Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы – выполнить статистический анализ федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2013 годы с целью разработки рекомендаций по снижению его зависимости от нефтедолларов.
Задачи работы:
раскрытие содержания федерального бюджета как экономической категории, его функций;
проанализировать долю нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ за 2011-2013 гг.;
выявить перспективы снижения зависимости федерального бюджета России от нефтедолларов.
Федеральный бюджет РФ на 2011-2013 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2012 и 2013 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2011 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2012 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2013 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2011 году) и 14,29 млрд. рублей в 2012 году. В 2013 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Рассмотрим таблицу №1 (приложение).
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступившие в действие с 01.01.2011 года.
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2011 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2011 год 2 383,11 млрд. руб., к 2013 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
В диаграмме 1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Вывод
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2013 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2011 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №2 (приложение).
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2012) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2013 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2011 году. В диаграмме, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.
Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными:
Таблица 3. Состав и структура межбюджетных трансферт
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2011 г |
2012 г |
2013 г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % | |
Всего: |
2 281,56 |
100,00% |
2 423,12 |
100,00% |
2 720,97 |
100,00% |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
375,54 |
16,46% |
392,67 |
16,21% |
411,07 |
15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
317,19 |
13,90% |
300,74 |
12,41% |
234,25 |
8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
163,74 |
7,18% |
175,97 |
7,26% |
191,01 |
7,02% |
Иные межбюджетные трансферты |
69,75 |
3,06% |
37,83 |
1,56% |
43,86 |
1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов |
1 355,34 |
59,40% |
1 515,90 |
62,56% |
1 840,79 |
67,65% |
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2013 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к запланированному в 2011 году на 134,32 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2011 году сумма составит 702,32 млрд. руб., в 2013 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.
К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2013 он займет пятое место.
В 2013 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона (он отмечен ярко голубым цветом) имеет динамику роста, с 2011 года по 2013 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2011 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2011 году составит 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2012 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице 4, этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2011 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2013 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.
Таблица 4. Состав и структура статьи «социальная политика»
Информация о работе Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов