Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы – выполнить статистический анализ федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2013 годы с целью разработки рекомендаций по снижению его зависимости от нефтедолларов.
Задачи работы:
раскрытие содержания федерального бюджета как экономической категории, его функций;
проанализировать долю нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ за 2011-2013 гг.;
выявить перспективы снижения зависимости федерального бюджета России от нефтедолларов.
Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.
Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы перекладываются на детей и внуков. Корректный подход обязывает, однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в пользу финансирования перспективных программ, могут способствовать экономическому росту и совершенствованию технологий. Разумеется, последнее относится только к производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения вполне могут участвовать в их финансировании.
На основе приложения к Федеральному Закону о федеральном бюджете текущего года заполните таблицу 5. Расположите расходные статьи в порядке убывания их доли в общей сумме расходов. Сделайте письменное заключение
Таблица 5. Расходы федерального бюджета РФ
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
Откл. по сумме |
Откл. по структуре, % | ||
Млрд.руб. |
Структура, % |
Млрд.руб. |
Структура, % | |||
Государственное управление |
43,2068 |
4,11 |
59,9436 |
3,5 |
-16,7368 |
0,53 |
Судебная власть |
13,0424 |
1,24 |
21,1382 |
1,2 |
-8,0958 |
-0,05 |
Международная деятельность |
25,0013 |
2,38 |
44,0636 |
2,6 |
-19,0623 |
-0,26 |
Национальная оборона |
248,9383 |
23,67 |
299,1364 |
17,6 |
-50,1987 |
6,01 |
Правоохранит. деятельность |
150,1448 |
14,27 |
189,2686 |
11,2 |
-39,1238 |
3,09 |
Фундаментальные исследования |
24,9231 |
2,37 |
31,1656 |
1,8 |
-6,2425 |
0,49 |
Промышленность, энергетика и строительство |
45,3886 |
4,31 |
104,0224 |
6,1 |
-58,6338 |
-1,85 |
С/х и рыболовство |
24,9475 |
2,37 |
30,5572 |
1,8 |
-5,6097 |
0,53 |
Охрана окружающей среды |
6,5327 |
0,62 |
10,8823 |
0,6 |
-4,3496 |
-0,06 |
Транспорт, дорожное хоз-во, связь |
38,3578 |
3,65 |
8,8524 |
0,5 |
29,5054 |
3,09 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
1,3254 |
0,13 |
1,2558 |
0,1 |
0,0696 |
0,007 |
Предупреждение, ликвидация чрезвычайных ситуаций |
8,1694 |
0,78 |
9,9041 |
0,6 |
-1,7347 |
0,15 |
Образование |
55,7342 |
5,30 |
81,1459 |
4,8 |
-25,4117 |
0,47 |
Культура и искусство |
7,9694 |
0,76 |
11,4467 |
0,7 |
-3,4773 |
0,04 |
СМИ |
8,761 |
0,83 |
11,326 |
0,7 |
-2,565 |
0,13 |
Здравоохранение и физкультура |
24,3205 |
2,31 |
32,7052 |
1,9 |
-8,3847 |
0,34 |
Социальная политика |
113,5208 |
10,79 |
503,116 |
29,6 |
-389,5952 |
-18,9 |
Обслуживание гос. долга |
232,3395 |
22,09 |
267,8324 |
15,8 |
-35,4929 |
6,27 |
Пополнение государственный резервов |
1,5331 |
0,15 |
1,9366 |
0,1 |
-0,4035 |
-0,02 |
Прочие расходы |
3,2354 |
0,31 |
1,9354 |
0,1 |
1,3 |
0,15 |
Расходы, всего |
1051,919 |
100 |
1697,462 |
100 |
-645,543 |
Х |
В раздел структуры Федерального бюджета – «прочие расходы» обычно включены расходы по резервным фондам Президента и Правительства Российской Федерации, расходы на проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному бюджету.
Обычно эти расходы не превышают 2-3 млрд. руб., но учитывая, что 2012 год являлся годом выборов Президента Российской Федерации, объем средств, планируемый в 2013 году на проведение выборов и референдумов уменьшен против уровня, утвержденного в бюджете на 2012 год на 75% или на 1,3 млрд. рублей.
Отклонение по сумме между расходами 2012 и 2013 года рассчитано отдельно по каждому из разделов путем вычитания из данных за 2012 год расходов за 2013 год. Аналогично рассчитаем отклонение по структуре.
Вывод
Краткий анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о частичном решении Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства, роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу. Сравнивать показатели удобнее в удельных весах, т.к. в этом случае мы хоть как-то сглаживаем влияние инфляции. Ведь не так важно, сколько денег тратится на конкретную статью бюджета. Важнее, по-моему, то, какая часть бюджета выделяется для этой цели, другими словами, на сколько важной эту статью считает правительство. Так при сравнении процентных показателей структуры расходов по статьям мы наглядно видим снижение с 0,008% до 0,001% доли расходов на развитие рыночной инфраструктуры. Так же видимое снижение идет по статье «транспорт, дорожное хозяйство и связь» на 3,09%. Зато по разделу «промышленность, энергетика и строительство» доля расходов Федерального бюджета увеличена на 1,85%. В 2013 году по наказу Президента заложено значительное увеличение расходов в сфере социальной политики с 10,79% в 2012 году до 29,6% в 2013 году, что и отражено в таблице 5.
Если учитывать, что повышение доли социальных расходов в общем объёме расходов федерального бюджета сопровождается перераспределением социальных расходов в пользу региональных бюджетов, то приведённая динамика показателя свидетельствует об исключительной значимости, придаваемой социальной сфере федеральными органами власти.
Действующий Бюджетный кодекс устанавливает жесткие ограничения на размер нефтегазовых доходов и бюджетный дефицит. Кодекс выполнил свою задачу - позволил накопить резервы, но теперь их надо пустить вод. Нормы бюджетного законодательства должны быть адекватны текущей ситуации. Иными словами, необходима корректировка.
Поправки Минфина предлагают покрыть дефицит бюджета за счет средств Резервного фонда. Государство сознательно идет на масштабное снижение резервов. Они пойдут на финансирование взятых государством на себя обязательств и антикризисные мероприятия. Сокращения бюджетных расходов не будет, будет даже увеличение. Законопроект включает в себя расширение прав регионов по поддержке муниципалитетов.
Меняется порядок предоставления трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями. Сейчас помощь муниципалитетам подчиняется единой формуле - точечная поддержка допускается лишь в отношении 10% таких образований. Поправки предусматривают внесение изменений не только в Бюджетный кодекс, но и в Таможенный кодекс, а также в федеральные законы. Это еще одна мера реагирования правительства на кризис. Сейчас Бюджетный кодекс ограничивает право правительства вносить бюджет с дефицитом больше, чем 1% ВВП. Превышение возможно лишь на сумму использования резервного фонда в целях пополнения нефтегазового трансфера. То есть если в текущем году цены на нефть снизились, то разрешается брать средства из Резервного фонда, чтобы покрыть дефицит. С принятием нового закона Резервный фонд можно будет использовать для покрытия и других, не поступивших в бюджет доходов. Таким образом, на 4 года (с 2009 по 2012 г.) приостанавливается норма ограничения дефицита бюджета7.
Дефицит 2012 года будет уже, безусловно, меньше 3%, а с 2013 года норма, ограничивающая дефицит, вернется в Кодекс. Средств Резервного фонда хватит на два с половиной года, дальше России придется прибегнуть к заимствованиям, если кризис продолжится. И в законодательстве должна быть предусмотрена и эта возможность.
Второй блок поправок - предложение признать утратившим силу федеральный бюджет 2010-2011 гг. "Трехлетний бюджет становится вновь однолетним. Такое глубокое снижение доходов, как на 30% в 2009-м и примерно аналогичные в 2010 и 2011 гг., требовали пересмотра многих программ и нет смысла их урезать - есть необходимость заново пересмотреть приоритеты и полномочия". Трехлетним бюджет стал снова с 2010 года. Признание утратившими силу бюджетов не влечет отмену уже заключенных долгосрочных контрактов. Прежде всего это касается инвестиционной программы и оборонного заказа. Данный механизм будет продолжать жить своей жизнью. Публичные обязательства, принятые государством, также будут исполняться без изменений и в полном объеме, повторил он уже не раз звучавшее из Белого дома обещание. Пересмотр же коснется ряда объектов, которые еще не начаты: они передвинутся на более поздние сроки. Еще одно новшество Министерства финансов - перенос счетов таможенной службы в казначейство - позволит бюджету напрямую получать средства. Эта мера будет иметь огромное значение для снижения дефицита бюджета, который фактически получает дополнительный доходный источник. По новому законодательству, "Роснанотех" и корпорация по реформированию ЖКХ получат возможность возвращать в бюджет размещенные ими свободные средства. Они не преминут этим правом воспользоваться, после решения правительства.
Чтобы покрыть бюджетный дефицит, Россия продаст доли в госкорпорациях. Российское правительство, которое всего несколько лет назад откладывало на черный день миллиарды нефтедолларов, ныне столкнулось со столь крупным бюджетным дефицитом. По некоторым оценкам, это станет крупнейшей программой приватизации в России с 1990-х годов. Правда, правительство собирается продавать только миноритарные пакеты компаний: контрольные пакеты оно оставит за собой, но разделит с частными инвесторами значительную часть рисков и прибылей8.
Приватизация ожидалась с начала финансового кризиса, но масштабы плана наводят на мысль, что кризис государственного долга, характерный для Европы, захватил и Россию. До самого последнего времени российское государство увеличивало свою долю в экономике.
Программа касается 11 компаний, в том числе государственной нефтяной компании, государственных железных дорог, морского торгового флота, двух государственных банков и компании, управляющей ГЭС. Сейчас подходящий момент для перехода от национализации к приватизации. Цены на сырье высоки, и цены на активы - тоже, но одновременно Россия нуждается в наличных деньгах.
