Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа
Объектом данной работы являются проведенные органами государственной власти РСО – Алания мероприятия в рамках реализации Программы реформирования региональных финансов РСО – Алания на 2009-2010 годы, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2008 года № 60-рз.
Целью данной работы является исследование достигнутых результатов в процессе реформирования общественных финансов РСО - Алания.
В 1998 г. Правительством РФ была подготовлена, а после согласования в рамках трехсторонней рабочей группы с участием представителей Государственной Думы и Совета Федерации принята «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» (постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 года №862). Концепция представляет собой первую в истории Российской Федерации официальную программу реформирования межбюджетных отношений. Основная цель, которая должна была быть достигнута при реализации Концепции является поэтапный переход к совершенно новому механизму распределения трансфертов из ФФПР, в основе которого лежит принцип сопоставления реальной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с использованием объективных оценок расходных потребностей (индекс бюджетных расходов) и налогового потенциала территории.
Концепцией было установлено, что реформа межбюджетных отношений должна обеспечить:
Возможно выделить три основных направления реформы:
Согласно Концепции, выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам осуществлялось через ФФПР, а также через Фонд компенсаций инвестиционная поддержка региону через Фонд регионального развития и субвенций на дорожное хозяйство, активизация же процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ через Фонд развития региональных финансов.
За период с 1999 по 2001 год был реформирован ФФПР – внедрена новая , кардинально отличающаяся от прежней методика распределения средств, более прозрачная и объективная, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов при одновременном стимулировании проведения рациональной и ответственной бюджетной политики на местах.
Согласно методике реальная бюджетная обеспеченность определяется при помощи специально разработанной формулы, в основе которой лежат два индекса: индекс налогового потенциала и индекс наорговой обеспеченности. Трансферты ФФПР распределяются таким образом, чтобы возросла бюджетная обеспеченность регионов с удельными (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня, обеспечив тем самым наименее развитым регионам минимальный уровень бюджетной обеспеченности.
Все проведенные мероприятия в сочетании с принятием и вступлением в силу первой части Налогового и Бюджетного кодексов РФ свидетельствовали о начале перехода к новой системе оказания финансовой помощи, отвечающей общепризнанным требованиям и принципам, создающей предпосылки для ее законодательного закрепления на среднесрочную перспективу.
В течение 1990-х годов в Российской Федерации наряду с трансфертами из ФФПР существовали и другие каналы предоставления финансовой помощи регионам. В федеральных законах о федеральном бюджете на 1994-2000 годы в раздел «Финансовая помощь бюджетам других уровней» в разные годы за исключением средств из ФФПР включались и другие виды финансовой помощи в числе которых были и субсидии из Фонда реформирования региональных финансов.
Образование Фонда развития региональных финансов произошло в составе расходов федерального бюджета на 2000 и 2001 годы.
Показательным является то, что многие положения Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в последствии нашли отражение в Налоговом и Бюджетном кодексах. Период, в течении которого реализовывалась Концепция представляет собой первую ступень построения бюджетного федерализма в РФ. В 2001 году одновременно с завершением реализации Концепции был начат новый этап реформирования межбюджетных отношений и бюджетного федерализма , основной задачей которого являлось повышение качества управления финансами, ответственности региональных и муниципальных властей за целевое и эффективное использование бюджетных средств, формирование объективных и прозрачных механизмов оказания финансовой поддержки региональным и местным бюджетам.
Несмотря на проведенные в 1990-х гг. реформы, сложившаяся в России система межбюджетных отношений не в полной мере отвечала основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступала большинству федеративных государств, однако формально сохраняла крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Региональные и особенно местные бюджеты были перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты»).
Более 80% налоговых доходов этих бюджетов формировались за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывала стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Ограниченные налогово-бюджетные полномочия региональных и местных органов власти способствовали проведению ими налоговой политики при помощи неформальных инструментов, которые приводили к нарушению условий равной конкуренции, а также ухудшению налогового климата и повышению коррумпированности.
Все это приводило к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению объема и качества бюджетных услуг, подрыву предпосылок для устойчивого экономического роста, усложнению условий для проведения структурных реформ, искажению условий равной конкуренции, ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, дальнейшему усилению межрегиональных диспропорций.
В рамках общей стратегии развития России на среднесрочную перспективу необходимо было перейти на качественно новый этап реформирования системы межбюджетных отношений. В научных исследованиях тех лет, посвященных развивающимся или переходным экономикам, получила распространение концепция федерализма, сохраняющего рынок, или федерализма, создающего рынок,5 основные положения которой сводятся к:
Концепция «федерализма, создающего рынок», нашла отражение в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.7 Целью Программы являлось формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющего органам власти субъектов РФ и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
Одной из основных задач Программы было формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.
В результате реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах были заложены основы новой системы оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. В то же время было необходимо ее дальнейшее развитие. Значительные объемы средств по-прежнему перечислялись в бюджеты субъектов РФ без четко установленных критериев, что приводило к ослаблению финансовой дисциплины и снижению прозрачности межбюджетных отношений. В большинстве субъектов РФ распределение финансовой помощи местным бюджетам по-прежнему строилось на согласовании бюджетных параметров, вне сколько-нибудь прозрачных и объективных критериев и процедур.
Система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении эффективности бюджетных расходов.
Исходя из этого, она должна соответствовать следующим основным требованиям:
1)разделение финансовой
помощи в зависимости от
2)выделение в составе текущей помощи дотаций, субвенций и субсидий, как основных форм финансовой поддержки;
3)распределение финансовой
помощи должно проводиться по
единой методике на основе
формул с проверяемыми (воспроизводимыми)
расчетами и объективных
4)в расчетах бюджетной
обеспеченности не должны
5)методики и процедуры
распределения финансовой
6)жесткость бюджетных
ограничений: утверждение всего
объема финансовой помощи
7)максимально возможная
стабильность (предсказуемость) объема
и принципов распределения
8)установление на федеральном
уровне общих принципов и
В соответствии с этими требованиями финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется через 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Предметом данной работы является реализация на практике идеи создания Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
В составе расходов федерального бюджета на 2000 и 2001 годы был образован Фонд развития региональных финансов. Источником образования Фонда развития региональных финансов стал кредит, выданный Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Средства, выделяемые из Фонда развития региональных финансов, имеющего стимулирующую направленность в оказании финансовой помощи регионам, распределялись между субъектами РФ с целью активизации процессов по финансовому оздоровлению региональных бюджетов, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ.
В 2000 году между Российской Федерацией и МБРР было подписано соглашение о займе на оказание технической помощи реформированию региональных финансов, что являлось в свою очередь прологом образованию Фонда развития региональных финансов.
Правительством РФ и МБРР 7 марта 2000 года было подписано соглашение о реализации проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, вступившее в силу 30 августа 2000 года. Реализация проекта была направлена на повышение эффективности деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по стимулированию экономического развития территории, а также предоставлению населению государственных (муниципальных) услуг.
Информация о работе Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов