Учёт расчетов с покупателями и заказчиками и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение учета и контроль расчетов с покупателями и заказчиками, установление недостатков в учёте, внесение предложений по их устранению и совершенствованию учёта, а также рассмотрение порядка осуществления контроля расчётов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 4
1. Обзор литературы. 7
2. Экономико-финансовая характеристика ОАО «Осиповичский молочный
комбинат». 16
3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками и его совершенствование на
Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат». 26
3.1. Основные формы расчётных взаимоотношений в Бобруйском филиале
ОАО «Осиповичский молочный комбинат». 26
3.2. Учёт расчётов за молочную продукцию. 36
3.3. Учёт расчётов за давальческую продукцию. 40
3.4. Учёт расчётов с покупателями МСБ. 42
3.5. Учёт расчётов по векселям полученным. 43
3.6. Учёт расчётов по авансам полученным. 44
4. Контроль расчётов с покупателями и заказчиками в Бобруйском филиале
ОАО «Осиповичский молочный комбинат». 46
4.1. Нормативно-правовое регулирование расчётов с покупателями и заказчиками. 46
4.2. Общая характеристика внутреннего контроля с покупателями и заказчиками. 48
4.3. Проверка организации и состояния контроля за выполнением договорных обязательств с покупателями и заказчиками. 54
4.4. Проверка правильности документального оформления расчётов с
покупателями и заказчиками. 56
4.5. Проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической
отчётности по расчётам с покупателями и заказчиками. 58
Выводы и предложения. 62
Список используемой литературы. 64
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

Акцептованное плательщиком платёжное требование-поручение представляется в банк-отправитель в количестве, определяемом данным банком, но не менее двух экземпляров. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

На Бобруйском филиале  ОАО «Осиповичский молочный комбинат»  расчёты осуществляются при помощи платёжных требований (прил. 4). Платёжное  требование является платёжной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определённой суммы через банк. Использование платёжного требования для осуществления безналичных расчётов оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком. Обслуживающий банк принимает от поставщика платёжное требование на инкассо, что означает обязательство банка получить денежные средства от должника (покупателя) по предъявлении ему платёжных документов.

При проведении переводов  посредством платёжных требований используются акцептная и безакцептная формы инкассо. Акцептная форма инкассо применяется при расчётах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон. Безакцептная форма – при списании средств со счёта плательщика в бесспорном порядке.

Платёжное требование составляется на бланках установленной формы и представляется в банк-получатель в трёх экземплярах. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати. Данный документ представляется в банк в течение 10 календарных дней со дня выписки (день выписки в расчёт не принимается) с реестром, оформленным в 2 экземплярах. Допускается передача бенефициаром платёжных требований и реестров в банк-получатель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств.

Платёжные требования, оформленные  надлежащим образом, принимаются банком-получателем  для направления в банк-отправитель. На всех экземплярах платёжного требования проставляются фактическая дата представления и штамп банка. На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платёжных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра остаётся в банке-получателе,  второй – возвращается бенефициару в подтверждение приёма документов.

Платёжные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

На всех экземплярах  платёжного требования проставляется  дата его поступления в банк-отправитель. Основанием для исполнения банком-отправителем платёжного требования является полученный от плательщика акцепт. Он оформляется заявлением в двух экземплярах, причём оба должны заверяться оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Допускается передача заявлений на акцепт в банк-отправитель в электронном виде.

Акцепт может быть предварительным и последующим.

Предварительный акцепт – акцепт плательщика, полученный банком до поступления платёжного требования. Он предполагает оплату платёжных требований в срок, определённый плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее 4-го банковского дня, включая день поступления платёжного требования.

Последующий акцепт –  акцепт плательщика, полученный банком после поступления платёжного требования. Срок представления заявления на последующий акцепт составляет 5 банковских дней, не считая дня поступления платёжного требования в банк.

Последующий акцепт, как  и предварительный, может распространяться на всю сумму платёжного требования (полный) или на её часть (частичный).

