Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Авторы работ по финансовому планированию в основном сходятся во мнении, что недооценка планирования финансовой деятельности в компании и учета всех рыночных факторов может привести к резкому снижению доходности, возможно к убыточности их функционирования и в конечном итоге может стать причиной прекращения их деятельности.
Большое число публикаций в периодических изданиях по внутрифирменному планированию, в том числе по бюджетированию, как инструменту финансового планирования, учебной литературы и проводимых исследований по данному вопросу, все перечисленное и предопределяет актуальность изучения выбранной темы.

Содержание

Введение
1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования
1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования
1.3 Виды финансового планирования
2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования
2.1 Сущность процесса бюджетирования
2.2 Организация бюджетирования на предприятии
2.3 Основные проблемы при создании и внедрении системы бюджетирования
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Основные выводы по этому  исследованию следующие. Большинство  руководителей рассматривают план как необходимый инструмент управления компанией в кризисные времена. Причем планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Хотя понятие среднесрочности в кризисные времена несколько меняется. Если в период стабильности среднесрочным считался 1–3-х летний план, то в период кризиса — только на 1 год12.

В подтверждение данной мысли  можно привести результаты другого  исследования, в котором анализируется  влияние кризиса на горизонт планирования на малых предприятиях (см. таблицу 1).

Таблица 1. – Средние значения горизонта планирования на различных  стадиях жизненного цикла13

Средний горизонт

планирования (мес.)

Становление

Рост

Зрелость

 

2007 год

2009 год

2007 год

2009 год

2007 год

2009 год

 

11,1

6,8

10,5

13,5

12,1

10,3

 

Кризис развития

Возрождение

Спад

 

11,1

6,9

10,5

8,0

12,1

7,0


По сравнению с 2007-м  годом, в 2009 году горизонт планирования при принятии управленческих решений  снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто  находится на стадии роста.

Из опыта топ-менеджеров руководители исследований выделяют ряд правил, как сделать план в условиях кризиса более реалистичным.

  1. Расчет, исходя из пессимистичного прогноза. Если компания будет готова к худшему варианту развития событий, то с лучшим она наверняка справится.
  2. Использование экспертных оценок сотрудников. Метод экспертных оценок позволяет за короткий срок эффективно использовать огромный опыт и знания, накопленные топ-менеджерами компании.
  3. Опора на знания и опыт службы продаж. При этом важно реально оценивать уровень понимания компанией своего рынка. «Можно много рассуждать о прогнозах рынка, тенденциях мировой и отечественной экономики, но без профессиональной, ответственной службы продаж реалистичный план получить практически невозможно»14.
  4. Оперативное реагирование на изменения. Возможно также создание в компании специальной группы из числа менеджеров, которая будет отслеживать основные отраслевые и макроэкономические показатели и транслировать результаты для быстрого реагирования.
  5. Поддержка стабильной системы закупок и продаж.

Таким образом, можно свидетельствовать  о том, что пока финансисты не спешат отказываться от составления планов, но вот требования к ним и подходы  к их составлению существенно  изменились.

В данном вопросе достаточно подробно рассмотрены ключевые моменты  процесса финансового планирования на предприятии. Далее необходимо определить традиционные методы, с использованием которых может осуществляться финансовое планирование на предприятии.

1.2 Методы финансового планирования  и прогнозирования

Планирование финансовых показателей на предприятии осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности расчетов, экономико-математическое моделирование15.

Метод экономического анализа  позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных  и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Не менее важен для  проведения обоснованных финансовых расчетов коэффициентный метод определения  величины доходов и расходов. При  помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько  уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды16.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

  • органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);
  • ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);
  • предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Балансовый метод применяется  при планировании распределения  полученных финансовых средств. Суть его  заключается в построении баланса  имеющихся в наличии средств  и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий  вид:

Он + П = Р + Ок,

где Он, Ок – остатки средств на начало/конец года; П, Р – поступления средств/расходы в планируемом периоде17.

Метод дисконтированных денежных потоков используют при составлении  финансовых планов для прогнозирования  совокупности распределенных во времени  поступлений и выплат денежных средств.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста привлечения ресурсов и снижение рыночных цен на продукцию18.

Кроме перечисленных выше методов автор электронного учебника Ушаков В.Я. выделяет метод пропорциональной зависимости показателей. Он используется при составлении основных документов финансового плана (баланс, отчет о прибылях и убытках). Сущность этого метода состоит в том, что отдельные статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках увеличиваются пропорционально изменению выручки от реализации продукции19.

В ходе рассмотрения основных методов финансового планирования отметим, что в дополнение к данным методам и совместно с ними необходимо использовать методы прогнозирования. В рыночных условиях планирование без  прогнозирования неэффективно, поэтому  процесс прогнозирования обычно предшествует процессу планирования.

Основная цель прогнозирования  – снижение риска при принятии решений. В бизнесе прогнозирование  используют при планировании маркетинга, капитальных вложений, производства и финансов. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не осуществляет на практике разработанные прогнозы. Прогнозирование имеет специфические  методологические основы, отличные от методологии планирования.

По мнению профессора Ковалева В.В. на практике наибольшее распространение  получили следующие методы прогнозирования:

  • метод экспертных оценок;
  • методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;
  • методы ситуационного анализа и прогнозирования.

В рамках изучения данных методов, отметим, что наиболее часто на практике финансовые менеджеры или аналитики  используют вторую группу методов, так  как ежедневно имеют в своем  распоряжении данные о динамике основных показателей деятельности компании.

Далее на основе информации о деятельности известной российской компании ОАО «Невская косметика» (ОАО  «НК») рассмотрим применение метода обработки  динамического ряда, осуществляемого  с помощью построения уравнения  линейной регрессии.

Имеются данные о динамике объема продаж ОАО «НК» за ряд лет (см. таблицу 2)20. Необходимо рассчитать прогнозное значение объема продаж в 2010 году. В основе расчетов используем методику, представленную Ковалевым В.В.21

Таблица 2. – Динамика объем  продаж ОАО «НК»

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Объем продаж, млрд. руб.

2,5

2,6

2,3

2,4

2,7

3,2

4,6


В основе рассмотрения метода в данном примере заложена предпосылка  о том, что значение объема продаж в момент времени t (yt) зависит от состояния этого показателя в предыдущих периодах (yt-1). Поэтому для определения прогнозного значение объема реализации (Yt) строится следующая зависимость:

Y= a+ a1yt-1 + a2t.

Коэффициенты регрессии  данного уравнения (а0, а1, а2) могут быть найдены методом наименьших квадратов. Для этого нам необходимы следующие промежуточные данные (см. таблицу 3), на основе которых построим соответствующую систему нормальных уравнений.

Таблица 3.- Расчетные данные

№п/п

t-1

t

yt

y2t-1

t2

tyt-1

tyt

ytyt-1

Yt

1

2,5

1

2,6

6,3

1

2,5

2,6

6,5

0,5

2

2,6

2

2,3

6,8

4

5,2

4,6

6,0

1,3

3

2,3

3

2,4

5,3

9

6,9

7,2

5,5

2,3

4

2,4

4

2,7

5,8

16

9,6

10,8

6,5

3,2

5

2,7

5

3,2

7,3

25

13,5

16,0

8,6

4,0

6

3,2

6

4,6

10,2

36

19,2

27,6

14,7

4,9

Сумма

15,6

21

17,7

41,6

91

56,9

68,8

47,8

16,1


Система нормальных уравнений  в данном примере имеет вид:

+ 15,6а+ 21а= 17,7;

15,6а+ 41а+ 56,6а= 47,2;

21а+ 56,6а+ 91а= 68,3.

Решая эту систему, находим  параметры уравнения регрессии (а0, а1, а2). Подставляя в формулу соответствующее значение параметра, получаем следующую зависимость:

Y= - 0,2 – 0,1yt-1 + 0,9t.

Для характеристики адекватности уравнения зависимости можно  использовать величину среднего относительного отклонения:

.

Если e < 15%, считается, что уравнение зависимости может использоваться в прогнозных целях. В нашем примере e = 1,53% , что составляет менее 15%, следовательно, полученное уравнение зависимости мы можем использовать для определения прогнозного значения объема продаж (Yt) в 2010 году, подставив нужное значение t ,в данном случае равное семи:

Y= - 0,2 – 0,1 × 4,6 + 0,9 × 7 = 5,6 (млрд. руб.).

Таким образом, с использованием метода обработки временных рядов  мы рассчитали прогнозное значение объема реализации ОАО «НК» в 2010 году. На практике можно осуществлять расчеты с  использованием нескольких методов  и выбирать усредненное значение из всех прогнозных значений конкретного  показателя. Однако при этом необходимо учитывать, что значение показателя определяется не только возможностями  предприятия, но и факторами конъюнктуры: деятельностью конкурентов, объемом  платежеспособного спроса, результативностью  рекламы и многими другими  факторами. Отметим, что ОАО «НК» в годовом отчете за 2009 год представила  плановый объем продаж в сумме 5,2 млрд. руб., что несколько ниже прогнозного  значения. Поэтому можно сказать, что прогноз позволяет определить лишь ориентир, наиболее вероятное  значение показателя, которое специалисты  должны корректировать с учетом множества  факторов. И уже на основе официального варианта прогнозного значения объема реализации осуществляется составление  бюджета продаж, являющегося отправным  этапом формирования сводного бюджета  предприятия. Но об этом подробнее будет  изложено во втором вопросе данной курсовой работы.

Таким образом, процесс планирования и прогнозирования на предприятии  многогранен и распределен во времени, поэтому считаем необходимым  рассмотреть подробнее виды финансового  планирования в зависимости от периода  осуществления, что позволит также  выявить необходимость применения методов прогнозирования.

1.3 Виды финансового планирования

Обычно финансовое планирование в зависимости от периода осуществления  и поставленной цели разделяют на стратегическое, текущее (годовое) и оперативное.

Однако авторы Лихачева и  Щуров более детализировали классификацию  финансового планирования по срокам действия. Они разделили финансовое планирование на стратегическое; перспективное; бизнес-планирование; текущее (бюджетирование); оперативное.

Мы будем придерживаться более распространенным мнением  авторов по этому вопросу и  рассмотрим планирование по трем направлениям: стратегическое, тактическое и оперативное. Основа формирования финансовых планов – долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование основано на принятии основополагающих финансовых решений, например, реорганизация  бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и  инвестиционных решений. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического  плана могут существенно отличаться и зависят от формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров предприятия22.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования