Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе имеющихся данных определить финансовое положение предприятия и дать оценку финансовых результатов деятельности, а также выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать
Задачи курсовой работы:
– изучение имущественного состояния предприятия, определение состава и структуры имущества;
– дать оценку собственным и заемным средствам;
– определить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами;
Из таблицы видно что организация в 2006 году обладала абсолютной финансовой устойчивостью, однако начиная с конца 2007 года состояние начало резко ухудшаться, у организации недостаточно источников для формирования запасов и затрат, а значит организация находится в кризисном состоянии, необходимо повысить значения показателей путем увеличения собственных оборотных средств и снижения доли запасов.
2.5 Анализ эффективности деятельности предприятия
Анализ оборачиваемости активно
Для характеристики использования оборотных средств рассчитываются коэффициенты оборачиваемости. Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год (или за анализируемый период) «оборачиваются» те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов.
Показатели оборачиваемости
имеют большое значение для оценки
финансового положения
Показатель оборачиваемости текущих активов рассчитывается по формуле:
К оборачиваемости
текущих активов = чистый объем реализации
/ среднегодовая стоимость
Продолжительность одного оборота в днях будет рассчитана следующим образом: = 360 / оборачиваемость активов.
Для исследуемого предприятия
расчет и характеристика изменения
оборачиваемости оборотных
Таблица 3. Расчет и динамика показателей оборачиваемости активов
№ п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
Периоды исследования | ||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
1. |
Выручка от реализации (без НДС), ф. №2 |
руб. |
6786 |
24895 |
8070 |
2. |
Средняя величина текущих активов |
руб. |
3985,5 |
9986,5 |
14015 |
3. |
Оборачиваемость текущих активов |
кол. раз. |
1,7 |
2,5 |
0,57 |
4. |
Продолжительность оборота текущих активов |
дни |
212 |
144 |
631 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют
об ухудшении финансового
Анализ показателей рентабельности организации
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Рентабельность продукции
показывает, сколько прибыли приходится
на единицу реализованной
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1. Коэффициент рентабельности
активов (экономическая
2. Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность). Синонимы: прибыль на акционерный капитал, рентабельность (доходность) собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность (отдачу) использования акционерного капитала.
3. Рентабельность продукции
(рентабельность текущих
4. Рентабельность инвестиций.
Показывает, сколько прибыли получает
предприятие на 1 руб. суммы собственного
капитала и привлеченных
Таблица 4. Расчет и динамика показателей рентабельности
Общая величина |
Ед. изм. |
Периоды исследования | ||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||
1. Общая величина имущества (валюта баланса) |
руб. |
28859 |
30676 |
34151 |
2. Источники собственных средств |
руб. |
-642 |
7083 |
7238 |
3. Краткосрочные обязательства |
руб. |
29501 |
23593 |
26913 |
4. Средняя величина активов |
руб. |
14429,5 |
29767,5 |
32413,5 |
5. Средняя величина текущих активов |
руб. |
3985.5 |
9986,5 |
14015 |
6. Выручка от реализации (без НДС) |
руб. |
6786 |
24895 |
8070 |
7. Прибыль до уплаты налога |
руб. |
600 |
7843 |
181 |
Из таблицы 4 можно сделать однозначные выводы и заключения. Они состоят в констатации бесспорного факта: абсолютно все показатели рентабельности и эффективности управленческого труда, труда руководителей хозяйства каждый год ухудшались, причем значительно.
Приведенные показатели, свидетельствующие о уменьшении рентабельности предприятия, как представляется, вызваны сложным комплексом причин. Часть их находится вне предприятия и описана в ряде экономических работ. Эти причины связаны с ухудшающимися для всех сельхозпроизводителей условиями приобретения ресурсов и услуг в сравнении с условиями, по которым продается на разных рынках сельскохозяйственная продукция. Не срабатывают или вообще не реализуются меры по государственному регулированию агропромышленного производства, намеченные в Федеральном законе.
Однако имеются, как показывают наблюдения, и внутренние причины, так или иначе связанные с несовершенством управления финансовой деятельностью предприятия. О них пойдет речь в следующем, заключительном параграфе работы.
3. Мероприятия по повышению экономической эффективности и прибыли предприятия
3.1 Разработка и освоение
в практике ООО «Октябрьское» о
Из предыдущих разделов курсовой работы можно заметить, что руководство обследованного предприятия часто находит и реализует сравнительно эффективные организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие хозяйству значительно не высокий уровень конечных результатов, чем получают в других предприятиях Ставропольского края.
Предприятие добивается относительно высоких урожаев основных культур, продуктивности животных, а также реализуют произведенную продукцию по сравнительно выгодным ценам. Эта обеспечивается прежде всего двумя обстоятельствами. Во-первых, ООО «Октябрьское» реализует большие объемы растениеводческой продукции. Цены – часто не высокие. Во-вторых, в ООО «Октябрьское» от трети до половины товарной продукции растениеводства реализуют в первой половине года. В этот период покупатели готовы платить за зерно и подсолнечник больше, чем в месяцы, следующие за уборкой очередного урожая, когда сельскохозяйственные рынки заполнены продукцией.
Тем не менее на предприятии наблюдается постоянное уменьшение рентабельности затрат и активов, а также рентабельности продаж. Это требует от руководства предприятия разработки и освоения в практике управления предприятием дополнительных мер по повышению эффективности его производственно-коммерческой деятельности. Часть мер такого рода зависит от регулирующих воздействий государства. Обобщение работ по экономике сельского хозяйства, по финансовому менеджменту, управленческому учету, анализу опыта передовых агропредприятий страны, а также научных публикаций по переводу АПК к устойчивому экономическому развитию позволяют представить систему мероприятий, способных существенно повысить финансовую устойчивость сельхозпроизводителей.
При анализе вопросов, связанных с оплатой труда в хозяйстве, было выявлено, что в ООО «Октябрьское» практически отсутствуют выплаты и премии по итогам года. Вся оплата труда выдается по окончании очередного месяца и в растениеводстве не зависит от конечных результатов работы. Зарплата в этой отрасли начисляется только за объемы выполненных работ. Правда, в животноводстве зарплата начисляется за достигнутые объемы производства – привесы крупного рогатого скота и свиней, надои молока, за приплод. В растениеводстве же конечный результат формируется лишь по завершении сельскохозяйственного года. Поэтому здесь оплачивать труд по конечному результату очень трудно. Видимо, поэтому в ООО «Октябрьское» уже несколько лет зарплата работников растениеводства с конечными результатами не связана. Она зависит только от промежуточных результатов – выполнения норм выработки (сколько вспахал, посеял, прокультивировал, убрал и т.д.). В связи с указанным представляется, что одним из резервов, которые предприятие должно использовать для повышения эффективности своей деятельности, могло бы стать углубление внутрихозяйственного расчета по примеру передовых сельхозпредприятий Краснодарского края. Известно, что хозрачет – важный фактор повышения эффективности предприятия. В форме управленческого учета подобные методы организации и управления внутрифирменными трудовыми коллективами широко применяют в развитых капиталистических странах. В наиболее успешных предприятиях этих стран создают внутрифирменные центры финансовой ответственности – центры возникновения затрат, центры прибыли, центры инвестиций.
Такие организационно-финансовые формы управления и мотивации труда, по имеющимся данным, позволяют предприятиям функционировать более эффективно.
В обследованном же хозяйстве все зависит от воли и решений руководителя. Здесь применяется последовательно авторитарный метод управления. Его эффективность, по мнению крупных специалистов в области современного менеджмента, ограниченная. Метод управления, основанный на материальном интересе, инициативе и широкой самостоятельности первичных производственных коллективов, считается более перспективным. Поэтому в качестве первого шага, способного обеспечить хозяйства преодоление негативных тенденций в динамике рентабельности производственно-коммерческой деятельности, следует указать на необходимость широкого внедрения методов управленческого учета, развивающих ранее применявшиеся в российской экономике методы внутрихозяйственного расчета.
Вторым таким шагом
должно стать внедрение в практику
управления хозяйством современных
методов финансового
При применении указанных методов в хозяйстве на каждый очередной финансовый год рекомендуется составлять следующие частные бюджеты: 1) бюджет продаж; 2) производственный бюджет; 3) бюджет фонда оплаты труда; бюджет материальных затрат; 5) бюджет потребления горюче-смазочных материалов и электроэнергии; 6) бюджет амортизации и ремонтов; 7) бюджет прочих расходов. Наиболее важным, исходным при составлении всех остальных бюджетов является бюджет продаж. Он рассчитывается на основе маркетинговых исследований. После расчета бюджета продаж переходят к определению затрат на их осуществление. Для этого составляют производственный бюджет и прогнозируют себестоимость производства и издержек обращения. Производственный бюджет включает в себя бюджет поступления необходимых для производства материалов. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды социального назначения (ЕСН). Бюджет материальных затрат отражает материальные расходы на производство (включая оплату услуг сторонних организаций). Бюджет потребления горюче-смазочных материалов и электроэнергии отражает расходы и поступление этих ценностей. Бюджет амортизации в немалой мере определяет инвестиционную деятельность предприятия. Бюджет прочих расходов охватывает все другие затраты.
Расчет частных бюджетов
позволяет с большой
Далее следует составлять налоговый бюджет и рассчитывать денежный поток, т.е. оценивать сумму денежных средств, которой будет располагать предприятие на определенную дату.
Бюджетирование предполагает не только составление прогноза доходов и расходов предприятия, но и систематическое – не реже одного раза в месяц – сопоставление прогнозных и фактических показателей, выявление причин отклонений, уточнение бюджетных показателей или принятие дополнительных мер, направленных на выполнение ранее рассчитанных бюджетных показателей.
Представляется, что внедрение в практику ООО «Октябрьское» принципов и методов управленческого учета (или углубленного внутрихозяйственного расчета) вместе с бюджетированием деятельности предприятия (особенно инвестиционной) должны приостановить дальнейшее уменьшение показателей его рентабельности, позволят увеличить массу прибыли при ограничении производственно-коммерческих затрат.