Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка
Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
В России первые
попытки создания института
Профессия аудитора в России реально получила свое развитие не так давно -- в 90-е гг. XX в.
Как определяет ст. 3 ФЗ № 119-ФЗ, аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Профессиональные организации - организации, объединяющие дипломированных бухгалтеров и аудиторов для решения проф. проблем и вопросов.
Проф. организации разрабатывают
учебные и экзаменационные
Международная Федерация бухгалтеров (МФБ) – была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии, объединяет национальные и региональные проф. бухгалтерские организации. МФБ тесно взаимодействует с комитетом МСФО. МФБ не издает учетных стандартов, но, проводя Конгрессы бухгалтеров, вносит существенный вклад в МСФО.
Международная Ассоциация бухгалтеров - является профессиональной организацией бухгалтеров, устанавливающей стандарты бухгалтерских знаний, соответствующих требованиям законодательства и бизнеса. С 1995 г. МАС принимает экзамены и в России.
Комитет МСФО (КМСФО) – независимая организация, целью которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются организации во всем мире. Основан в 1973 г. девятью странами.
Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) – создан в 1997 г., сотрудничает с Минфином РФ. В состав членов входят руководители и ведущие специалисты бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых служб.
Цель ИПБ – организация и проведение аттестации в области бух учета; повышение квалификации работников; разработка методики бух учета и аудита.
Европейская бухгалтерская ассоциация – профессиональная организация специалистов финансового сектора, членами ассоциации являются физ. и юр.лица. Проводит ежегодные конгрессы в области БУ, на которых специалисты в области БУ, аудита обсуждают насущные проблемы и обмениваются опытом.
Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов – был создан в 2001 г для объединения бухгалтерских и аудиторских ассоциаций стран СНГ, сертификации профессиональных бухгалтеров, установление образовательных и профессиональных требований на основе стандартов, принципов, практики и этики МФБ.
Этика бухгалтера - нормы поведения бухгалтерских работников. Этика бухгалтера отражена в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России:
Ст. 1. Профессиональный бухгалтер обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:
а) честность - профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях, честное ведение дел и правдивость;
б) объективность - совокупность непредвзятости, знания существа вопроса и интеллекта, отсутствия конфликта интересов;
в) профессиональная компетентность и должная тщательность - профессиональный бухгалтер обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг;
г) конфиденциальность - профессиональный бухгалтер должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам;
д) профессиональность поведения - профессиональный бухгалтер должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты, должен быть честным и правдивым.
Для привидения системы бух. учета в соответствии с требованиями рыночной экономики была разработана программа реформирования бух. учета в соответствии с МСФО № 283 от 06.03.1998г.
Цель реформирования — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики
Задачи реформы:
- сформировать систему
стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной
- обеспечить увязку реформы
бухгалтерского учета в России
с основными тенденциями
- оказать методическую
помощь организациям в
Основные направления реформы:
- совершенствование
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности)
Ключевыми элементами реформирования являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений, внедрение их в практику.
Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты также включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета.
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность ее развития, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также принципы преемственности.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
е) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Минфин РФ на сегодняшний день выполняет функции регулятора бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
К ведению профессионального сообщества Минфин России относит:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовка разъяснений к ним;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества.
Нормативное
регулирование бухгалтерского
Система нормативного регулирования бухучета включает в себя 4 уровня:
1 – законодательный
конституция, кодексы, ФЗ, указы президента, постановления правительства;
2 – нормативный
ПБУ (24 ПБУ)
3 – методический
методические указания, план счетов, инструкции по применению плана счетов;
4 – инициативный
учетная политика организации;
рабочий план счетов;
отдельные формы первичных документов;
график документооборота;
формы внутренней отчетности;
учетные регистры.
ФЗ № 402 статья 21. Документы в области регулирования БУ:
1 ур. – федеральные стандарты (план счетов и др)
2 ур. – отраслевые стандарты
3 ур. - рекомендации в области БУ
4 ур. - стандарты экономического субъекта.
В России система
нормативного регулирования
Система нормативного регулирования аудита может быть представлена из 5 уровней:
1. федеральный закон об аудиторской деятельности № 119 ФЗ от 07.08.2001г. – в ней отражено 22 статьи; Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; указы Президента - устанавливают отношения в аудиторской деятельности;
2. Постановления Правительства РФ (постановление № 696 от 23.09.2002г., постановление правительства № 80 от 16.02.2008г.) - определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности;
3. Приказы Министерства финансов РФ - устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка;
4. Документы саморегулируемой организацией аудиторов - устанавливают нормы аудита в рамках саморегулируемой организацией аудиторов;
5. Документы аудиторских организаций - устанавливают нормы аудита в рамках аудиторской организации.
МСФО – это свод правил, методов, терминов и процедур БУ, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер (на сегодня действует 39 международных стандартов в финансовой отчетности).
Система МСФО предназначена для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных коммерческих компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно - правовой формы. Она пригодна для использования, как в частном, так и государственном секторе. Стандарты могут использовать и некоммерческие организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли и которые не распределяют полученную прибыль между участниками.
МСФО в равной степени применимы для подготовки сводной финансовой отчетности группы взаимосвязанных компаний и отчетности отдельно взятой компании. Как и сводную, индивидуальную отчетность нужно составлять в полном соответствии с требованиями всех применяемых международных стандартов и разъяснений к ним. Однако основная ориентация МСФО - все-таки сводная финансовая.
МСФО не является обязательным. В каждой стране существуют свои национальные стандарты ведения учета и составления отчетности. На сегодняшний день существует 3 основных подхода к использованию МСФО:
1) полный переход на МСФО,
2) частичное использование МСФО при формировании национального стандарта,
3) полный отказ от МСФО.
МСФО считается наиболее
Для привидения
системы БУ в соответствии
с требованиями рыночной
Цель реформирования — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
Задачи реформы:
- сформировать систему
стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной
- обеспечить увязку реформы
бухгалтерского учета в России
с основными тенденциями
- оказать методическую
помощь организациям в
Основные направления реформы:
- совершенствование
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);