Главная причина бюджетного дефицита - рост расходов на оборону. Российским чиновникам пришлось выбирать между двумя "священными коровами" - армией и нефтепромышленными госактивами. Увеличиваются также бюджетные расходы на образование и обслуживание долга.
Государство не должно отказываться от жесткой бюджетной политики и сдерживания роста расходов. Сейчас макроэкономическая динамика весьма благоприятная. "Однако мы должны понимать, что дефицит федерального бюджета все-таки сохранится на ближайшее время, и от жесткой бюджетной политики, от сдерживания роста расходов нам отказываться нельзя". Глава правительства поручил "ответственно готовить все предложения по внесению в бюджет дополнительных программ и проектов". К этому нужно подойти очень осторожно и аккуратно, строго исходить из обоснованности проектов, а также от реальных возможностей.
В 2011 году объем финансирования федеральных целевых программ превысит 900 млрд. рублей, приоритет будет отдаваться инновациям и высоким технологиям.
Государственные ресурсы и впредь должны быть мобилизованы на прорывных направлениях, которые "имеют мультипликативный эффект, ведут к системным качественным изменениям, создают базу для развития экономики страны. Одним из таких приоритетов - поддержка образования. В 2011 году началась реализация федеральной программы развития образования до 2015 года. Она направлена на повышение доступности современного, качественного образования всех уровней. Средства на нее должны работать эффективно, а значит - должны быть заложены в полном объеме. В России в 2011 году удался полностью сбалансировать бюджет. Нужно сокращать бессмысленные расходы, нужно стараться делать бюджет более оптимальным, сбалансированным и желательно бездефицитным9.
Россия получит бездефицитный бюджет только в 2012 году, если среднегодовая цена нефти достигнет 120 долларов за баррель.
По данным Министерства экономики и развития России, в 2010 году бюджетный дефицит составил 3,9% ВВП. В России планируют сделать бюджет бездефицитным только лишь к 2015 году, да и то с большим трудом. По расчетам Минфина, в российском бюджете будет сохраняться дыра размером 1–1,4% ВВП. И то лишь при условии сохранения высоких цен на нефть.
По итогам 2011 года в России был зафиксирован не дефицит, а профицит федерального бюджета на уровне 0,2% от ВВП, а в 2012 году профицит увеличится до 0,3% ВВП. Радужные ожидания бюджетного профицита в России ОЭСР объясняет высокой стоимостью черного золота на мировых рынках. Цена нефти марки Brent до конца текущего года будет держаться на уровне 120 долл. за баррель, прогнозирует организация.
Между тем российские ведомства и их представители куда более консервативны в оценках. В частности, на 2012 год Минэкономразвития прогнозирует среднегодовую цену на нефть на уровне 93 долл. за баррель, на 2013 год – 95 долл., на 2014 год – 97 долл. Оценки западных аналитиков не сходятся с данным. Дефицит бюджета в 2011 году ожидался на уровне 1–1,4% ВВП. По оценке ведомства, в 2011 году бюджет был сбалансированным при цене нефти в 115 долл. В 2012 году цена на нефть, предполагается, будет 93 доллара за баррель, в 2011 году – 105 долларов. При меньшей цене на нефть сохранится дефицит бюджета в размере примерно 2–3% ВВП, а если цена будет на уровне этого года, то дефицит будет не выше 1–1,5% ВВП. Пока что еще период послекризисного восстановления, и только в 2015 году планируется бездефицитный бюджет.
Необходимо учитывать, что зависимость бюджета от нефтяных цен растет с каждым годом. Если сейчас цена нефти, при которой бюджет можно сделать бездефицитным, составляет около 115 долларов за баррель, то в 2012 году она уже не должна быть ниже 125 долларов за баррель.
Значительный дефицит бюджета России, сложившийся в январе-феврале 2012 года на уровне около 245 миллиардов рублей, связан с более активным расходованием средств министерствами и ведомствами страны.
За два месяца текущего года было израсходовано 16,7 процента средств, предусмотренных в бюджете. В 2011 году за аналогичный период было потрачено 12,8 процента средств. В этом году как никогда идет хорошее использование бюджетных ресурсов. Минобороны более эффективно заключает контракты в рамках оборонзаказа, а также переходом на новую систему взаимоотношений с бюджетными учреждениями10.
Дефицит федерального бюджета можно погасить за счет нефтегазовых доходов, заметно увеличившихся с начала года по сравнению с ожидаемыми показателями. В целом по году соответствующим образом должны будем все отрегулировать. Разница между доходами и расходами бюджета России в январе-феврале 2012 года составила 245,34 миллиарда рублей или примерно 3 процента ВВП. В конце февраля в министерстве ожидали, что бюджетный дефицит за два месяца составит около 124 миллиардов рублей, или 1,5 процента ВВП.
Информация о работе Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов