Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Авторы работ по финансовому планированию в основном сходятся во мнении, что недооценка планирования финансовой деятельности в компании и учета всех рыночных факторов может привести к резкому снижению доходности, возможно к убыточности их функционирования и в конечном итоге может стать причиной прекращения их деятельности.
Большое число публикаций в периодических изданиях по внутрифирменному планированию, в том числе по бюджетированию, как инструменту финансового планирования, учебной литературы и проводимых исследований по данному вопросу, все перечисленное и предопределяет актуальность изучения выбранной темы.

Содержание

Введение
1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования
1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования
1.3 Виды финансового планирования
2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования
2.1 Сущность процесса бюджетирования
2.2 Организация бюджетирования на предприятии
2.3 Основные проблемы при создании и внедрении системы бюджетирования
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Мы перечислили лишь основные виды бюджетов. В научной литературе встречается и другое их разделение.

Изучение классификации  бюджетов непременно подводит нас к  рассмотрению вопроса по созданию системы  бюджетирования, формированию взаимосвязи  между всеми бюджетами и организации  мероприятий по внедрению системы  на предприятиях.

2.2 Организация бюджетирования  на предприятии

В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации.

Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) — разработать  модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила  ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и  контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Четвертый этап направлен  на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей  корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы  бюджетирования) включает работы по составлению  операционного и финансового  бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке  системы бюджетирования по результатам  анализа ее соответствия потребностям35.

Необходимо рассмотреть  более детально первые два этапа, так как они являются непременным  условием внедрения бюджетирования на предприятии.

Финансовая структура  является основой системы бюджетирования, самой важной ее частью, от которой  в максимальной степени зависит  успешность функционирования всей системы. Финансовая структура представляет собой совокупность центров финансовой ответственности, каждый из которых  отвечает за определенный финансовый результат.

Раскроем понятие центра финансовой ответственности (ЦФО) –  это структурное подразделение (цех, служба, хозяйство и т.д.) или группа подразделений, осуществляющие определенные хозяйственные операции, непосредственно  воздействующие на доходы/расходы от этих операций и отвечающие за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности36.

Вся совокупность ЦФО разбивается  на несколько стандартных типов. Как правило, при создании финансовой структуры выделяют ЦФО четырех  следующих типов.

  • Центр инвестиций – подразделение или группа подразделений, которые принимают решения о запуске новых проектов и отвечают за успешность их реализации (показатели эффективности реализованных инвестиционных проектов центра)37.
  • Центр прибыли выделенные в обособленные бизнес-единицы (контролирующие одновременно выпуск и сбыт) производственные подразделения, например, хозрасчетные структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс, дочерние предприятия. Главная цель центра – максимизация прибыли на основе оптимизации трех факторов: потребляемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены.
  • Центр доходов – это подразделение (группа подразделений), руководитель которого в выделенного бюджете отвечает за максимизацию дохода от продаж, не имея полномочий по варьированию ценами и ограничен в расходовании средств (в пределах бюджета).
  • Центр затрат – это подразделение (группа подразделений), которые в рамках выделенного бюджета отвечают за выполнение необходимого объема работ с требуемым качеством. Основным финансовым показателем, за который центр несет ответственность, является объем затрат.

Кроме того, в зависимости  от специфики бизнеса компании могут  выделять и менее распространенные типы ЦФО, такие как, например, Центр  маржинальной прибыли. Рассмотрим, какие ЦФО чаще всего создаются на российских предприятиях (см. таблицу 5).

Таблица 5. – Виды ЦФО, функционирующие  на российских предприятиях38

Наименование ЦФО

ЦФО, созданные на предприятиях

Центр затрат

87,5%

Центр дохода

75,0%

Центр управленческих затрат

37,5%

Центр нормативных затрат

25,0%

Центр продаж

62,5%

Центр прибыли

62,5%

Центр контроля

25,0%

Центр инвестиций

50,0%

Центр капитальных вложений

50,0%


По данным таблицы 5 четко  прослеживается, что наиболее часто  встречающиеся ЦФО – это центр  затрат, центр дохода, центр продаж и центр прибыли, т.е. основные центры ответственности предприятия.

Следующий этап, который мы рассмотрим подробнее, это формирование структуры бюджетов. Структура бюджетов – это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов  хозяйственной деятельности всего  предприятия и формируется проект сводного бюджета (см. приложение 5).

Непосредственно процесс  бюджетирования на предприятии включает следующие этапы.

  1. Разработка проекта сводного бюджета – составление предварительного проекта на очередной плановый год (обычно это один календарный год). На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания.
  2. Утверждение проекта бюджета – составление окончательного проекта бюджета и включение его в структуру бизнес-плана предприятия. После утверждения бюджета он принимает силу приказа.
  3. Анализ исполнения бюджета по итогам текущего года – анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносят необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития предприятия

Таким образом, все выше изложенное позволяет сделать вывод о  том, что внедрение системы бюджетирования является сложным и длительным процессом, который затрагивает интересы не только руководителя организации, но и  других сотрудников, непосредственно  причастных к этому процессу. И  для того, чтобы упростить процесс  бюджетирования, облегчить многие рутинные операции используются автоматизированные системы бюджетирования (АСБ).

Ведущий консультант консалтинговой компании ЗАО «Евроменеджмент» утверждает, что практически любая компания вместе с постановкой бюджетирования получает первый опыт его автоматизации на основе электронных таблиц MS Excel39. Эта программа прекрасно знакома всем финансистам и позволяет вводить любые формулы и строить практически любые взаимосвязи и прогнозы. Кроме того, в эту программу можно импортировать информацию из большинства учетных систем, а также текстовые файлы, что облегчает ввод данных.

Вместе с тем, у бюджетирования на основе MS Excel есть и серьезные недостатки. В этой системе сложно коллективно работать, у системы низкая производительность. Тем не менее, система является распространенным инструментом бюджетирования на большинстве российских предприятий. Впрочем, небольшие предприятия, где незначительное количество центров ответственности, вполне могут использовать MS Excel в качестве программного средства для бюджетирования40.

В настоящее время на рынке  присутствует большое количество АСБ: начиная от систем, предлагаемых отечественными разработчиками («Инталев: Корпоративные финансы», BPlan, «Красный Директор» и др.), и заканчивая решениями крупнейших западных производителей (SAP SEM, Oracle EPB и др.).

С помощью АСБ решаются следующие задачи:

  • осуществление сложных операций с большими массивами данных;
  • замена бумажных носителей данных на электронные носители, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
  • облегчение процедуры консолидации планов и отчетов, повышение качества и возможностей представления информации, что важно при реализации финансового управления в реальном времени и другие41.

Таким образом, можно сказать, что АСБ является основополагающим фактором успешного функционирования системы бюджетирования, но также  важно отметить значимость наличия  квалифицированных специалистов, разрабатывающих  бюджеты, и менеджеров, которые принимают  решения.

До настоящего момента  мы исследовали основные понятия  внутрифирменного бюджетирования, как  бы абстрагируясь от негативных моментов, которые в полной мере могут отрицательно повлиять как на благополучное внедрение  системы бюджетирования, так и  на дальнейшее его функционирование. Поэтому считаем целесообразным рассмотреть далее реально возможные  факторы, способные оказывать воздействие  на процесс бюджетирования.

2.3 Основные проблемы при создании  и внедрении системы бюджетирования

На сегодняшний день многие российские компании уже имеют работающие системы бюджетирования, еще большее  количество собирается реализовать  проекты по их внедрению в ближайшее  время. Однако, не во всех случаях те компании, которые уже используют свои системы бюджетирования, сейчас подсчитывают выгоду от вложенных в  проект средств. Успешно завершаются  далеко не все проекты по внедрению  системы бюджетирования. В вязи с  этим необходимо определить основные ошибки, совершаемые в процессе разработки и эксплуатации системы бюджетирования.

    • Первая и самая серьезная ошибка, которую допускают компании в процессе внедрения системы бюджетирования, - это низкая заинтересованность и неучастие топ-менеджмента компании в проекте. А между тем, именно руководство предприятия является основным пользователем управленческой информации и играет главную роль в определении требований к ней, а значит, и ко всей системе бюджетного управления.
    • Трудность получения данных для планирования: сложности с доступом к информации, неудобная форма представления, низкая скорость доступа – существенно затруднит этот процесс, увеличивая и трудоемкость и сроки составления бюджетов. Во избежание подобной ситуации необходимо обеспечить своевременное предоставление структурированных и упорядоченных исходных данных, а также поддерживать в актуальном состоянии базу нормативной информации42.
    • Отсутствие связи стратегического планирования и бюджетного управления. Если бюджеты компании составляются оторвано от стратегических планов, может произойти перекос в сторону приоритетности краткосрочных целей в ущерб долгосрочным или значительное отклонение от выполнение стратегических планов.
    • Вполне типична такая ситуация, когда царит так называемый «функциональный» подход. Это значит, что все заняты выполнением своих профессиональных обязанностей. И когда дело доходит до бюджетирование, то это считается таким же узкопрофильным делом. В процессе бюджетирования на этапе планирования должны принимать участие все подразделения компании.
    • Очень часто специалисты финансово-экономических служб, стремясь реализовать свой творческий потенциал и применить имеющиеся знания, изобретают свои собственные форматы бюджетов, иногда нарушая при этом основные экономические принципы расчета того или иного показателя.

Это лишь несколько типичных проблемных моментов из всего перечня  проблем и ошибок, который предлагают к ознакомлению консультанты ведущих  консалтинговых фирм, осуществляющие услуги по разработке и внедрению систем бюджетирования. Часть проблем, утверждают специалисты этих компаний, можно решить с помощью автоматизации процесса бюджетирования, о котором мы говорили выше. Однако эффективность бюджетирования во многом определена отношением руководства компании и профессионализмом кадрового состава.

В итоге, после рассмотрения массы материала о бюджетировании, обоснованно приходим к выводу о  том, что этот процесс требует  от предприятия приложения больших  усилий, времени и, что немаловажно, средств. Из этого следует вопрос: есть ли такая необходимость внедрения  системы бюджетирования на действующем  предприятии, тем более, если уже  существующая система планирования неплохо работает. И для того, чтобы каким-то образом сформировать точку зрения по этому вопросу, приведем результаты исследования профессора Половцева П.И. (см. таблицу 6), который в своей работе на основе расчета экономических показателей, утверждает о существенных преимуществах системы бюджетирования43.

Таблица 6. – Результат  оценки эффективности бюджетного управления44

Показатель

Значения показателя, %

Прирост

показателя, %

 

До перехода на

бюджетное управление

С использованием

бюджетного управления

 

Строительные организации

Рентабельность продаж

9,02

15,75

6,73

Рентабельность активов

12,03

18,72

6,69

Рентабельность

собственного капитала

29,11

45,67

16,56

Молокоперерабатывающие предприятия

Рентабельность продаж

0,81

4,29

3,48

Рентабельность активов

0,43

5,22

4,79

Рентабельность

собственного капитала

5,71

20,34

14,63


Автор работы поясняет, что  все рассматриваемые предприятия  с переходом на бюджетное управление активизировали свои усилия по увеличению производства и продаж при тех  же, а иногда и при снижающихся  издержках производства и реализации. Специалисты предприятий отмечают, что этому способствовало более  точное планирование и систематическое  регулирование деятельности подразделений  по отклонениям от плановых параметров, что позволило выходить на запланированные  результаты работы45.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования