Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа
Авторы работ по финансовому планированию в основном сходятся во мнении, что недооценка планирования финансовой деятельности в компании и учета всех рыночных факторов может привести к резкому снижению доходности, возможно к убыточности их функционирования и в конечном итоге может стать причиной прекращения их деятельности.
Большое число публикаций в периодических изданиях по внутрифирменному планированию, в том числе по бюджетированию, как инструменту финансового планирования, учебной литературы и проводимых исследований по данному вопросу, все перечисленное и предопределяет актуальность изучения выбранной темы.
Введение
1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования
1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования
1.3 Виды финансового планирования
2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования
2.1 Сущность процесса бюджетирования
2.2 Организация бюджетирования на предприятии
2.3 Основные проблемы при создании и внедрении системы бюджетирования
Заключение
Список используемых источников
Мы перечислили лишь основные виды бюджетов. В научной литературе встречается и другое их разделение.
Изучение классификации
бюджетов непременно подводит нас к
рассмотрению вопроса по созданию системы
бюджетирования, формированию взаимосвязи
между всеми бюджетами и
2.2 Организация бюджетирования на предприятии
В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации.
Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.
В результате проведения третьего
этапа формируется учетно-
Четвертый этап направлен
на разработку регламента планирования,
определяющего процедуры
Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям35.
Необходимо рассмотреть более детально первые два этапа, так как они являются непременным условием внедрения бюджетирования на предприятии.
Финансовая структура
является основой системы
Раскроем понятие центра
финансовой ответственности (ЦФО) –
это структурное подразделение (цех,
служба, хозяйство и т.д.) или группа
подразделений, осуществляющие определенные
хозяйственные операции, непосредственно
воздействующие на доходы/расходы от
этих операций и отвечающие за реализацию
установленных перед ними целей,
соблюдение уровней расходов в пределах
установленных лимитов и
Вся совокупность ЦФО разбивается на несколько стандартных типов. Как правило, при создании финансовой структуры выделяют ЦФО четырех следующих типов.
Кроме того, в зависимости от специфики бизнеса компании могут выделять и менее распространенные типы ЦФО, такие как, например, Центр маржинальной прибыли. Рассмотрим, какие ЦФО чаще всего создаются на российских предприятиях (см. таблицу 5).
Таблица 5. – Виды ЦФО, функционирующие на российских предприятиях38
Наименование ЦФО |
ЦФО, созданные на предприятиях |
Центр затрат |
87,5% |
Центр дохода |
75,0% |
Центр управленческих затрат |
37,5% |
Центр нормативных затрат |
25,0% |
Центр продаж |
62,5% |
Центр прибыли |
62,5% |
Центр контроля |
25,0% |
Центр инвестиций |
50,0% |
Центр капитальных вложений |
50,0% |
По данным таблицы 5 четко прослеживается, что наиболее часто встречающиеся ЦФО – это центр затрат, центр дохода, центр продаж и центр прибыли, т.е. основные центры ответственности предприятия.
Следующий этап, который мы рассмотрим подробнее, это формирование структуры бюджетов. Структура бюджетов – это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия и формируется проект сводного бюджета (см. приложение 5).
Непосредственно процесс бюджетирования на предприятии включает следующие этапы.
Таким образом, все выше изложенное
позволяет сделать вывод о
том, что внедрение системы
Ведущий консультант консалтинговой компании ЗАО «Евроменеджмент» утверждает, что практически любая компания вместе с постановкой бюджетирования получает первый опыт его автоматизации на основе электронных таблиц MS Excel39. Эта программа прекрасно знакома всем финансистам и позволяет вводить любые формулы и строить практически любые взаимосвязи и прогнозы. Кроме того, в эту программу можно импортировать информацию из большинства учетных систем, а также текстовые файлы, что облегчает ввод данных.
Вместе с тем, у бюджетирования на основе MS Excel есть и серьезные недостатки. В этой системе сложно коллективно работать, у системы низкая производительность. Тем не менее, система является распространенным инструментом бюджетирования на большинстве российских предприятий. Впрочем, небольшие предприятия, где незначительное количество центров ответственности, вполне могут использовать MS Excel в качестве программного средства для бюджетирования40.
В настоящее время на рынке присутствует большое количество АСБ: начиная от систем, предлагаемых отечественными разработчиками («Инталев: Корпоративные финансы», BPlan, «Красный Директор» и др.), и заканчивая решениями крупнейших западных производителей (SAP SEM, Oracle EPB и др.).
С помощью АСБ решаются следующие задачи:
Таким образом, можно сказать,
что АСБ является основополагающим
фактором успешного функционирования
системы бюджетирования, но также
важно отметить значимость наличия
квалифицированных
До настоящего момента
мы исследовали основные понятия
внутрифирменного бюджетирования, как
бы абстрагируясь от негативных моментов,
которые в полной мере могут отрицательно
повлиять как на благополучное внедрение
системы бюджетирования, так и
на дальнейшее его функционирование.
Поэтому считаем целесообразным
рассмотреть далее реально
2.3 Основные проблемы при
На сегодняшний день многие российские компании уже имеют работающие системы бюджетирования, еще большее количество собирается реализовать проекты по их внедрению в ближайшее время. Однако, не во всех случаях те компании, которые уже используют свои системы бюджетирования, сейчас подсчитывают выгоду от вложенных в проект средств. Успешно завершаются далеко не все проекты по внедрению системы бюджетирования. В вязи с этим необходимо определить основные ошибки, совершаемые в процессе разработки и эксплуатации системы бюджетирования.
Это лишь несколько типичных проблемных моментов из всего перечня проблем и ошибок, который предлагают к ознакомлению консультанты ведущих консалтинговых фирм, осуществляющие услуги по разработке и внедрению систем бюджетирования. Часть проблем, утверждают специалисты этих компаний, можно решить с помощью автоматизации процесса бюджетирования, о котором мы говорили выше. Однако эффективность бюджетирования во многом определена отношением руководства компании и профессионализмом кадрового состава.
В итоге, после рассмотрения
массы материала о
Таблица 6. – Результат оценки эффективности бюджетного управления44
Показатель |
Значения показателя, % |
Прирост показателя, % | |||||
До перехода на бюджетное управление |
С использованием бюджетного управления |
||||||
Строительные организации | |||||||
Рентабельность продаж |
9,02 |
15,75 |
6,73 | ||||
Рентабельность активов |
12,03 |
18,72 |
6,69 | ||||
Рентабельность собственного капитала |
29,11 |
45,67 |
16,56 | ||||
Молокоперерабатывающие | |||||||
Рентабельность продаж |
0,81 |
4,29 |
3,48 | ||||
Рентабельность активов |
0,43 |
5,22 |
4,79 | ||||
Рентабельность собственного капитала |
5,71 |
20,34 |
14,63 |
Автор работы поясняет, что
все рассматриваемые
Информация о работе Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования