В связи с том, что в РСО –
Алания недостаточно развито планирование
расходной части и прогнозирование доходов
республиканского бюджета в среднесрочной
перспективе, необходимо отметить отсутствие
должного внимания методологическим вопросам
в части долговой нагрузки на бюджет с
учетом планируемых и уже принятых долговых
обязательств, а также объема средств
возможного для привлечения с учетом влияния
на долговую нагрузку на бюджет РСО –
Алания.
И не смотря на то, что проводится
анализ возникающих кассовых разрывов
у органов власти отсутствуют инструменты
планирования кассовых разрывов на год
с помесячной детализацией, и как следствие
не осуществляется резервирование средств,
которые должны быть направлены на покрытие
кассового разрыва, для избежания перетока
средств из одной расходной статьи в другую.
Отсутствие взаимосвязи между
планированием и управлением государственным
долгом республики и среднесрочным бюджетным
планированием привело к непроработанности
вопросов предоставления государственных
гарантий РСО – Алания, не прописана
процедура отбора претендентов на получение
гарантий, а также условия залогового
обеспечения
Отсутствует регламентация
процедуры отбора и оценки инвестиционных
проектов, финансирование которых будет
осуществляться за счет средств бюджета
РСО – Алания.
В сложившейся ситуации отсутствия
инструментов среднесрочного финансового
планирования и оценки бюджетных расходов
не развиты инструменты оценки эффективности
инвестиционных проектов. Поэтому реализуемые
в настоящее в настоящее время инвестиционные
проекты, финансирование которых осуществляется
республиканским бюджетом прошли ограниченную
экспертизу, так не была произведена оценка
влияния проекта на социально-экономическую
ситуацию, его мультипликативное действие
и будущие эксплуатационные расходы. Становится
невозможным определить размер влияния
реализации проекта на изменение социально
– экономической ситуации в республике,
а так же эффективность бюджетных расходов.
- Неэффективность
управления доходной базой республиканского
бюджета. Данное направление можно представить
в виде трех составляющих:
- Управление поступлениями
в бюджет от уплаты налогов и сборов, а
так же задолженностей по ним;
- Создание формализованной
методики оценки финансовых последствий
предоставляемы льгот по уплате налогов
и сборов;
- Эффективное управление
собственностью РСО - Алания.
- Неэффективная
деятельность органов исполнительной
власти. В ходе административной реформы
был выявлен ряд дублирующих функций,
а также функций необходимых к выведению
на аутсорсинг.
Ожидаемые результаты от реализации
Программы реформирования:
Эффективность исполнительной власти
является одним из наиболее важных факторов,
определяющих качество жизни населения
и экономическое развитие республики.
Программа реформирования направлена
на повышение эффективности деятельности
органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления. От реализации
реформы будут получены следующие результаты:
повышение качества управления бюджетными
расходами, внедрение принципов управления
по результатам, совершенствование инструментов
управления государственным долгом. В
сфере повышения качества управления
бюджетными расходами, внедрения принципов
управления по результатам, совершенствования
инструментов управления государственным
долгом ожидается:
- увеличение доли
респондентов-потребителей услуг, удовлетворенных
качеством предоставляемых им услуг;
- увеличение доли
респондентов, оценивающих положительно
уровень и качество медицинского обслуживания;
- увеличение доли
респондентов, положительно оценивающих
состояние своего здоровья;
- увеличение доли
респондентов, оценивающих уровень доступности
культурных благ как удовлетворительный;
- увеличение количества
посещений библиотек, театров, музеев,
культурно-массовых мероприятий.
- увеличение доли
респондентов, систематически занимающихся
физической культурой и спортом;
- рост удельного
веса образовательных учреждений всех
типов и видов, переведенных на нормативное
финансирование;
- увеличение доли
респондентов, оценивающих положительно
уровень и качество социальных услуг;
- увеличение доли
выпускников вузов РСО - А, трудоустроившихся
на территории республики;
- увеличение количества
детских и молодежных общественных объединений,
их инициатив и проектов;
- повышение доли
респондентов, удовлетворенных качеством
оказания образовательных услуг;
- повышение охвата
детей дошкольным образованием;
- повышение охвата
обучением детей и молодежи в возрасте
6-23 года;
- увеличение доли
работающих с высшим и средним образованием
в общей численности занятых;
- увеличение доли
занятых в научно-образовательном комплексе
от общей численности занятых в экономике;
- увеличение доли
научно-образовательного комплекса в
ВРП;
- увеличение доли
экспорта образовательных и научно-технических
услуг за пределы региона в общем объеме
услуг;
- увеличение удельного
веса внебюджетных средств во внутренних
затратах на исследования и разработки
в вузах;
- отсутствие прироста
просроченной задолженности;
- обеспечение нормативно-правовой
поддержки проведения публичной независимой
экспертизы законопроектов в области
бюджетной и налоговой политики;
- снижение стоимости
обслуживания государственного долга;
- рост количества
операций по долговым обязательствам,
выполненных по установленным процедурам;
- стандартизация
процедур выдачи государственных
гарантий.
В сфере административной
реформы (реформы государственной гражданской
службы) ожидаются следующие результаты:
- рост доли респондентов
- потребителей услуг органов исполнительной
власти, удовлетворенных качеством предоставляемых
им услуг;
- рост доли государственных
служащих Администрации республики, охваченных
системой управления по результатам;
- снижение стоимости
одного государственного служащего для
налогоплательщиков;
- рост доли сотрудников,
удовлетворенных доступностью, полнотой
и удобством предоставления информации
в электронных базах данных Администрации;
- рост доли сотрудников,
успешно прошедших тестирование по владению
компьютерными навыками;
- рост доли государственных
служащих в Администрации, успешно прошедших
аттестацию на соответствие навыков и
компетенций требованиям должностного
регламента.
В сфере совершенствования
подходов и стимулирования развития доходной
базы ожидается:
- улучшение финансово-экономических
показателей деятельности хозяйственных
обществ с долей государственной собственности;
- оптимизация хозяйственных
обществ с долей государственной собственности;
- рост уровня неналоговых
доходов, поступающих в бюджет в виде дивидендов,
средств, полученных от продажи ликвидных
пакетов акций;
- повышение уровня
доходов от использования имущества, находящегося
в государственной собственности;
- увеличение прибыли
государственных предприятий;
- сокращение доли
государственного сектора в экономике
РСО - А;
- увеличение количества
объектов государственной недвижимости,
переданных в пользование экономическим
субъектам.
Совершенствование межбюджетных
отношений. В этой сфере ожидается:
- создание условий
для реализации бюджетной реформы на муниципальном
уровне за счет средств бюджета РСО - А
(создание Фонда реформирования муниципальных
финансов);
- отсутствие просроченной
задолженности по предоставленным муниципальным
образованиям бюджетным кредитам;
- положительная
динамика доли собственных доходов муниципальных
образований.
- устойчивое социально-экономическое
развитие муниципальных образований;
- сокращение числа
дотационных муниципальных образований;
- рост доли местных
бюджетов в расходах консолидированного
бюджета РСО-А;
- повышение квалификации
и профессионализма кадрового состава
органов местного самоуправления;
- увеличение количества
совместных проектов по приоритетным
направлениям развития.
Общий эффект от реализации
Программы складывается из двух составляющих:
социальной и экономической.
Программа состоит из следующих
блоков:
- предоставление
государственных услуг юридическим и
физическим лицам;
- внедрение среднесрочного
бюджетирования, ориентированного на
результат;
- межбюджетные
отношения и качество управления муниципальными
финансами;
- повышение качества
финансового менеджмента.
Социальный и экономический
эффект от реализации мероприятий в рамках
каждого блока.
1.Предоставление государственных
услуг юридическим и физическим
лицам
Социальный эффект от реализации
мероприятий данной группы состоит в улучшении
качества жизни населения Республики
в результате повышения качества предоставления
государственных услуг социальной направленности
(образования, здравоохранения, социальной
защиты, культуры). Переход от финансирования
сети учреждений путем индексации расходов
прошлых лет к финансированию государственного
задания на оказание услуг в необходимом
объеме и определенного качества будет
означать подчиненность бюджетного процесса
социально значимым целям.
Экономический эффект будет
складываться из следующих составляющих:
- сокращение неэффективных расходов
бюджетных учреждений вследствие утверждения
нормативов расходов материальных ресурсов
(оценка финансового результата: 5 процентов
от суммы расходов на здравоохранение,
образование, культуру и социальную политику,
или 235 320 тыс. рублей);
- экономия бюджетных средств
за счет прекращения финансирования услуг,
не относящихся к полномочиям субъекта
федерации (оценка финансового результата:
0,5 процента от суммы расходов на здравоохранение, образование,
культуру и социальную политику, или 23
532 тыс. рублей);
- высвобождение бюджетных средств
в результате перевода части учреждений
в автономные (оценка финансового результата:
3 процента от суммы расходов на здравоохранение,
образование, культуру и социальную политику,
или 141 192 тыс. рублей).
2.Внедрение среднесрочного
бюджетирования, ориентированного
на результат
Социальный эффект от реализации
мероприятий данного блока будет следствием
повышения эффективности ведомственных
программ и бюджетных ассигнований, для
которых будут определены критерии эффективности,
в том числе социальной значимости. Кроме
того, принятие трехлетнего бюджета будет
способствовать стабильности и предсказуемости
общественно значимых расходов.
Экономический эффект будет
состоять из следующих компонентов:
- экономия средств на реализацию
ведомственных целевых программ в связи
с принятием критериев эффективности
(оценка финансового результата: 1,5 процента
от суммы расходов на ведомственные целевые
программы, или 8 919 тыс. рублей);
- высвобождение средств от сокращения
(прекращения) финансирования неэффективных
ведомственных целевых программ (оценка
финансового результата: 2,5 процента от
суммы расходов на ведомственные целевые
программы, или 14 865 тыс. рублей);
- экономия средств в связи с
переходом на конкурсное распределение
бюджета вновь принимаемых обязательств
в соответствии с эффективностью планируемых
мероприятий (оценка финансового результата:
0,5 процента от суммы расходов бюджета,
или 67 272 тыс. рублей).
3.Межбюджетные отношения
и качество управления муниципальными
финансами
Социальный эффект будет выражен
в сокращении неравенства доступа к бюджетным
услугам для населения муниципальных
образований вследствие совершенствования
системы распределения межбюджетных трансфертов.
Кроме того, в случае принятия программ
реформирования муниципальных финансов
улучшится качество предоставления бюджетных
услуг по вопросам местного значения.
Экономический эффект ожидается
по следующим направлениям:
- экономия средств в результате
перехода на формализованную методику
распределения субсидий муниципальным
образованиям (оценка финансового результата:
0,7 процента от суммы трансфертов муниципальным
образованиям, или 25 375 тыс. рублей);
- высвобождение средств вследствие
повышения качества управления финансами
и платежеспособности муниципальных образований
(оценка финансового результата: 0,2 процента
от суммы расходов бюджета, или 26 909 тыс. рублей).
4.Повышение качества
финансового менеджмента
Социальный эффект будет результатом
реструктуризации и погашения кредиторской
задолженности бюджетных учреждений,
вследствие чего высвободятся средства,
которые могут быть направлены на улучшение
материально-технической базы учреждений
и повышение качества обслуживания населения
в этих учреждениях. Кроме того, будут
созданы условия для стимулирования деловой
активности населения в результате реструктуризации
собственности.
Экономический эффект будет
состоять из: