9. Если аудиторское заключение
за предыдущий период содержало
мнение с оговоркой, отказ от
выражения мнения или отрицательное
мнение и ситуация, повлекшая
модифицирование аудиторского заключения,
не устранена, что приводит
к модифицированию аудиторского
заключения в отношении показателей
за текущий период, аудиторское
заключение должно быть модифицировано
также в отношении соответствующих
показателей за предыдущий период.
Если аудиторское заключение за
предыдущий период содержало мнение
с оговоркой, отказ от выражения
мнения или отрицательное мнение
и ситуация, повлекшая модифирование
аудиторского заключения, не устранена,
что, однако, не приводит к модифицированию
аудиторского заключения в отношении
показателей за текущий период, аудиторское
заключение должно быть модифицировано
в отношении соответствующих
показателей за предыдущий период.
10. Если аудиторское заключение за предыдущий
период содержало мнение с оговоркой,
отказ от выражения мнения или отрицательное
мнение, но ситуация, повлекшая модифицирование
аудиторского заключения, была устранена
и надлежащим образом отражена в финансовой
(бухгалтерской) отчетности за текущий
период, указание на модифицирование аудиторского
заключения за прошлый период в аудиторском
заключении за текущий период, как правило,
не приводится. Однако если влияние указанной
ситуации является существенным для текущего
периода, аудитор может привлечь в аудиторском
заключении за текущий период внимание
к указанной ситуации.
11. При аудите финансовой (бухгалтерской)
отчетности за текущий период
аудитор может получить информацию
о существенных искажениях, влияющих
на финансовую (бухгалтерскую) отчетность
за предыдущий период, по которой
было выдано безоговорочное (немодифицированное)
аудиторское заключение. В этом
случае аудитор учитывает требования
федерального правила (стандарта)
N 10, кроме того:
а) если финансовая (бухгалтерская) отчетность
за предыдущий период была пересмотрена
и опубликована заново с новым
аудиторским заключением, аудитору
необходимо получить разумную уверенность
в том, что соответствующие показатели
за предыдущий период согласуются с
пересмотренной финансовой (бухгалтерской)
отчетностью;
б) если финансовая (бухгалтерская) отчетность
за предыдущий период не пересматривалась
и не была заново опубликована, а
соответствующие показатели за предыдущий
период не были заново скорректированы
и представлены надлежащим образом
и (или) не было сделано надлежащее раскрытие
информации, аудитор должен составить
модифицированное аудиторское заключение
по финансовой (бухгалтерской) отчетности
за текущий период, а причиной модифицирования
будут соответствующие показатели
за предыдущий период, включенные в такую
финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
12. Когда в случае, указанном в пункте
11 настоящего федерального правила (стандарта)
аудиторской деятельности, финансовая
(бухгалтерская) отчетность за предыдущий
период не пересматривалась и новое аудиторское
заключение не было выдано, но соответствующие
показатели за предыдущий период были
скорректированы и представлены заново
надлежащим образом и (или) было сделано
надлежащее раскрытие информации в финансовой
(бухгалтерской) отчетности за текущий
период, аудитор может модифицировать
аудиторское заключение за текущий период
посредством включения текста, привлекающего
внимание к указанной ситуации, раскрытой
в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В связи с этим аудитор также принимает
во внимание требования федерального
правила (стандарта) N 10.
13. Если аудитор работает с аудируемым
лицом первый год, а аудит финансовой (бухгалтерской)
отчетности за предыдущий период проводил
другой аудитор, в отношении соответствующих
показателей за предыдущий период аудитор
может сослаться в своем аудиторском заключении
за текущий период на выданное другим
аудитором аудиторское заключение по
финансовой (бухгалтерской) отчетности
за предыдущий период в части соответствующих
показателей. Если аудитор решает сослаться
на другого аудитора, его аудиторское
заключение должно содержать указание
на:
а) то, что аудит финансовой (бухгалтерской)
отчетности за предыдущий период проводил
другой аудитор;
б) форму мнения, выраженного в
аудиторском заключении за предыдущий
период другим аудитором (если такое
аудиторское заключение было модифицировано,
необходимо указать причину модифицирования);
в) дату аудиторского заключения за предыдущий
период.
14. Если аудит финансовой (бухгалтерской)
отчетности за предыдущий период
не проводился, аудитор указывает
в аудиторском заключении за
текущий период, что соответствующие
показатели за предыдущий период
не были проверены. Такое заявление
не освобождает аудитора от
выполнения надлежащих аудиторских
процедур в отношении остатков
по счетам бухгалтерского учета
на начало текущего периода.
В финансовой (бухгалтерской) отчетности
должно быть указано, что аудит
соответствующих показателей за
предыдущий период не проводился.
15. Если аудитор впервые проводит
аудит данного аудируемого лица
и обнаруживает, что соответствующие
показатели существенно искажены,
он требует от руководства
аудируемого лица их пересмотра.
Если руководство аудируемого
лица отказывается пересмотреть
соответствующие показатели, аудитор
надлежащим образом модифицирует
аудиторское заключение.
Правило (стандарт) N 27. Прочая
информация в документах, содержащих
проаудированную финансовую (бухгалтерскую)
отчетность
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23.09.2002 №696
Введение
1. Настоящее федеральное правило
(стандарт) аудиторской деятельности,
разработанное с учетом международных
стандартов аудита, устанавливает
единые требования, касающиеся рассмотрения
аудиторской организацией или
индивидуальным аудитором (далее
- аудитор) прочей информации, по
которой аудитор может не составлять
аудиторское заключение, но которая
включена в документы, содержащие
проаудированную финансовую (бухгалтерскую)
отчетность. Настоящее федеральное
правило (стандарт) аудиторской деятельности
применяется в отношении годового
отчета, но оно может применяться
и в отношении других документов,
например используемых при размещении
ценных бумаг.
2. Аудитор должен ознакомиться
с прочей информацией для выявления
в ней возможных существенных
несоответствий с проаудированной
финансовой (бухгалтерской) отчетностью.
3. Существенное несоответствие
имеет место, когда прочая информация
противоречит информации, содержащейся
в проаудированной финансовой (бухгалтерской)
отчетности, что может вызвать
сомнение относительно аудиторских
выводов, сделанных на основе
ранее полученных аудиторских
доказательств, и, возможно, относительно
оснований для мнения аудитора
о финансовой (бухгалтерской) отчетности.
4. Обычно аудируемое лицо публикует
на ежегодной основе годовой
отчет, включающий проаудированную
финансовую (бухгалтерскую) отчетность
вместе с аудиторским заключением
по ней. В него также может
быть включена прочая информация
финансового и нефинансового
характера (далее - прочая информация).
5. Примерами прочей информации
являются отчет руководства или
совета директоров о деятельности
аудируемого лица, финансовый обзор
или финансовые показатели, данные
о занятости, планируемые капитальные
расходы, аналитические коэффициенты,
имена должностных лиц, а также
выборочные квартальные данные.
6. В некоторых случаях аудитор
имеет предусмотренные законодательством
Российской Федерации или договором
обязательства по представлению
особого отчета (заключения) по прочей
информации. В других случаях
аудитор не имеет такого обязательства.
Тем не менее аудитор должен рассмотреть
прочую информацию при составлении аудиторского
заключения по финансовой (бухгалтерской)
отчетности, так как достоверность проаудированной
финансовой (бухгалтерской) отчетности
может быть поставлена под сомнение в
результате наличия несоответствий между
проаудированной финансовой (бухгалтерской)
отчетностью и прочей информацией.
7. Если существует обязательство
по составлению отчета (заключения)
о прочей информации, то обязанности
аудитора определяются характером
задания, применимым в данном
случае законодательством Российской
Федерации и федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности. Если обязанности
аудитора включают обзорную проверку
прочей информации, аудитор руководствуется
требованиями соответствующих федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности,
касающихся заданий по обзорным проверкам.
Доступ к прочей информации
8. Для того чтобы аудитор мог
ознакомиться с прочей информацией,
содержащейся в годовом отчете,
требуется своевременный доступ
к подобной информации. Поэтому
аудитор согласовывает с аудируемым
лицом получение такой информации
до даты выдачи аудиторского
заключения. В определенных обстоятельствах
не вся прочая информация может
оказаться доступной до указанной
даты. В подобных случаях аудитор
должен следовать указаниям, изложенным
в пунктах 19-22 настоящего федерального
правила (стандарта) аудиторской
деятельности.
Рассмотрение прочей информации
9. Цель и объем аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности определяются
тем, что обязанности аудитора
ограничены информацией, указанной
в аудиторском заключении. Соответственно,
аудитор может специально не
определять, изложена ли прочая
информация надлежащим образом.
Существенные несоответствия
10. При выявлении существенных
несоответствий в процессе ознакомления
с прочей информацией аудитору
необходимо определить, нужно ли
вносить поправки в проаудированную
финансовую (бухгалтерскую) отчетность
или в прочую информацию.
11. Если необходимо внести поправки
в проаудированную финансовую (бухгалтерскую)
отчетность, но аудируемое лицо
отказывается их вносить, то
аудитор выражает мнение с
оговоркой или отрицательное
мнение.
12. Если необходимо внести поправки
в прочую информацию, но аудируемое
лицо отказывается их вносить,
аудитор принимает решение о
необходимости включить в аудиторское
заключение текст, привлекающий
внимание к данной ситуации
и описывающий выявленные существенные
несоответствия, либо предпринять
другие меры. Предпринятые меры,
в частности отказ от выражения
мнения или несогласие продолжать
аудит, будут зависеть от особенностей
ситуации, а также от характера
и существенности несоответствия.
Аудитор рассматривает вопрос
о получении юридической консультации
в отношении дальнейших действий.
Существенное искажение
фактов
13. При ознакомлении с прочей
информацией с целью выявления
существенных несоответствий аудитор
может обнаружить явное существенное
искажение фактов.
14. Для целей настоящего федерального
правила (стандарта) аудиторской
деятельности существенное искажение
фактов в прочей информации
имеет место тогда, когда подобная
информация, не имеющая отношения
к содержанию проаудированной
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
изложена или представлена неверно.
15. Аудитор при обнаружении существенных
искажений фактов в прочей
информации должен обсудить этот
вопрос с руководством аудируемого
лица. Во время обсуждения указанного
вопроса с руководством аудируемого
лица аудитор может и не
определить, насколько достоверны
прочая информация и ответы
руководства на запросы аудитора,
поэтому он принимает решение
о том, существуют ли значительные
различия в суждениях или мнениях.
16. Аудитор, если по-прежнему
полагает, что в прочей информации
содержится явное существенное
искажение фактов, рекомендует руководству
аудируемого лица проконсультироваться
с компетентной 3-й стороной, например
с консультантом аудируемого
лица по юридическим вопросам,
и принимает во внимание полученные
консультации.
17. Аудитор, если приходит к
выводу о том, что в прочей
информации содержится явное
существенное искажение фактов,
но руководство аудируемого лица
отказывается устранить его, принимает
дальнейшие соответствующие меры,
которые включают уведомление
представителей собственника аудируемого
лица посредством составления
документа, излагающего сомнения
аудитора относительно прочей
информации, и получение юридической
консультации.
Доступность прочей информации
после даты аудиторского заключения
18. Аудитор, не имея доступа
ко всей прочей информации
до даты составления аудиторского
заключения, знакомится с ней
при первой возможности, чтобы
впоследствии выявить возможные
существенные несоответствия.
19. При выявлении существенных
несоответствий в процессе ознакомления
с прочей информацией или обнаружении
явных существенных искажений
фактов аудитор определяет, есть
ли необходимость в пересмотре
проаудированной финансовой (бухгалтерской)
отчетности или прочей информации.
20. Если пересмотр проаудированной
финансовой (бухгалтерской) отчетности
является надлежащим, то необходимо
следовать требованиям федерального
правила (стандарта) N 10.