Ответственность представителей
собственника и руководства аудируемого
лица
10. Руководство аудируемого лица
и представители собственника
в соответствии с законодательством
Российской Федерации несут ответственность
за предотвращение и обнаружение
недобросовестных действий и
ошибок. Ответственность указанных
лиц может зависеть от организационной
структуры и внутренних регламентирующих
документов аудируемого лица. Практика
корпоративного управления требует,
чтобы представители собственника
и руководство аудируемого лица
создавали и поддерживали общую
культуру честности и высоких
моральных принципов, а также
установили надлежащие средства
контроля для предотвращения
и обнаружения ошибок и недобросовестных
действий.
11. Представители собственника
обязаны осуществлять надзор
за обеспечением надежности системы
ведения бухгалтерского учета
и составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности и обеспечивать работоспособность
средств контроля.
12. Руководство аудируемого лица обязано
создать контрольную среду и поддерживать
политику и процедуры, обеспечивающие
максимальное достижение поставленных
целей упорядоченной и эффективной деятельности
аудируемого лица путем внедрения и обеспечения
непрерывности функционирования системы
бухгалтерского учета и внутреннего контроля,
предназначенной для предотвращения и
обнаружения фактов недобросовестных
действий и ошибок. Такая система снижает,
но не устраняет полностью риск искажений
из-за ошибок и недобросовестных действий.
Соответственно, руководство аудируемого
лица несет ответственность за любой остающийся
риск.
Обязанности аудитора
13. Аудит, проведенный в соответствии
с федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности, призван
обеспечить разумную уверенность
в том, что финансовая (бухгалтерская)
отчетность не содержит существенных
искажений, вызванных как недобросовестными
действиями, так и ошибками. Периодический
аудит является одним из сдерживающих
факторов искажений. Однако аудитор не
несет и не может нести ответственность
за предотвращение ошибок и недобросовестных
действий.
14. Аудитор не может получить
абсолютную уверенность в том,
что все существенные искажения
в финансовой (бухгалтерской) отчетности
будут обнаружены. В связи с
неотъемлемыми ограничениями аудита
существует неизбежный риск того,
что некоторые существенные искажения
финансовой (бухгалтерской) отчетности
не будут обнаружены, несмотря
на то, что аудит был надлежащим
образом спланирован и проводился
в точном соответствии с федеральными
правилами (стандартами) аудиторской
деятельности.
15. Риск необнаружения существенных
искажений в результате недобросовестных
действий выше риска необнаружения
искажений в результате ошибок,
так как недобросовестные действия
могут включать специально разработанные
и организованные схемы, направленные
на их маскировку (подделка документов,
намеренное неотражение хозяйственных
операций или целенаправленное
искажение фактов, предоставляемых
аудитору). Недобросовестные действия
еще сложнее выявить, когда
несколько человек вступают в
сговор. В результате сговора
аудитору могут быть представлены
доказательства, кажущиеся убедительными,
но на самом деле являющиеся
ложными. Способность аудитора
обнаружить недобросовестные действия
зависит от опыта нарушителя,
частоты и объема манипуляций,
величины сумм, являющихся объектом
манипуляций, и служебного положения
лиц, участвующих в недобросовестных
действиях. Процедуры аудита, являющиеся
действенными для обнаружения
допущенных ошибок, могут оказаться
неэффективными для обнаружения
недобросовестных действий.
16. Риск необнаружения недобросовестных
действий руководства аудируемого
лица намного выше, чем риск
необнаружения недобросовестных
действий его сотрудников, так
как руководство и представители
собственника занимают положение,
предполагающее их высокий авторитет,
честность и порядочность, что
дает им возможность обходить
формально установленные процедуры
контроля. Руководство определенного
уровня может воспользоваться
своим положением и обойти
процедуры контроля, предназначенные
для предотвращения аналогичных
недобросовестных действий сотрудников
(например, отдать распоряжение отразить
в учете ту или иную хозяйственную
операцию или сокрыть ее). Руководство
может приказать сотрудникам
совершить какое-либо недобросовестное
действие или воспользоваться
их помощью для этого, а рядовые
сотрудники могут не быть осведомлены
об этом.
17. Мнение аудитора о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности
основывается на разумной уверенности.
Поэтому аудит не может гарантировать
выявление существенных искажений
в результате недобросовестных
действий или ошибок. Следовательно,
если впоследствии в финансовой
(бухгалтерской) отчетности обнаружатся
существенные искажения, являющиеся
результатом недобросовестных действий
или ошибок, это не может служить
признаком того, что:
попытка получить разумную уверенность
оказалась неудачной;
планирование аудита, его выполнение
или профессиональное суждение аудитора
были неадекватны;
отсутствовали профессиональная компетентность
и должная тщательность;
не выполнялись федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Невыявление недобросовестных действий
в ходе аудита может встречаться
в определенных случаях умышленных
искажений, поскольку процедуры
аудита могут оказаться неэффективными
для обнаружения умышленных искажений,
сокрытых в результате сговора лиц,
представляющих руководство, собственника,
сотрудников аудируемого лица или
третьих лиц, либо сокрытых с применением
фальсификации документов. Соответствие
аудита федеральным правилам (стандартам)
аудиторской деятельности определяется
адекватностью выполненных процедур
аудита и надлежащим характером аудиторского
заключения, основанного на результатах
этих процедур.
18. В соответствии с федеральным
правилом (стандартом) N 1 аудитор должен
планировать и проводить аудит
с позиции профессионального
скептицизма. Это необходимо для
выявления и оценки ситуаций,
когда:
имеются факторы, которые увеличивают
риск существенного искажения финансовой
(бухгалтерской) отчетности в результате
недобросовестных действий и ошибок
(например, особенности руководства,
его влияние на контрольную среду,
состояние отрасли экономики, в
которой аудируемое лицо осуществляет
деятельность, характеристики его хозяйственной
деятельности, его финансовая стабильность);
существуют обстоятельства, вызывающие
подозрение аудитора в наличии существенных
искажений финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
получены доказательства (в том
числе информация, имеющаяся у
аудитора по результатам предыдущего
аудита), ставящие под сомнение надежность
разъяснений и заявлений руководства
аудируемого лица.
19. До получения доказательств
обратного аудитор имеет право
воспринимать записи и документы
аудируемого лица как подлинные.
Аудит, проведенный в соответствии
с федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности, как правило,
не предполагает проверку подлинности
документации и не требует от аудитора
как лица, не имеющего специальной подготовки,
быть специалистом по такой проверке.
20. При планировании аудита руководитель
аудиторской группы должен обсудить с
другими членами аудиторской группы вопрос,
касающийся вероятности того, что финансовая
(бухгалтерская) отчетность аудируемого
лица может быть подвержена существенным
искажениям в результате недобросовестных
действий и ошибок.
21. В таких обсуждениях должны
рассматриваться с учетом деятельности
конкретного аудируемого лица
участки, где ошибки могут быть
более вероятны, а также способы
возможного совершения недобросовестных
действий. В результате таких
обсуждений члены аудиторской
группы должны лучше понять, возможно
ли появление в закрепленных за ними областях
аудита существенных искажений в финансовой
(бухгалтерской) отчетности в результате
недобросовестных действий или ошибок,
а также то, как результаты проводимых
ими процедур могут повлиять на выводы
по результатам аудита. Кроме того, в результате
обсуждения может быть принято решение,
по которому некоторые члены аудиторской
группы должны будут сделать определенные
запросы или провести конкретные процедуры
аудита, а также должно быть согласовано,
каким образом члены аудиторской группы
будут обмениваться результатами таких
запросов и процедур.
22. При планировании аудита аудитор
должен сделать необходимые запросы руководству
аудируемого лица, чтобы:
понять оценку руководством аудируемого
лица риска существенных искажений
финансовой (бухгалтерской) отчетности
в результате недобросовестных действий
или ошибки, а также выяснить особенности
системы бухгалтерского учета и
внутреннего контроля;
получить представление о том,
как организована руководством аудируемого
лица система бухгалтерского учета
и внутреннего контроля для предотвращения
и выявления ошибок;
определить, известно ли руководству
аудируемого лица о недобросовестных
действиях, оказавших отрицательное
влияние на аудируемое лицо, или
об имеющихся подозрениях в совершении
недобросовестных действий, возникших
в результате соответствующего служебного
расследования, проведенного до начала
аудита;
определить, были ли руководством аудируемого
лица в отчетном периоде обнаружены
существенные ошибки.
23. Аудитор дополняет свои знания
об аудируемом лице путем направления
запросов руководству аудируемого
лица относительно оценок руководством
риска недобросовестных действий
и систем, предназначенных для
их предотвращения и обнаружения.
Кроме того, аудитор направляет
запросы руководству с целью
более точного понимания действующей
системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля. Поскольку
руководство аудируемого лица
несет ответственность за работу
системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля и за
составление финансовой (бухгалтерской)
отчетности, то аудитору целесообразно
запросить руководство о выполнении
им указанных обязанностей. Данные
запросы могут быть, например, посвящены:
выявлению дочерних организаций, сегментов
деятельности, видов операций, оборотов
по счетам и разделов отчетности с
наиболее высокой вероятностью появления
ошибки либо выявлению факторов риска
недобросовестных действий и определению
мер, принимаемых руководством аудируемого
лица для предотвращения ошибок и
недобросовестных действий;
функционированию службы внутреннего
аудита аудируемого лица, выявлению
данной службой недобросовестных действий
или других серьезных недостатков
в системе внутреннего контроля;
способам доведения руководством
аудируемого лица до сотрудников
надлежащих норм деловой практики и
этики.
24. Характер, объем и периодичность оценки
руководством аудируемого лица указанных
в пункте 23 настоящего федерального правила
(стандарта) систем и рисков зависит от
особенностей аудируемого лица. В одних
организациях руководство может решить
проводить детальную оценку один раз в
год или организовать мониторинг. В других
организациях такая оценка может быть
менее формальной и более частой. Характер,
объем и периодичность оценок имеют отношение
к пониманию аудитором контрольной среды
аудируемого лица. Например, отсутствие
оценки со стороны руководства риска недобросовестных
действий может свидетельствовать о недооценке
руководством системы внутреннего контроля.
25. Аудитору важно направить
запрос руководству аудируемого
лица о том, как организована
система бухгалтерского учета
и внутреннего контроля у аудируемого
лица для того, чтобы узнать, например,
что руководство аудируемого лица сознательно
идет на риск, связанный с недостатками
в распределении обязанностей. Информация,
полученная по результатам запроса, может
оказаться полезной при определении факторов
риска недобросовестных действий, которые
способны повлиять на оценку аудитором
риска того, что финансовая (бухгалтерская)
отчетность содержит существенные искажения,
вызванные такими недобросовестными действиями.
26. Аудитору также важно направить
запрос руководству аудируемого
лица о том, известны ли ему
случаи недобросовестных действий,
повлиявших на деятельность аудируемого
лица, имеет ли оно подозрения
в наличии таких недобросовестных
действий, находящихся в стадии
служебного расследования, и обнаруживало
ли оно существенные ошибки. Данный
запрос может дать сведения
об имеющихся недостатках в
процедурах контроля (например, когда
ряд ошибок имел место в
одной конкретной области учета).
В то же время такой запрос
может подтвердить действенность
процедур контроля, с помощью
которых своевременно обнаруживаются
и расследуются любые отклонения
от надлежащего порядка.