Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:04, шпаргалка
1. Сущность аудита; основные цели и задачи.
2. Место аудита в системе контроля
3. Взаимоотношения аудитора и клиента
4. Регулирование аудиторской деятельности
...
30. Характеристика системы формирования финансовых показателей.
- предварительный обзор
- характеристика имущества
- оценка финансовой устойчивости;
- характеристика источников
- анализ прибыли и
- изучение показателей
- разработка мероприятий по
улучшению финансово-
Эти задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его проведения. Ключевыми факторами в конечном счете являются объем и качество аналитической информации.
Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, дирекции предприятия необходима систематическая деловая информация по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходных показателей.
На практике целесообразно правильно читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели анализа и управления. Основной принцип изучения аналитических показателей — дедуктивный метод, т. е. переход от общего к частному, но его следует использовать многократно. В ходе подобного анализа воспроизводят историческую и логическую последовательность экономических событий и факторов, направленность и силу их воздействия на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
28. Характеристика методов
Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.
Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:
чтение бухгалтерской
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
сравнительный (пространственный) анализ;
факторный анализ;
метод финансовых коэффициентов.
Чтение бухгалтерской
Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.
Горизонтальный (временной) анализ состоит
в сравнении показателей
простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;
анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.
При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.
Горизонтальный и вертикальный
анализ дополняют друг друга и
при составлении аналитических
таблиц могут применяться
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.
Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:
ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100
где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.
Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:
снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;
менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).
Анализ показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста внешних источников финансирования (кредитов и займов), т. е.:
при выборе рациональной структуры капитала;
при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.
Метод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:
эффективность применяемых методов планирования;
достоверность бухгалтерской отчетности;
использование различных методов учета (учетной политики);
уровень диверсификации деятельности других предприятий;
статичность применяемых коэффициентов.
29. Этапы проведения финансового анализа
Финансовый анализ предприятия
– это комплекс мероприятий, направленных
на изучение основных показателей, характеризующих
общее финансово-экономическое
Проведение финансового
Финансовый анализ включает в себя следующие этапы:
анализ общего финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов его деятельности,
оценка бизнеса и инвестиционно
финансовое моделирование и планирование деятельности предприятия,
разработка комплексной
Анализ финансово-
Инвестиционная оценка бизнеса направлена на определение стоимости предприятия. Как правило, она проводится, когда необходимо привлечь инвестиции или получить крупный кредит в банке для развития бизнеса. Менеджмент компании тоже заинтересован в проведении данного анализа, особенно при реализации стратегии управления предприятием на основе стоимости. В таком случае динамика изменения стоимости предприятия, поможет скорректировать финансовую стратегию.
Финансовое моделирование и планирование является не менее важным этапом финансового анализа. На данном этапе собственники компании, на основе построенных финансовых моделей могут выбрать наиболее оптимальные и рациональные развития предприятия, а также принять наиболее рациональные управленческих решения. При их разработке финансовых планов и моделей отдельно учитываются разнообразные показатели рынка, методы конкурентной борьбы присущие каждой отдельной отрасли, а также показатели финансового, технологического и кадрового потенциала предприятия.
Разработка комплексной
В целом все эти мероприятия направлены на получение объективных данных о текущей деятельности предприятия, которые помогу разработать стратегию будущего развития бизнеса на основе количественных показателей.
30. Характеристика системы
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Информация о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия обобщается на счете 99 «Прибыли и убытки». На счете 99 в течение отчетного года отражаются:
В соответствии с планом счетов построение аналитического учета по счету 99 должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчете о финансовых результатах. Бухгалтерская прибыль предприятия определяется путем сопоставления доходов и расходов, признанных таковыми в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
Информационная структура счета 99 «Прибыли и убытки» для накопления итогов формирования финансового результата должна обеспечить получение:
Формирование финансового результата от продажи продукции (товаров, работ и услуг) осуществляется на счете 90 «Продажи».
В соответствии с Планом счетов учет на счете 90 организуется по субсчетам, записи по которым согласно Плану счетов производятся накопительно в течение отчетного года. Финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц определяется сопоставлением (без записей по счетам учета) совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90/1 «Выручка». Полученный финансовый результат относится на счет 99 проводкой:
Д 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»
К 99/1 «Прибыль (убыток) до налогообложения» - на сумму прибыли от продаж;
Д 99/1 «Прибыль (убыток) до налогообложения»
К 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» - на сумму убытка от продаж.
Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.
Финансовый результат от прочих операций, не связанных с продажами, формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Этот счет предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.
Функции счета 91 «Прочие доходы и расходы» аналогичны функциям счета 90 «Продажи». Он служит исключительно для выявления величины финансового результата от прочих операций.
Синтетический счет 91, как и счет 90, сальдо на отчетную дату не имеет.