Принятые к исполнению платёжные требования, акцептованные  плательщиком, при наличии достаточной  суммы средств на счёте плательщика  исполняются банком-отправителем. При  этом первый экземпляр платёжного требования помещается в документы банка-отправителя, второй – направляется в банк-получателя для выдачи бенефициару, а третий – передаётся плательщику с выпиской из его счёта.

В настоящее время  оптимальным способом расчётов являются расчёты аккредитивами. Аккредитив – это обязательство, на основании которого банк (банк-эмитент), действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару), либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, либо уполномочить другой банк (исполняющий банк) провести платежи получателю денежных средств, оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитив представляет собой соглашение, обособленное от основного договора, в котором предусмотрена данная форма расчётов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Порядок применения аккредитивной  формы расчётов регулируется Инструкцией  о порядке совершения банковских документарных операций, утверждённой постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 67.

По операциям с аккредитивами  все участвующие в них банки  имеют дело только с документами, а не с товарами, услугами и иным исполнением обязательств. Именно поэтому аккредитивы называются документарными.

Аккредитив бывает отзывным и безотзывным. Отзывной можно изменить или аннулировать в любой момент без предварительного уведомления  бенефициара.

Основанием для открытия банком-эмитентом аккредитива является заявление на аккредитив. Количество экземпляров определяется банком, но их должно быть не менее двух. Первый экземпляр заявления заверяется подписью приказодателя и оттиском печати (при принятии банком-эмитентом заявления к исполнению он используется для составления аккредитива и помещается в досье по аккредитиву); второй, подписанный уполномоченным работником банка, - выдаётся приказодателю.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь для выполнения банками функций агентов валютного контроля к заявлениям на аккредитив должны прилагаться договоры, паспорта сделок, лицензии и т.п.

Аккредитив может выставляться за счёт собственных средств плательщика  или кредитов банка. Выставленный аккредитив предназначен для расчётов только с  одним поставщиком (бенефициаром). Срок действия и порядок расчётов устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком.

Расчёты между организациями  могут производиться с помощью  чеков из чековых книжек.

Чек из чековой книжки – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю.

Чтобы чековая книжка на имя юридического лица могла быть выдана его представителю, фамилия, имя, отчество и образец подписи  последнего вносятся в заявление-обязательство.

Срок действия чековой  книжки 1 год.

При необходимости юридическому лицу разрешается выдавать несколько  чековых книжек. Если при полном использовании чеков из чековой  книжки её сумма остаётся неисчерпанной, то на неиспользованный остаток средств по желанию чекодателя может быть выдана новая чековая книжка. По заявлению чекодателя чековую книжку можно досрочно закрыть либо уменьшить депонированную по ней сумму.

Бланки чековых книжек являются документами строгой отчётности. Полученные в банке чековые книжки могут выдаваться экспедитору или другому подотчётному лицу для производства расчётов за купленные материалы, оказанные услуги.

Чеки выписываются по приёмо-сдаточным  документам в сумме платежа за товары, фактически вывезенные покупателем или доставленные ему. Их подписывает должностное лицо покупателя на основании доверенности.

Организации, получившие чеки, предъявляют  их в обслуживающее учреждение банка  вместе с поручением-реестром на бланке установленной формы в двух экземплярах, если счета чекодателя и получателя средств находится в одном учреждении банка, и в четырёх экземплярах – если в разных.

Расчётный чек действителен для  приёма в уплату за товары, работы, услуги в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.

При приёмке чеков банк проверяет правильность их оформления, реквизиты поручений-реестров, соблюдение сроков действия, после чего пересылает в банк чекодателя для списания средств поручение-реестр.

В настоящее время широко применяются  операции с банковскими пластиковыми карточками.

Банковская пластиковая карточка – платёжный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счёту и  проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление  иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Зачисление денежных средств на карт - счёт юридического лица (индивидуального  предпринимателя) производится с его  текущего (расчётного) счёта, со специального счёта для хранения купленной  на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, с иных счетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Держатели корпоративных карточек вправе их использовать в следующих  случаях:

а) при открытии карт - счёта в  белорусских рублях:

  • для получения наличных белорусских рублей в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью (в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для расчётов наличными белорусскими рублями), а также оплаты расходов, связанных со служебными командировками;
  • проведения безналичных расчётов в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью (в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для расчётов наличными белорусскими рублями);
  • проведения безналичных расчётов в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками на территории Республики Беларусь, а также за пределы Республики Беларусь;
  • получения наличной иностранной валюты за пределами Республики Беларусь в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками держателей корпоративных карточек за пределы Республики Беларусь.

б) при открытии карт –  счёта в иностранной валюте:

  • для получения наличных денежных средств в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками за пределы Республики Беларусь;
  • проведения безналичных расчётов в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками за пределы Республики Беларусь.

Необходимость наиболее эффективного использования активов, собственного капитала, кредитов банка, постоянного вовлечения в оборот дополнительных денежных ресурсов повлекли за собой совершенствование традиционных и развитие новых форм взаимоотношений субъектов хозяйствования. Одной из новых форм расчётов является факторинг. Суть факторинга заключается в переуступке банку или специализированной фирме неоплаченных долговых требований (платёжных документов, векселей и т.п.), возникающих между  плательщиком и получателем денежных средств при расчётах за товары и услуги. В основе факторинговой операции лежит покупка банком или факторинговой организацией (фактором) платёжных документов поставщика за отгруженные товары и передача поставщиком факторингу права требования платежа. Таким образом, данную операцию можно рассматривать, как уступку права требования, что в белорусском законодательстве регламентируется Гражданским кодексом. Другим нормативным документом, регулирующим порядок проведения факторинговых операций на территории нашей страны, является Порядок проведения банками факторинговых операций в Республике Беларусь от 16.01.1998 года. В соответствии с этим нормативным документом факторинг представляет торгово-коммерческую операцию, сочетающуюся с финансированием оборотного капитала поставщика, связанную с уступками поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком денежных требований за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), и передачу фактору права получения платежа по ним.

Факторинговые операции могут быть открытого и закрытого  типа. При открытом факторинге покупатель уведомляется о передаче права требования платежа и осуществляет свои расчёты  непосредственно с фактором. При  закрытом факторинге плательщик не уведомляется о проведении факторинговых операций. Факторинговое обслуживание может быть без права регресса или с правом регресса. При факторинге без права регресса фактор финансирует поставщика без права последующего возврата денежных требований поставщику в случае их неуплаты плательщиком. При факторинге с правом регресса фактор имеет право вернуть поставщику денежные требования, не оплаченные в течение определённого срока, если поставщик принял на себя поручительство за плательщика перед фактором и имеет риск неуплаты по денежным требованиям, переданным фактору.

Последние годы в республике получила развитие система расчётов посредством векселей. Вексель представляет ценную бумагу, удостоверяющую безусловное  обязательство векселедателя уплатить по наступлению установленного срока векселедержателю определённую сумму. Вексель одновременно является расчётным средством, долговым обязательством и средством гарантии платежа. Расчёты векселями – это один из видов коммерческого кредита, так как оплата по векселю производится не сразу а через определённое время. В течение этого времени сумма векселя находится в распоряжении векселедателя (покупателя).

 Таким образом,  для осуществления расчётных  операций организации используют  различные формы безналичных  расчётов, что способствует ускорению расчётов и оборачиваемости оборотных средств.

По мнению Климовича  Р. Н., оптимальным способом оплаты является аккредитив, который помогает избежать риска неполучения денежных средств  за поставленную продукцию и оказанные  услуги. Мы поддерживаем мнение автора, так как расчёты аккредитивами,  на наш взгляд, являются наиболее выгодной формой оплаты.

 Аккредитив в равной  степени учитывает интересы обеих  сторон договора. И в этом его  основное преимущество перед  другими формами безналичных  расчётов. Кроме того, использование аккредитива для расчётов уменьшает риски как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчётов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчётов если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

Мы предлагаем также  использовать для оформления поставленной продукции, выполненных работ и  оказанных услуг на Бобруйском филиале  ОАО «Осиповичский молочный комбинат»  вексель. Моментом реализации товаров, работ и услуг принимать момент получения векселя.

Информация о работе Учёт расчетов с покупателями и заказчиками и его совершенствование