Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы – выполнить статистический анализ федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2013 годы с целью разработки рекомендаций по снижению его зависимости от нефтедолларов.
Задачи работы:
раскрытие содержания федерального бюджета как экономической категории, его функций;
проанализировать долю нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ за 2011-2013 гг.;
выявить перспективы снижения зависимости федерального бюджета России от нефтедолларов.

Вложенные файлы: 1 файл

15156 экономтеория (1).pdf.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

- отказ от практики централизации  части поступлений по региональным  и местным налогам в вышестоящие  бюджеты: расщепление налоговых  платежей должно производится  только в направлении более  низкого уровня бюджетной системы.

Для расширения налогооблагаемой базы и роста собственных доходов на местах, прежде всего, необходимо формирование благоприятной экономической среды для товаропроизводителей. Закрепление за местными бюджетами всей суммы подоходного налога с населения будет стимулировать реализацию на каждой территории программ развития производства и создания рабочих мест. В распоряжении местных органов власти надо также оставить все средства, поступающие сверх заранее определенных сумм.

Таким образом, основными идеями реформирования бюджетного федерализма является усиление самостоятельности регионов, их финансовая и экономическая самодостаточность. В противном случае в РФ по-прежнему будет укрепляться позиции «ложного федерализма» и сохранится тенденция к становлению унитарного государства с автономным режимом управления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Объем нефтегазовых доходов в 2014 году на 35 миллиардов рублей превзойдет запланированную в бюджете РФ сумму. Превышение плана ожидается из-за цены на нефть, которая оказывается выше, чем та, что заложена в годовом макроэкономическом прогнозе. Таким образом, по итогам 2014 года ожидается увеличение зависимости бюджета РФ от нефтедолларов.

Указанную тенденцию нельзя считать позитивной, поэтому необходим ряд мер по развитию промышленности в России, а также по совершенствованию бюджетного федерализма.

Государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обеих странах. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами в России - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление государственными финансами в России выделяются объекты и субъекты управления.

Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему (прежде всего бюджет).

Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Управление государственными финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным (характерно для многих унитарных государств Западной Европы), которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов (характерно для федераций как Россия и США).

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Берг О. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2015 года // Вопросы экономики. – 2013. - № 5. – С. 12.
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. Г.Б. Полякова. – М.: ЮНИТИ, 2012.
  3. Бюджетная система   Российской   Федерации:   Учебник   для   вузов  эконом. спец. / Под  ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2012.
  4. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование бюджетных учреждений. – М.: Ассоциация экономики, науки и техники, 2013.
  5. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М., 2013.
  6. Горегляд В. Старая концепция нового бюджета (о проекте федерального бюджета на 2013 год). // Вопросы экономики. – 2012. - № 10. – С. 6.
  7. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. – 2013. - № 7. – С. 63.
  8. Павлова Л., Бабич А. Реальный бюджет и экономика страны // Экономист. – 2012. –  № 5. – С. 40. 
  9. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2015 г. / Российская газета. – 2012. – 21 августа.
  10. Финансы: Учебное пособие. / Под редакцией Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2013.
  11. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2012.
  12. Финансы, денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013.
  13. Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2012.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 1

Доходы федерального бюджета на 2011-2013 годы

 

Доходы федерального бюджета

2011г

2012г

Отклонение

2013г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

     5,39

-0,41%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

   79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%


 

 

 

 

Таблица 2. Расходы федерального бюджета на 2011-2013 гг.

 

Расходы федерального бюджета

2011г

2012г

Отклонение

2013г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

828,78

12,61%

899,84

12,08%

71,06

-0,54%

963,10

11,90%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

509,10

7,75%

566,74

7,61%

57,64

-0,14%

596,19

7,37%

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

521,84

7,94%

642,61

8,62%

120,77

0,68%

693,51

8,57%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

702,32

10,69%

789,62

10,60%

87,30

-0,09%

528,55

6,53%

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

54,56

0,83%

56,29

0,76%

1,73

-0,07%

51,86

0,64%

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

9,33

0,14%

10,21

0,14%

0,88

0,00%

10,96

0,14%

ОБРАЗОВАНИЕ 

307,20

4,68%

313,64

4,21%

6,44

-0,47%

339,85

4,20%

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

83,81

1,28%

73,01

0,98%

-10,80

-0,30%

67,58

0,84%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

211,69

3,22%

245,22

3,29%

33,53

0,07%

295,36

3,65%

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

270,86

4,12%

342,67

4,60%

71,81

0,48%

396,54

4,90%

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2281,56

34,73%

2423,12

32,52%

141,56

-2,21%

2720,97

33,63%

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

0,00

0,00%

186,30

2,50%

186,30

2,50%

404,50

5,00%

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

789,25

12,01%

901,88

12,10%

112,63

0,09%

1021,00

12,62%

ВСЕГО

6570,30

100,00%

7451,15

100,00%

880,85

 

8089,97

100,00%


 

 

 

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2011 г., 5 августа, 27 декабря 2004 г., 8 августа, 30 декабря 2013 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2006 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2012 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2011 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2012 г., 3 января, 2 февраля 2013 г.)

2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2011. – с. 34 .

3 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2011. – с. 58-62.

4 Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2012. – с. 185.

5 Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование бюджетных учреждений. – М.: Ассоциация экономики, науки и техники, 2013. – С. 12-17.

6 Финансы, денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. – с. 140.

7 http://www.inopressa.ru/article/29Jul2010/nytimes/rus1.html

8 http://www.newsru.com/finance/20jun2011/putin_def.html

9http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/v_2011_godu_rossiya_snizit_byudzhetnyj_deficit_do_1-14_vvp/

10 http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/86/165/

11 Экономическая теория: Учебник/ под ред. Камаева. М.: Владос 2007 г.

12 Финансы: Учебник/ под ред. П.И. Вахрина, А.С.Нешитого. – М. :2008 г.


Информация о работе Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов