4. В то время как внешний
аудитор несет исключительную
ответственность за выражение
аудиторского мнения и за определение
характера, временных рамок и
объема внешних процедур аудита,
некоторые результаты работы
службы внутреннего аудита могут
оказаться полезными для внешнего
аудитора.
Объем и цели внутреннего
аудита
5. Объем и цели внутреннего
аудита в каждом случае различны
и зависят от размера и структуры
аудируемого лица и требований
его руководства. Обычно функции
службы внутреннего аудита включают
один или несколько следующих
элементов:
а) мониторинг эффективности процедур
внутреннего контроля (постановка необходимых
систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля входит в обязанности руководства,
и этому следует постоянно
уделять соответствующее внимание,
а на службу внутреннего аудита обычно
возлагаются обязанности по проверке
этих систем, мониторингу эффективности
их функционирования, а также представлению
рекомендаций по их усовершенствованию);
б) исследование финансовой и управленческой
информации (включает обзорную проверку
средств и способов, используемых
для сбора, измерения, классификации
этой информации и составления отчетности
на ее основе, а также специфические
запросы в отношении отдельных
ее составляющих частей, включая детальное
тестирование операций, остатков по счетам
бухгалтерского учета и других процедур);
в) контроль экономности, эффективности
и результативности, включая нефинансовые
средства контроля аудируемого лица;
г) контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации, нормативных актов
и прочих внешних требований, а также политики,
директив и прочих внутренних требований
руководства.
Взаимоотношения между
внутренним аудитом и внешним
аудитором
6. Роль службы внутреннего аудита
определяется руководством аудируемого
лица.
7. Цели внутреннего аудита отличаются
от целей внешнего аудитора, который
назначается для представления
независимого аудиторского заключения
по финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемого лица. Цели службы
внутреннего аудита меняются
в зависимости от требований
руководства. В свою очередь,
основная цель внешнего аудитора
- получить разумную уверенность
в том, что финансовая (бухгалтерская)
отчетность не содержит существенных
искажений.
8. Тем не менее некоторые средства
достижения целей внешних и внутренних
аудиторов аналогичны, и отдельные направления
деятельности службы внутреннего аудита
могут оказаться полезными при определении
характера, временных рамок и объема процедур
внешнего аудита.
9. Служба внутреннего аудита
является подразделением аудируемого
лица. Деятельность службы внутреннего
аудита независимо от степени
ее самостоятельности и объективности
не может достичь той степени
независимости, которая требуется
от внешнего аудитора при выражении
мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности. Внешний
аудитор несет исключительную
ответственность за выраженное
аудиторское мнение, и эта ответственность
не уменьшается при использовании
результатов работы службы внутреннего
аудита. Все суждения в отношении
аудируемой финансовой (бухгалтерской)
отчетности выносятся внешним
аудитором.
Понимание и предварительная
оценка внутреннего аудита
10. Внешний аудитор получает
достаточное понимание деятельности
службы внутреннего аудита для
того, чтобы установить и оценить
риски существенных искажений
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
а также разработать и выполнить
аудиторские процедуры.
11. При эффективном внутреннем
аудите можно модифицировать
характер и временные рамки,
а также уменьшить объем аудиторских
процедур, выполняемых внешним аудитором,
но нельзя полностью отменить
их. Однако в некоторых случаях,
рассмотрев деятельность службы
внутреннего аудита, внешний аудитор
может принять решение о том,
что внутренний аудит не окажет
никакого влияния на процедуры
внешнего аудита.
12. Внешний аудитор должен предварительно
оценить, насколько эффективны
функции службы внутреннего аудита,
если он собирается в дальнейшем
полагаться на их эффективность,
что повлияет на аудиторский
риск и его оценку.
