Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка
Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразде
- в течение одного месяца
со дня создания обособленного
подразделения российской
- в течение трех дней
со дня изменения
4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Хозяйственная ситуация – состоит из нескольких хоз. операций
Классификация фактов хозяйственной деятельности:
Хозяйственная операция – подтвержденная документально одна операция.
1 - по отношению к контрагенту:
- односторонние (при чрезвычайных обстоятельствах).
- двусторонние (под наблюдением
контрагента между
2 – по отношению к хоз. субъекту:
– внутренние
-- внешние
3. - по уровню обобщенности:
– индивидуальные (описаны 1-м показателем)
- группированные (инфо в обобщенном виде).
4 - по времени совершения
– моментальные (в
течение одного отчетного
- длительные (в течение нескольких отчетных периодов),
- абсолютные (в течение сроков исковой давности).
5. - по записям отражения на счетах:
– простые - сложные
- сборных - оборотные
- сторнирование
6 - по степени
влияния на финансовое
– фактически
проведенные в отчетном
- условные.
7 - по законности и правомерности отражения
– правомерные
- неправомерные.
8. - по принадлежности к отчетному периоду
– текущего отчетного периода
- отложенные.
9. - по отношению к валюте баланса:
- операции 1 типа: приводят
к изменению имущества
- 2 типа: изменяют источники формирования имущества. Валюта баланса не меняется (Д70 К68,69)
- 3 типа: одновременно увеличивают
величину имущества и
- 4 типа: Одновременно уменьшают величину имущества и источники его формирования. Валюта баланса уменьшается (Д66 К51)
10. - по форме изображения:
– формульное - структурное
- графическое - матричное.
Хозяйственная операция – это свершившийся факт хоз. жизни, который должен быть оформлен документально.
Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, выступающая элементом хозяйственного процесса. Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела.
Классификация фактов хозяйственной деятельности:
1 - по отношению к контрагенту:
- односторонние (при чрезвычайных обстоятельствах).
- двусторонние (под наблюдением контрагента между независимыми партнерами) 2 – по отношению к хоз. субъекту:
– внутренние
-- внешние
3. - по уровню обобщенности:
– индивидуальные (описаны 1-м показателем)
- группированные (инфо в обобщенном виде).
4 - по времени совершения
– моментальные (в течение одного отчетного периода)
- длительные (в течение нескольких отчетных периодов),
- абсолютные (в течение сроков исковой давности).
5. - по записям отражения на счетах:
– простые - сложные
- сборных - оборотные
- сторнирование
6 - по степени
влияния на финансовое
– фактически
проведенные в отчетном
- условные.
7 - по законности и правомерности отражения
– правомерные
- неправомерные.
8. - по принадлежности к отчетному периоду
– текущего отчетного периода
- отложенные.
9. - по отношению к валюте баланса:
- операции 1 типа: приводят
к изменению имущества
- 2 типа: изменяют источники формирования имущества. Валюта баланса не меняется (Д70 К68,69)
- 3 типа: одновременно увеличивают
величину имущества и
- 4 типа: Одновременно уменьшают
величину имущества и
10. - по форме изображения:
– формульное - структурное
- графическое - матричное.
Хоз. операция – это свершившийся факт хоз. жизни, который должен быть оформлен документально.
Хозяйственная операция выступает объектом измерения, учетной единицей в бухгалтерском учете. Она является элементом хозяйственного процесса и важнейшей категорией бухгалтерского учета.
К общим свойствам хозяйственных операций относится их документирование в момент совершения или после завершения операции, а также денежная оценка.
Хозяйственные операции фиксируются, отражаются в первичных документах и регистрируются в текущем учете. Каждая хозяйственная операция обязательно должна быть определена во времени, оценена и классифицирована в номенклатуре плана счетов и по видам.
Каждая хозяйственная операция имеет двусторонний характер экономических связей между объектами бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета по правилу двойной записи, суть которой заключается в том, что любая хозяйственная операция регистрируется на счетах учета дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Сумма дебетовых и кредитовых оборотов за отчетный период должна совпадать, в противном случае это говорит об ошибке, допущенной при отражении хозяйственной операции.
Т.о., двойная запись выполняет контрольную функцию. Связь между счетами, которая возникает при регистрации хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Указание корреспондирующих счетов на первичных документах называется контировкой документа.
Выделяют след. этапы бухучета в организации:
1 этап: оформление первичных документов – разрабатываются организацией и утверждаются руководителем
2 этап: опред. корреспондирующих счетов (контировка) – опред. счета в соответствии с планом счетов
3 этап: формирование бухгалтерских регистров - формирование таблиц, в кот. инфо обобщается
4 этап: инвентаризация – сверка факт. данных с данными БУ; уточнение оценки имущества и обязательств
5 этап: составление бухгалтерской отчетности – составление фин. и управленческой отчетности (№ 66Н)
6 этап: анализ данных бухучета и отчетности
Под процедурой бухгалтерского учета - понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.
Метод БУ– это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет бух учета и изучается его объект.
Метод бух
учета включает в себя
1. документация – это первичная регистрация хоз. операций с помощью документов в момент и в местах их совершенствования. Является одной из основных особенностей бухучета, т.к. позволяет осуществить сплошное наблюдение за хоз. процессами.
2. инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества по данным бухучета. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
3. денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хоз.операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
4. калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции или услуг.
5. система счетов БУ - группировка имущества, источников его образования осуществляется при помощи счетов.
6. двойная запись – способ регистрации хоз. операций на счетах бухучета, когда каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого счета на одинаковую сумму.
7. ББ – это способ экономической группировки и обобщение информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в ден. оценке на определенную дату.
8. бух. отчетность – единая система информации об имущественном и финансовом положении организации.
Аналитические процедуры - это методы оценки финансовых отчетов путем составления и сопоставления соотношений между финансовыми и нефинансовыми показателями.
Цель применения аналитических процедур состоит в определении нетипичных обстоятельств, которые потребуют пристального внимания аудиторов при проведении проверки.
Типичными являются следующие процедуры:
1) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;
2) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором;
3) сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом;
4) сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;
5) сравнение показателей
бухгалтерской отчетности с
небухгалтерскими данными (данными,
не входящими в состав
6) анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;
7) другие виды аналитических
процедур, в том числе учитывающие
индивидуальные особенности
Для анализа используют следующие формы: ББ, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, а также аудиторское заключение.
В финансовом анализе используются различные источники. Их принято делить на две группы: учетные и внеучетные источники информации.
К учетным источникам информации принято относить: бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.
Информационной базой финн. анализа - являются данные финн. отчетности, изучение которых позволяет оценить финансовое положение организации, изменение в активе и пассиве, убедиться в наличии прибылей и убытков, выявить перспективы развития.
Основу информационной базы финансового анализа составляет финансовая отчетность предприятия:
1. Бух баланс – отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств на отчетную дату.
2. Отчет о прибылях и
убытках – характеризует финн.
результаты деятельности
3. Отчет об изменениях
капитала – дает возможность
получить инфо об источниках
формирования собственного
4. Отчет о движении денежных
средств – отражает остатки
денежных средств на начало
года и конец отчетного
5. Пояснения к ББ и отчету о прибылях и убытках – содержание инфо о наличии и движении наиболее значимых статей в отчетном периоде.
Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств позволяют выявить факторы, повлиявшие на изменение финн. устойчивости и ликвидности предприятия.
Фин. отчетность, основанная на данных БУ, дает наиболее полную и достоверную инфо для анализа деятельности предприятия за определенный период. Это обусловлено отражением всех операций в учете.
Во внеучетные источники информации обычно включают:
- директивную информацию в виде законов, постановлений правительства, указаний вышестоящих организаций, инструкций;
- нормативно-плановую – в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников;
- материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций;
- объяснительные и докладные записки; переписку с финансово-банковскими органами;
- статьи в газетах, журналах, бюллетени бирж и т. д.