Шпаргалка по «Бухгалтерское дело»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка

Краткое описание

Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_Bukh_delo.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

   В России первые  попытки создания института аудита  были предприняты еще Петром I. Здесь необходимо отметить, что  аудит - времен Петра I сильно отличался  от сегодняшнего понимания сущности  аудиторской деятельности. Должность  аудитора тогда в России совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

     Профессия аудитора  в России реально получила  свое развитие не так давно -- в 90-е гг. XX в.

     Как определяет ст. 3 ФЗ № 119-ФЗ, аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

  1. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Профессиональные организации - организации, объединяющие дипломированных бухгалтеров и аудиторов для решения проф. проблем и вопросов.

 Проф. организации разрабатывают  учебные и экзаменационные программы, устанавливают этические нормы  и стандарты учета и аудита.

Международная Федерация бухгалтеров (МФБ) – была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии, объединяет национальные и региональные проф. бухгалтерские организации. МФБ тесно взаимодействует с комитетом МСФО. МФБ не издает учетных стандартов, но, проводя Конгрессы бухгалтеров, вносит существенный вклад в МСФО.

Международная Ассоциация бухгалтеров - является профессиональной организацией бухгалтеров, устанавливающей стандарты бухгалтерских знаний, соответствующих требованиям законодательства и бизнеса. С 1995 г. МАС принимает экзамены и в России.

Комитет МСФО (КМСФО) – независимая организация, целью которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются организации во всем мире. Основан в 1973 г. девятью странами. 

Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) – создан в 1997 г., сотрудничает с Минфином РФ. В состав членов входят руководители и ведущие специалисты бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых служб.

Цель ИПБ – организация и проведение аттестации в области бух учета; повышение квалификации работников; разработка методики бух учета и аудита.

Европейская бухгалтерская ассоциация – профессиональная организация специалистов финансового сектора,  членами ассоциации являются физ. и юр.лица. Проводит ежегодные конгрессы в области БУ, на которых специалисты в области БУ, аудита обсуждают насущные проблемы и обмениваются опытом.

Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов – был создан в 2001 г для объединения бухгалтерских и аудиторских ассоциаций стран СНГ, сертификации профессиональных бухгалтеров, установление образовательных и профессиональных требований на основе стандартов, принципов, практики и этики МФБ. 

  1. Профессиональная этика бухгалтера

Этика бухгалтера -  нормы поведения бухгалтерских работников. Этика бухгалтера отражена в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России:

Ст. 1. Профессиональный бухгалтер обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:

а) честность - профессиональный  бухгалтер  должен  действовать  открыто и  честно  во  всех  профессиональных и деловых взаимоотношениях, честное ведение дел и правдивость;

б) объективность - совокупность непредвзятости, знания существа вопроса и интеллекта, отсутствия конфликта интересов;

в) профессиональная компетентность и должная тщательность - профессиональный бухгалтер обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг;

г) конфиденциальность - профессиональный бухгалтер должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам;

д) профессиональность поведения - профессиональный бухгалтер должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты, должен быть честным и правдивым.

  1. Концептуальные основы реформирования отечественной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Для привидения системы бух. учета в соответствии с требованиями рыночной экономики была разработана программа реформирования бух. учета в соответствии с МСФО № 283 от  06.03.1998г.

 Цель реформирования — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики

 Задачи реформы:

- сформировать систему  стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией  пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы  бухгалтерского учета в России  с основными тенденциями гармонизации  стандартов на международном  уровне;

- оказать методическую  помощь организациям в понимании  и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета.

Основные направления реформы:

- совершенствование нормативного  правового регулирования;

- формирование нормативной  базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа  в международных организациях; взаимодействие  с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности)

Ключевыми элементами реформирования являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений, внедрение их в практику.

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты также включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета.

  1. Распределение функций регулирование бухгалтерского учета между органами государственной власти и профессиональным сообществом

Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность ее развития, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также принципы преемственности.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:

а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;

в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

е) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

      Минфин РФ на сегодняшний день выполняет функции регулятора бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

      К ведению профессионального сообщества Минфин России относит:

а) представление и защита интересов профессионального сообщества;

б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовка разъяснений к ним;

г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

е) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;

з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

и) повышение квалификации членов профессионального сообщества.

  1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита в РФ

        Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  представляет собой установление  государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухучета включает в себя 4 уровня:

1 – законодательный

     конституция, кодексы,  ФЗ, указы президента, постановления правительства;

2 – нормативный

      ПБУ (24 ПБУ)

3 – методический

    методические указания, план счетов, инструкции по применению  плана счетов;

4 – инициативный 

    учетная политика  организации;

    рабочий план  счетов;

    отдельные формы первичных документов;

    график документооборота;

   формы внутренней  отчетности;

   учетные регистры.

ФЗ № 402 статья 21. Документы в области регулирования БУ:

1 ур. – федеральные стандарты (план счетов и др)

2 ур. – отраслевые стандарты

3 ур. - рекомендации в области БУ

4 ур. -  стандарты экономического  субъекта.

  В России система  нормативного регулирования аудиторской  деятельности находится в стадии  становления.

Система  нормативного регулирования аудита может быть представлена из 5 уровней:

       1. федеральный закон об аудиторской деятельности № 119 ФЗ от 07.08.2001г. – в ней отражено 22 статьи; Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;  указы Президента - устанавливают отношения в аудиторской деятельности;

       2. Постановления Правительства РФ (постановление № 696 от 23.09.2002г., постановление правительства № 80 от 16.02.2008г.) - определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности;

       3. Приказы Министерства финансов РФ - устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка;

      4. Документы саморегулируемой организацией аудиторов - устанавливают нормы аудита в рамках саморегулируемой организацией аудиторов;

      5. Документы  аудиторских организаций - устанавливают  нормы аудита в рамках аудиторской организации.

  1. Возникновение и совершенствование Международных стандартов финансовой отчетности

МСФО – это свод правил, методов, терминов и процедур БУ, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер (на сегодня действует 39 международных стандартов в финансовой отчетности).

     Система МСФО  предназначена для составления  финансовой отчетности любых  торговых, производственных и иных  коммерческих компаний (включая  банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно - правовой формы. Она пригодна для использования, как в частном, так и государственном секторе. Стандарты могут использовать и некоммерческие организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли и которые не распределяют полученную прибыль между участниками.

     МСФО в равной степени применимы для подготовки сводной финансовой отчетности группы взаимосвязанных компаний и отчетности отдельно взятой компании. Как и сводную, индивидуальную отчетность нужно составлять в полном соответствии с требованиями всех применяемых международных стандартов и разъяснений к ним. Однако основная ориентация МСФО - все-таки сводная финансовая.

     МСФО не является обязательным. В каждой стране существуют свои национальные стандарты ведения учета и составления отчетности. На сегодняшний день существует 3 основных подхода к использованию МСФО:

1) полный переход на  МСФО,

2) частичное использование МСФО при формировании национального стандарта,

3) полный отказ от МСФО. МСФО считается наиболее разработанным  стандартом в мире. МСФО базируется  на следующих основных принципах: начисление, существование, приоритет  содержания над формой, непрерывность деятельности.

      Для привидения  системы БУ в соответствии  с требованиями рыночной экономики  была разработана программа реформирования БУ в соответствии с МСФО № 283 от  06.03.1998г.

 Цель реформирования  — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.

Задачи реформы:

- сформировать систему  стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией  пользователей, в первую очередь  инвесторов;

- обеспечить увязку реформы  бухгалтерского учета в России  с основными тенденциями гармонизации  стандартов на международном  уровне;

- оказать методическую  помощь организациям в понимании  и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета.

Основные направления реформы:

- совершенствование нормативного  правового регулирования;

- формирование нормативной  базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование  бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

Информация о работе Шпаргалка по «Бухгалтерское дело»