13. Предварительная оценка эффективности
функций внутреннего аудита, данная
внешним аудитором, влияет на
суждение внешнего аудитора относительно
того, каким образом использование
результатов деятельности службы
внутреннего аудита может повлиять
на оценку рисков и изменить
характер, временные рамки и объем
дальнейших процедур внешнего
аудита.
14. При достижении понимания
и осуществлении оценки эффективности
функций внутреннего аудита нужно
учитывать следующие важные критерии:
а) организационный статус, то есть
конкретный статус службы внутреннего
аудита в структуре аудируемого
лица и влияние этого статуса
на способность такой службы быть
объективной (в идеальной ситуации
служба внутреннего аудита отчитывается
перед высшим руководством аудируемого
лица и освобождена от другой управленческой
подотчетности; любые ограничения, налагаемые
руководством на службу внутреннего аудита,
должны быть тщательно изучены, в частности,
внутренние аудиторы должны иметь возможность
свободного общения с внешним аудитором);
б) объем функций, то есть характер
и объем поручений, выполняемых
службой внутреннего аудита (внешний
аудитор также определяет, следует
ли руководство аудируемого лица
рекомендациям службы внутреннего
аудита и как это подтверждается);
в) профессиональная компетентность
(выполняется ли внутренний аудит
лицами, имеющими адекватные профессиональные
навыки и опыт, достаточные для
работы в качестве внутренних аудиторов,
например, внешний аудитор может
проанализировать принципы и конкретные
процедуры найма и обучения внутренних
аудиторов, их опыт и профессиональный
уровень);
г) должная профессиональная добросовестность
(надлежащим ли образом внутренний
аудит планируется, контролируется
и оформляется документально, то
есть должно быть рассмотрено наличие
адекватных аудиторских пособий, рабочих
программ и рабочих документов).
Сроки взаимодействия и
координации
15. При планировании использования
работы службы внутреннего аудита
внешний аудитор рассматривает
предварительный план внутреннего
аудита на данный период и
обсуждает его со службой внутреннего
аудита на самом раннем этапе.
Если работа службы внутреннего
аудита является одним из факторов
при определении характера, временных
рамок и объема процедур внешнего
аудита, то желательно предварительно
согласовать сроки этой работы,
объем аудиторского взаимодействия,
уровень существенности и предлагаемые
методы отбора проверяемой совокупности,
документальное оформление выполненной
работы, а также процедуры обзорной
проверки и формы отчетности.
16. Взаимодействие со службой
внутреннего аудита является
более действенным, если встречи
происходят через определенные
интервалы времени в течение
всего периода проведения внешнего
аудита. Внешний аудитор должен
быть информирован о соответствующих
внутренних аудиторских отчетах
(заключениях) и получить доступ
к ним, а также должен быть
информирован обо всех важных
аспектах, о которых стало известно
внутреннему аудитору и которые
могут повлиять на работу внешнего
аудитора. Подобным образом внешний
аудитор обычно информирует внутреннего
аудитора о любых важных вопросах,
которые могут повлиять на
работу внутреннего аудитора.
Оценка эффективности
внутреннего аудита
17. При использовании конкретной
работы службы внутреннего аудита
внешний аудитор оценивает и
выполняет тестирование эффективности
этой работы для подтверждения
ее адекватности целям внешнего
аудитора.
18. Оценка конкретной работы
службы внутреннего аудита включает
рассмотрение адекватности объема
работы и соответствующих программ,
а также того, остается ли в
силе предварительная оценка
эффективности функций службы
внутреннего аудита, основываясь
на следующих вопросах:
а) выполняется ли работа лицами, имеющими
соответствующее образование и
опыт работы в качестве внутренних
аудиторов, надлежащим ли образом контролируется
и документально оформляется
работа ассистентов внутреннего
аудитора;
б) получены ли достаточные надлежащие
аудиторские доказательства, обеспечивающие
разумные выводы;
в) являются ли сделанные выводы надлежащими
в конкретных обстоятельствах и соответствуют
ли подготовленные отчеты (заключения)
результатам выполненной работы;
г) соответствующим ли образом раскрыта
информация о любых исключениях
или необычных фактах, выявленных
при внутреннем аудите.
19. Характер, временные рамки и
объем выполняемых аудиторских
процедур в отношении конкретной
работы службы внутреннего аудита
зависят от суждения внешнего
аудитора о риске существования
неправильного или ложного заявления
относительно соответствующей области
аудита, от оценки внутреннего
аудита и оценки конкретной
работы службы внутреннего аудита.
Такие аудиторские процедуры
могут включать исследование
уже проверенных при внутреннем
аудите областей, исследование других
подобных областей и наблюдение
за выполнением процедур внутреннего
аудита.
20. Внешний аудитор документирует
свои выводы относительно конкретной
работы службы внутреннего аудита,
которая была им оценена и
в отношении которой им были
выполнены аудиторские процедуры.
Правило (стандарт) N 30. Выполнение
согласованных процедур в отношении
финансовой информации
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23.09.2002 №696
Введение
1. Настоящее федеральное правило
(стандарт) аудиторской деятельности,
разработанное с учетом международных
стандартов сопутствующих услуг,
устанавливает единые требования
к оказанию сопутствующей аудиту
услуги - выполнению согласованных
процедур в отношении финансовой
информации.
2. Настоящее федеральное правило
(стандарт) аудиторской деятельности
применяется при выполнении согласованных
процедур в отношении финансовой
информации.
3. Настоящее федеральное правило
(стандарт) аудиторской деятельности
может применяться также при
выполнении согласованных процедур
в отношении нефинансовой информации
при условии, что:
а) аудиторская организация или
индивидуальный аудитор (далее - аудитор)
обладает адекватными знаниями по конкретному
предмету;
б) существует определенный критерий
достижения результатов.
4. Согласованные процедуры могут
выполняться аудитором в отношении
отдельных показателей финансовой
информации (например, дебиторской
или кредиторской задолженности,
покупок у аффилированных лиц,
объема продаж и прибыли подразделений
лица, заключившего договор оказания
сопутствующих аудиту услуг), одного
из элементов финансовой (бухгалтерской)
отчетности (например, бухгалтерского
баланса) или финансовой (бухгалтерской)
отчетности в целом.
Цель выполнения согласованных
процедур в отношении финансовой
информации
5. Цель выполнения согласованных
процедур в отношении финансовой
информации заключается в проведении
аудитором процедур аудиторского характера,
которые были согласованы между аудитором,
лицом, заключившим договор оказания сопутствующих
аудиту услуг, и третьим лицом, а также
в предоставлении отчета о фактах, отмеченных
при выполнении согласованных процедур
в отношении финансовой информации.
6. Поскольку аудитор лишь предоставляет
отчет, он не выражает мнение о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности
и финансовой информации. Пользователи
отчета сами дают оценку выполненным согласованным
процедурам в отношении финансовой информации
и фактам, указанным в отчете, а также делают
собственные выводы, основанные на отчете.
7. Отчет предоставляется только
тем сторонам, которые дали свое
согласие на проведение указанных
процедур, так как другие стороны,
не знающие причин проведения
этих процедур, могут неверно
истолковать их результаты.
Общие принципы выполнения
согласованных процедур в отношении
финансовой информации
8. Этическими принципами, которыми
руководствуется аудитор при
выполнении согласованных процедур
в отношении финансовой информации,
являются:
а) честность;
б) объективность;
в) профессиональная компетентность
и добросовестность;
г) конфиденциальность;
д) профессиональное поведение;
е) следование регламентирующим указанную
деятельность документам.
9. Независимость не является
обязательным требованием при
выполнении согласованных процедур.
Однако условия или цели задания
могут требовать соблюдения аудитором
требований, касающихся его независимости.
В случае если аудитор не
является независимым, это должно
быть указано в отчете.