Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Прежде всего, необходимо отметить, что материалы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за товар.
Кроме того, анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Нарушение оптимального уровня остатков материалов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов.
Введение…………………………………………………………….. стр.3-6
1. Теоретические и методологические основы учета материалов
1.1 Понятие материалов и их классификация…………………….. стр.7-12
1.2 Нормативная законодательная база по учету материалов…… стр.13-15
2. Организация учета материалов на примере ОАО «Лес»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лес»…………………………… стр.16-20
2.2 Применяемый метод учета материалов………………………. стр.21-24
2.3 Инвентаризация материалов на складах, порядок ее проведения, оформления и отражения ее результатов…………………………… стр.25-30
3. Совершенствование учета материалов в ОАО «Лес»
3.1 Усиление контроля за движением и предупреждение хищений материалов
в ОАО «Лес»…………………………………………………………… стр.31-44
3.2 Недостатки в учете материалов в ОАО «Лес» и предложения
по их устранению……………………………………………………… стр.45-47
Заключение…………………………………………………………….. стр.48-52
Список литературы……………………………………………………. стр.53-56
Необходимо изучать вопрос о состоянии кадров материально ответственных лиц. Состав материально-ответственных лиц и их соответствие необходимым профессиональным требованиям смотрят по личным делам, находящимся в отделе кадров. Здесь также проверяют профессиональную подготовленность, как работников снабжения, знание правил и сроков приемки и отпуска материальных ценностей, оформление первичной документации по движению производственных запасов и ведения карточек складского учета. Контроль за деятельностью материально-ответственных лиц и за исполнением ими своих обязанностей осуществляет главный бухгалтер, в первую очередь, и работники бухгалтерии.
По результатам проверки
состояния складского хозяйства
и сохранности товарно-
На предприятии инвентаризация производственных запасов проводится в соответствии с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (приказ от 13.06.95 №49 «об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»). Для проведения инвентаризации на ОАО «Лес» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производится по их местонахождению и материально-ответственному лицу. Проверка фактического наличия производственных запасов производится при обязательном участии материально-ответственных лиц. На проверяемом предприятии инвентаризация проводилась с 1 по 10 сентября 2011г., о результатах которой составлен акт после заседания инвентаризационной комиссии. По результатам инвентаризации недостач и излишков комиссией по инвентаризации не обнаружено. Была изучена вся документация, отражающая проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей за проверяемый период инвентаризационные описи, акты инвентаризации, протоколы инвентаризационных комиссий. Инвентаризационные описи были заполнены без помарок и пометок, незаполненные строки в них были перечеркнуты.
Таким образом, входе проверки документации по инвентаризации материально-производственных запасов нарушений не было.
Правильная и четкая
организация поступления и
Поступление материалов на проверяемом предприятии начинается с заключения договора. Для оплаты отгруженных материалов поставщики предъявляют покупателям счета, к которым прилагают документы, подтверждающие отгрузку. На складе счета поставщиков записывают в журнал учета поступающих грузов, по которому контролируют своевременность оприходования материально-производственных запасов. После заполнения счета передают кладовщику для приемки материалов. При поступлении материально-производственных запасов от поставщиков кладовщик проверяет соответствие фактического их количества данным документов поставщика. Если расхождений не обнаружено, то на ОАО «Лес» выписывается приемный акт на все количество поступаемого материала. Затем приемные акты записываются в книгу сдачи документов и передаются в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет правильность оформления, количество и сумму приемного акта, сверяя его с копией счета.
Следует отметить, если при
приемке материально-
Тщательной проверке подлежат операции отгружающие поступления товарно-материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами. На ОАО «Лес» приказом утвержден список лиц, которым разрешено приобретать товарно-материальные ценности за наличный расчет. После осуществления покупки подотчетным лицом составляется авансовый отчет, прикладываются документы, подтверждающие покупку.
При контроле операций по
поступлению материально-
Правильная организация
отпуска материально-
При контроле операций по отпуску и реализации материально-производственных запасов необходимо проверить действующую на предприятии систему отпуска и реализации запасов и порядок документального их оформления. Материально-производственные запасы со склада отпускаются по требованиям, на основании которых склад выписывает счета покупателю за отпущенные материально-производственные запасы. Требования являются первичными расходными документами, на основе их ведутся записи в карточках складского учета. Из этого видно, насколько важно проконтролировать правильность и законность составления документа. Также для получения материалов необходима доверенность от предприятия покупателя. ОАО «Лес» контролирует сроки выдачи доверенностей, подписи на них и печать организации. Распечатанные счет фактуры подписывают кладовщик, главный бухгалтер и руководитель. Затем к счет-фактуре оформляют платежные требования-поручения и банковские счет фактуры, которые необходимы для книги продаж
3.2 Недостатки в учете материалов в ОАО «Лес» и предложения по их устранению.
В результате изучения и анализа учета материалов в ОАО «Лес» были выявлены недостатки в организации бухгалтерского учета, которые явились предпосылками для разработки путей совершенствования учета и аудита материалов с целью более эффективного их использования и приведения в соответствие с нормами законодательства и учетной политикой предприятия.
1. Для совершенствования
документооборота и порядка
2. Для оптимизации
работы складского хозяйства,
а также своевременности
3. Для улучшения организации складского учета рекомендуется:
– наладить своевременный учет прихода и расхода материалов на складах;
– своевременно маркировать поступившие на склад материалы индивидуальными бирками;
– произвести перемещение материалов по видам, вместо текущего размещения по моментам прихода;
– на инвентарных карточках указать информацию о местонахождении материала на складе;
– произвести нумерацию полок и стелажей на складах.
4. Для рационального учета материалов, который бы способствовал оперативной работе, планированию и бухгалтерскому учету следует разработать детализированную группировку материалов. С этой целью перечень наименований отдельных видов материалов классифицируется по определенному признаку: материалы должны делиться на группы, группы делятся на подгруппы. В рамках каждой подгруппы материалы, в свою очередь, группируются по профилю, марке, сорту, а затем по размеру и пр.
За каждым наименованием, сортом, разделом материалов закрепляется постоянный шифр (номенклатурный номер), однозначно его идентифицирующий.
Наличие на предприятии систематизированного перечня материалов создает основу для применения единой классификации материалов в конструкторской, технологической, плановой и учетной документации, для механизации учетно-вычислительных работ, применения оперативно-бухгалтерского метода учета движения материалов на складах.
5. Для получения более
объективной информации о
6. Уделять повышенное внимание организации и осуществлению внутреннего контроля учета материалов, а также за организацией и ведением бухгалтерского учета материальных ценностей, движением производственных запасов и инвентаризацией материальных ресурсов.
Заключение
Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материалов. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материалов для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материалов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.
Приведенная методика ведения бухгалтерского учета материалов является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.
По своему экономическому
содержанию этот раздел для предприятий
косвенно характеризует конечный финансовый
результат работы предприятия, выполнения
своих обязательств перед потребителями,
степень участия в удовлетворен
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
Бухгалтерией ОАО «Лес»
ведется сальдовый метод
Вообще важным условием
повышения эффективности
В процессе выполнения курсовой работы мы рассмотрели организацию учета, движения материалов на предприятии, а также обеспечение сохранности материальных ценностей на основе изучения материалов и анализа хозяйственной практики. Нами были сделаны ряд выводов и предложений в сфере рассматриваемых вопросов.
В заключении обобщим полученные нами результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных ценностей как объекта учета и контроля мы пришли к следующим выводам:
1. Огромную роль в
решении этой задачи играет
четко организованный учет. Он
должен оперативно
2. Необходимое условие деятельности предприятий - хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.
3. Четкая классификация
материально-производственных
4. Важной предпосылкой
организации учета материалов
является их оценка. Она имеет
значение и для более
5. Учет материальных
ценностей на предприятии
В ходе рассмотренных вопросов контроля за сохранностью и движением товарно-материальных ценностей на ОАО «Лес» можно выделить ряд положительных моментов. Во-первых, ведется довольно подробный и достаточно точный учет материальных ресурсов, что позволяет руководителю ОАО «Лес» и службе материально-технического обеспечения более эффективно координировать обеспеченность предприятия, а также позволяют осуществлять контроль за состоянием производственных запасов. Бухгалтер материально-производственного отдела 2 раза в месяц предоставляет оперативный отчет главному бухгалтеру о состоянии запасов, что дает возможность получить полную картину об остатках на складах предприятия и выписывать накладные на отпуск на сторону в соответствии с фактическим наличием материалов. Следует также отметить, что на данном предприятии ведется учет входящей и исходящей документации, а также составляются акты сверки по реализованным товарно-материальным ценностям.