Учёт материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, необходимо отметить, что материалы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за товар.
Кроме того, анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Нарушение оптимального уровня остатков материалов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. стр.3-6
1. Теоретические и методологические основы учета материалов
1.1 Понятие материалов и их классификация…………………….. стр.7-12
1.2 Нормативная законодательная база по учету материалов…… стр.13-15
2. Организация учета материалов на примере ОАО «Лес»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лес»…………………………… стр.16-20
2.2 Применяемый метод учета материалов………………………. стр.21-24
2.3 Инвентаризация материалов на складах, порядок ее проведения, оформления и отражения ее результатов…………………………… стр.25-30
3. Совершенствование учета материалов в ОАО «Лес»
3.1 Усиление контроля за движением и предупреждение хищений материалов
в ОАО «Лес»…………………………………………………………… стр.31-44
3.2 Недостатки в учете материалов в ОАО «Лес» и предложения
по их устранению……………………………………………………… стр.45-47
Заключение…………………………………………………………….. стр.48-52
Список литературы……………………………………………………. стр.53-56

Вложенные файлы: 1 файл

бухгалтерский учет курсовая без страниц.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо изучать  вопрос о состоянии кадров материально  ответственных лиц. Состав материально-ответственных  лиц и их соответствие необходимым профессиональным требованиям смотрят по личным делам, находящимся в отделе кадров. Здесь также проверяют профессиональную подготовленность, как работников снабжения, знание правил и сроков приемки и отпуска материальных ценностей, оформление первичной документации по движению производственных запасов и ведения карточек складского учета. Контроль за деятельностью материально-ответственных лиц и за исполнением ими своих обязанностей осуществляет главный бухгалтер, в первую очередь, и работники бухгалтерии.

По результатам проверки состояния складского хозяйства  и сохранности товарно-производственных запасов устанавливается необходимость  проведения внезапной выборочной или  сплошной инвентаризации в целом  по складу или у отдельных материально-ответственных лиц. Также это достигается путем изучения слабых и сильных сторон внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета.

На предприятии инвентаризация производственных запасов проводится в соответствии с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (приказ от 13.06.95 №49 «об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»). Для проведения инвентаризации на ОАО «Лес» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производится по их местонахождению и материально-ответственному лицу. Проверка фактического наличия производственных запасов производится при обязательном участии материально-ответственных лиц. На проверяемом предприятии инвентаризация проводилась с 1 по 10 сентября 2011г., о результатах которой составлен акт после заседания инвентаризационной комиссии. По результатам инвентаризации недостач и излишков комиссией по инвентаризации не обнаружено. Была изучена вся документация, отражающая проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей за проверяемый период инвентаризационные описи, акты инвентаризации, протоколы инвентаризационных комиссий. Инвентаризационные описи были заполнены без помарок и пометок, незаполненные строки в них были перечеркнуты.

Таким образом, входе  проверки документации по инвентаризации материально-производственных запасов  нарушений не было.

Правильная и четкая организация поступления и отпуска  запасов и достоверное отражение  этих операций в учете содействуют  выполнению снабжающими органами своих  основных функций – обеспечению  сохранности материалов и бесперебойному снабжению предприятия.

Поступление материалов на проверяемом предприятии начинается с заключения договора. Для оплаты отгруженных материалов поставщики предъявляют покупателям счета, к которым прилагают документы, подтверждающие отгрузку. На складе счета поставщиков записывают в журнал учета поступающих грузов, по которому контролируют своевременность оприходования материально-производственных запасов. После заполнения счета передают кладовщику для приемки материалов. При поступлении материально-производственных запасов от поставщиков кладовщик проверяет соответствие фактического их количества данным документов поставщика. Если расхождений не обнаружено, то на ОАО «Лес» выписывается приемный акт на все количество поступаемого материала. Затем приемные акты записываются в книгу сдачи документов и передаются в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет правильность оформления, количество и сумму приемного акта, сверяя его с копией счета.

Следует отметить, если при  приемке материально-производственных запасов от поставщиков установлено  расхождение с данными сопроводительных документов, то кладовщик составляет акт о приемке материалов.

Тщательной проверке подлежат операции отгружающие поступления  товарно-материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами. На ОАО «Лес» приказом утвержден список лиц, которым разрешено приобретать товарно-материальные ценности за наличный расчет. После осуществления покупки подотчетным лицом составляется авансовый отчет, прикладываются документы, подтверждающие покупку.

При контроле операций по поступлению материально-производственных запасов необходимо проверить действующий на предприятии порядок выдачи доверенностей на их получение. На предприятии ОАО «Лес» этим занимается материальный отдел, который оформляет доверенность и выдает под расписку получателю. Выдача этих доверенностей регистрируется в журнале учета выданных доверенностей и допускается только лицам, работающим на ОАО «Лес». Использованные доверенности оправдываются приходными документами, а неиспользованные возвращаются обратно в материальный одел. Также на проверяемом предприятии соблюдается срок выдачи доверенностей (15 дней).

Правильная организация  отпуска материально-производственных запасов со складов служит немаловажным фактором эффективности производственно-финансовой деятельности предприятия.

При контроле операций по отпуску и реализации материально-производственных запасов необходимо проверить действующую  на предприятии систему отпуска  и реализации запасов и порядок  документального их оформления. Материально-производственные запасы со склада отпускаются по требованиям, на основании которых склад выписывает счета покупателю за отпущенные материально-производственные запасы. Требования являются первичными расходными документами, на основе их ведутся записи в карточках складского учета. Из этого видно, насколько важно проконтролировать правильность и законность составления документа. Также для получения материалов необходима доверенность от предприятия покупателя. ОАО «Лес» контролирует сроки выдачи доверенностей, подписи на них и печать организации. Распечатанные счет фактуры подписывают кладовщик, главный бухгалтер и руководитель. Затем к счет-фактуре оформляют платежные требования-поручения и банковские счет фактуры, которые необходимы для книги продаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Недостатки  в учете материалов в ОАО «Лес» и предложения по их устранению.

В результате изучения и анализа учета материалов в ОАО «Лес» были выявлены недостатки в организации бухгалтерского учета, которые явились предпосылками для разработки путей совершенствования учета и аудита материалов с целью более эффективного их использования и приведения в соответствие с нормами законодательства и учетной политикой предприятия.

1. Для совершенствования  документооборота и порядка учета  расчетов с поставщиками рекомендуется  отражать в учете полученные товарно-материальные ценности в день их фактического поступления на склад.

2. Для оптимизации  работы складского хозяйства,  а также своевременности применения  налоговых вычетов при расчете  суммы налога на добавленную  стоимость, подлежащей уплате  в бюджет, в текст договора поставки с основным поставщиком следует включать условие по своевременному представлению сопроводительных документов и прежде всего счета-фактуры.

3. Для улучшения организации складского учета рекомендуется:

– наладить своевременный учет прихода и расхода материалов на складах;

– своевременно маркировать  поступившие на склад материалы  индивидуальными бирками;

– произвести перемещение  материалов по видам, вместо текущего размещения по моментам прихода;

– на инвентарных карточках  указать информацию о местонахождении материала на складе;

– произвести нумерацию  полок и стелажей на складах.

4. Для рационального учета материалов, который бы способствовал оперативной работе, планированию и бухгалтерскому учету следует разработать детализированную группировку материалов. С этой целью перечень наименований отдельных видов материалов классифицируется по определенному признаку: материалы должны делиться на группы, группы делятся на подгруппы. В рамках каждой подгруппы материалы, в свою очередь, группируются по профилю, марке, сорту, а затем по размеру и пр.

За каждым наименованием, сортом, разделом материалов закрепляется постоянный шифр (номенклатурный номер), однозначно его идентифицирующий.

