределены по кладовым, каждой из которых присвоен свой порядковый номер, который затем указывается во всех расходных и приходных документах. По данному порядку в каждой кладовой сосредоточены материалы определенных групп. На предприятии существуют склады кругового леса, спецодежды, металла, стройматериалов и другие. В самих складах материалы размещены по секциям, а внутри секций по группам, типам в штабелях, мешках, контейнерах, ящиках, поддонах и т.д., что обеспечивает быструю их приемку и отпуск, а также дает возможность контролировать фактическое наличие материальных ценностей и наличие по документам. Также склады предприятия обеспечиваются исправными весами, измерительными приборами и тарой.
Следует отметить, что соблюдаются правила охраны складов, в частности по окончании рабочего дня на наружные запоры складов накладываются пломбы, а перед открытием помещения проверяется состояние замков и пломб.
При осуществлении контроля за вывозом материально-производственных запасов со склада на предприятии выдаются пропуска на вывоз товарно-материальных ценностей, которые сдаются работнику охраны и регистрируются в книге регистрации пропусков, что позволяет проверить полноту их возврата.
На проверяемом предприятии установлен список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей (инженеры, экономисты, кладовщики).
Учет материалов на складе осуществляет приемосдатчик (кладовщик), который является материально-ответственным лицом. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной материальной ответственности. В штатном расписании предприятия предусмотрены должности инженера (товароведа). На них возложены обязанности по оприходованию поступивших товарно-материальных запасов, осуществлению общего руководства кладовой.
Управление производственными запасами требует рациональной организации их аналитического учета на основе предварительно разработанной номенклатуры. Номенклатура составляется на основе технических характеристик материалов, топлива и других материальных ресурсов. Она позволяет легко и быстро находить нужные наименования материалов, способствует ведению учета с наименьшими затратами труда, повышению его оперативности и достоверности. Номенклатурный номер материала проставляется на всех документах на поступление и расходование материалов, а также в регистрах бухгалтерского учета. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык (форма ФМУ №45) и прикрепляет его к месту хранения материалов.
В ярлыке указывают наименование материальных ценностей, их номенклатурный номер, единицу измерения, норму запаса и цену.
Учет движения товарно-материальных ценностей на складах осуществляют в карточках складского учета, которые открывают на каждый номенклатурный номер. Записи в карточках складского учета кладовщики делают на основании первичных документов (приемных актов и счет фактур) в день совершения операции. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому кладовые располагают оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. В них на основании первичных документов отражаются те же данные, что и в карточках складского учета. Ведомости составляют по складам и используют для контроля за движением и состоянием производственных запасов на складах и для оперативного управления. Ежемесячно инженеры кладовых составляют справки о залежалых и исходовых товарах, о невыполненных нарядах, что позволяет руководителю предприятия и транспортной группе более эффективно координировать погрузку материалов.
Первичные документы после записи их в карточках складского учета передают в бухгалтерию на проверку. Если документы по каким-либо причинам возвращаются в кладовую, то возврат оформляется реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов. Приемосдатчики расписываются в реестре и берут обратно документы на переоформление. Переоформленные документы повторно записываются в книгу сдачи документов и сдаются в бухгалтерию. Это говорит об усилении контроля за проверкой первичных документов в бухгалтерии.9