Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
 дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
 рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
 проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета 5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета 9
1.3. Классификация расходов бюджета 12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года 16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Сергеевой )))))изм.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективное управления доходами и расходами имеет большое значение в механизме функционирования Федерального бюджета РФ.

Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
  • рассмотреть состав и структуру  доходов и расходов Федерального бюджета;
  • проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.

Объектом исследования в работе является Федеральный бюджет. Предметом исследования является доходы и расходы федерального бюджета РФ.

Выпускная квалификационная работа написана при использовании Бюджетного Кодекса РФ, нормативно-правовых актов, экономической литературы, а так же материалы, полученные из интернета.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе дается описание роли, функциям федерального бюджета и состава, структуры расходов и доходов федерального бюджета. Вторая глава состоит из двух разделов, где проведен анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального бюджета Российской Федерации.

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1. Сущность, функции и  роль Федерального бюджета

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.

Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

  1. Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда. Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.
  2. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП (около 30%) страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.
  3. Контрольная – с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.
  4. Регулирующая – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет.

Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять стимулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета.

Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

 

1.2. Состав и структура  доходов Федерального бюджета

Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы Федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  1. налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  2. налога на прибыль организаций - по нормативу 100 процентов;
  3. налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  4. налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  5. акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  6. акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  7. акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  8. акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  9. акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  10. акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  11. налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  12. налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
  13. налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  14. налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  15. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  16. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  17. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  18. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
  19. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
  20. водного налога - по нормативу 100 процентов;
  21. государственной пошлины - по нормативу 100 процентов.

К неналоговые доходы федерального бюджета по Статье 51:

  1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46, в том числе за счет:
        • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
        • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;
        • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
        • лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
        • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
        • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
        • платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
        • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
        • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
        • консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
        • патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
        • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;
        • сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов;
        • утилизационных сборов - по нормативу 100 процентов.
  2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1, также учитываются:

Информация о работе Доходы и расходы Федерального бюджета