Наличие на предприятии  систематизированного перечня материалов создает основу для применения единой классификации материалов в конструкторской, технологической, плановой и учетной документации, для механизации учетно-вычислительных работ, применения оперативно-бухгалтерского метода учета движения материалов на складах.

5. Для получения более  объективной информации о реальной  стоимости материалов, организации  предлагается формировать резервы  под снижение стоимости материальных  ценностей. В действующем плане  счетов бухгалтерского учета  введен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Появление такого счета связано с правом организаций в конце отчетного года отражать в бухгалтерской отчетности материально-производственные запасы по текущей рыночной стоимости, если она ниже стоимости материалов соответствующих строк, характеризующих состояние материальных ценностей, уменьшая их стоимость, по которой они числятся в бухгалтерии. Введение в рабочий план счетов счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и внесение в учетную политику предприятия положений о создании таких резервов позволит предприятию формировать более достоверную бухгалтерскую отчетность.10

6. Уделять повышенное внимание организации и осуществлению внутреннего контроля учета материалов, а также за организацией и ведением бухгалтерского учета материальных ценностей, движением производственных запасов и инвентаризацией материальных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа посвящена  бухгалтерскому учету материалов. В  процессе ее написания была сделана  попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материалов для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.

В работе была описана  методика ведения бухгалтерского учета  материалов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.

Приведенная методика ведения  бухгалтерского учета материалов является полной и конкретизированной, что  позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.

По своему экономическому содержанию этот раздел для предприятий  косвенно характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материалов.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности  работы предприятия, правильной организации  сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.

Бухгалтерией ОАО «Лес»  ведется сальдовый метод аналитического учета материалов. Материальные ценности учитываются в разрезе групп, субсчетов и счетов, а также  используется счет 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Вообще важным условием повышения эффективности использования  оборотных средств на предприятии  является рациональная организация  производственных запасов. Основные пути сокращения производственных запасов  сводятся к оптимальному выбору поставщиков, налаженной работе транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.11

В процессе выполнения курсовой работы мы рассмотрели организацию  учета, движения материалов на предприятии, а также обеспечение сохранности материальных ценностей на основе изучения материалов и анализа хозяйственной практики. Нами были сделаны ряд выводов и предложений в сфере рассматриваемых вопросов.

В заключении обобщим  полученные нами результаты. Таким  образом, при рассмотрении материальных ценностей как объекта учета и контроля мы пришли к следующим выводам:

1. Огромную роль в  решении этой задачи играет  четко организованный учет. Он  должен оперативно обеспечивать  руководителей и других заинтересованных  лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.

2. Необходимое условие  деятельности предприятий - хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.

3. Четкая классификация  материально-производственных запасов  по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации синтетического и аналитического учета.

4. Важной предпосылкой  организации учета материалов  является их оценка. Она имеет  значение и для более эффективной  организации обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии учет ведется по фактической себестоимости.

5. Учет материальных  ценностей на предприятии отвечает  как условиям производственного  потребления материалов, так и  требованиям организации складского  хозяйства, и обеспечивает выполнение одной из основных задач учета - контроль за сохранностью материальных ценностей во время их приемки и хранения.

В ходе рассмотренных  вопросов контроля за сохранностью и  движением товарно-материальных ценностей на ОАО «Лес» можно выделить ряд положительных моментов. Во-первых, ведется довольно подробный и достаточно точный учет материальных ресурсов, что позволяет руководителю ОАО «Лес» и службе материально-технического обеспечения более эффективно координировать обеспеченность предприятия, а также позволяют осуществлять контроль за состоянием производственных запасов. Бухгалтер материально-производственного отдела 2 раза в месяц предоставляет оперативный отчет главному бухгалтеру о состоянии запасов, что дает возможность получить полную картину об остатках на складах предприятия и выписывать накладные на отпуск на сторону в соответствии с фактическим наличием материалов. Следует также отметить, что на данном предприятии ведется учет входящей и исходящей документации, а также составляются акты сверки по реализованным товарно-материальным ценностям.

Информация о работе Учёт материалов