Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РБ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………4
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………
1.2 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.3 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ МИРАВОГО ОПЫТА
3.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правительство США за последние десять лет проводило эмиссию своих бумажных долларов, увеличив внешний и внутренний государственный долг. Однако укрепления американской экономики пропорционально количеству отпечатанных денег не произошло.
Бюджетная политика в период кризиса заключалась в росте бюджетных расходов на фоне сокращения бюджетных доходов, что должно было поддержать спрос, в первую очередь, потребительский. Сложившийся в течение 2009 года дефицит государственного бюджета во многом стал результатом ошибочной налоговой и бюджетной политики предыдущего правительства, усугубленной финансово-экономическим кризисом, и бюджетное управление США повысило прогноз дефицита бюджета с 2010 по 2019 гг. до 9 трлн. долларов.
Масштабное денежное вливание в экономику США привело к падению доллара на 1/5, а девальвация доллара к мировым валютам означала получение американской экономикой конкурентного преимущества за счет всего остального мира. Это преимущество оказалось бы весьма существенным для торгового баланса США, если бы Китай не привязал свой юань к доллару и не поделил вместе с США эти преимущества. Тем не менее, такая политика стала весьма эффективной, поскольку только за счет внутренних резервов США не удалось бы добиться приостановки спада экономики без серьезных и весьма негативных экономических последствий. В итоге бюджетная политика (рост расходов и сокращение налогов за счет внешнего финансирования) сдержала экономический спад в США в 2009 году, хотя к началу устойчивого восстановления экономики так и не привело.
Таким образом, кризисное финансирование в рамках федерального бюджета в 2009 и 2010 финансовых годов объективно способствовало приданию системе федеральных финансов качественно иной и более активной роли в дальнейшем развитии американской экономики, повышению значения социально-экономических услуг и инвестиций федерального правительства США. В этом плане для понимания возможной оценки доли федерального сектора в экономике США имеет следующее принципиально важное обстоятельство. Рекордные абсолютные и относительные значения объёмов расходных статей и дефицита федерального бюджета в 2009 г. были обусловлены тем, что именно 2009 г. стал годом наибольшего падения объёмов реального ВВП и ухудшения других ключевых экономических показателей.
В настоящее время государственная политика направлена на увеличение бюджетных расходов и использование различных налоговых льгот, что поддерживает спрос, в первую очередь, потребительский. Также эффективными мерами явились выкуп ФРС проблемных активов банков и снижение процентных ставок. В целом, данная политика позволила сдержать экономический спад в США в 2009 году.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА
2.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
2. Обязательные платежи
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
К неналоговым доходам относятся доходы:
· от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
· от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
· финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В таблице 1 приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица 1 «Структура доходов Госбюджета» , тыс. руб.
Статья дохода |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
В % 2012к 2013г |
Налоговые доходы |
30 020 678 778,0 |
83 516 278 997,0 |
102 666 653 981,0 |
80,4 |
В том числе Налоги на доходы и прибыль: налог на прибыль |
2 321 941 630,0 2 314 964 030,0 |
4 768 203 681,0 4 760 568 000,0 |
10 460 655 131,0
10 451 200 000,0 |
45,6 45,5 |
налог на доходы |
6 977 600,0 |
7 635 681,0 |
9 455 131,0 |
80,6 |
Налоги на товары (работы, услуги): налог на добавленную стоимость |
19 072 445 225,0 13 454 119 700,0 |
50 111 710 100,0 33 426 478 475,0 |
61 024 495 934,0 41 327 516 371,0 |
82,1 80,9 |
акцизы |
5 369 810 700,0 |
11 337 215 100,0 |
16 434 033 500,0 |
69 |
налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
77 857 000, |
110 000 000,0 |
188 981 500,0 |
58,2 |
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь |
23 650 000,0 |
75 000 000,0 |
117 000 000,0 |
64,1 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 263 913 503,0 |
25 377 834 733,0 |
29 809 230 754,0 |
85,1 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
1 362 378 420,0 |
3 258 530 483,0 |
1 372 272 162,0 |
237,4 |
Неналоговые доходы |
3 588 017 426,0 |
9 255 014 993,0 |
19 049 207 383,0 |
48,6 |
Всего |
33 611 384 915,0 |
92 771 972 225,0 |
121 720 312 608,0 |
76,2 |
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 10,1 % в 2011 году до 5,1 в 2012 году). Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.
Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.
В доходы республиканского бюджета включаются: регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления от разбронирования государственных запасов и резервов; доходы государственных целевых бюджетных фондов; трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80% формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит. Один из источников покрытия бюджетного дефицита -- эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов [6, с. 74].
Республиканский бюджет на 2013 год предусматривает исполнение всех социальных обязательств. Общий объем консолидированного бюджета, который утвержден на 2013 год, составляет более Br197 трлн. Бюджет традиционно сохраняет свою социальную направленность.
Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Проект консолидированного бюджета Беларуси на 2013 год, представленный министром финансов А. М. Харковцом на расширенном заседании Национального собрания 26 сентября 2012 года, предусматривает, что основные траты бюджета пойдут на образование, здравоохранение, сельское хозяйство, ЖКХ, социальную политику и правоохранительную систему.
Общие суммы доходов и расходов проекта бюджета на 2013 год совпадают и равняются 197 трлн. рублей, или $22 млрд.
Так, на поддержку сельскохозяйственного комплекса предусмотрено потратить в 2013 году 14,5 трлн. рублей, или около $1,6 млрд (бюджет верстался из расчета 8950 рублей за доллар), что на $25,9 млн. больше, чем в 2012-м. Кстати, на этом вливания в АПК не заканчиваются — кроме бюджетных средств, сельское хозяйство получит не менее 15,5 трлн. рублей кредитных ресурсов. Общая сумма средств финансирования сельского хозяйства в 2013 году превысит $3,5 млрд. в эквиваленте.
На образование планируется выделить 34 трлн. рублей, или $3,8 млрд. что на $494,1 млн. больше, чем в прошлом году.
В сферу здравоохранения будет вложено примерно 26,3 трлн. рублей, или $2,9 млрд. Другими существенными статьями затрат стали ЖКХ и жилищное строительство — около 14 трлн. рублей, или $1,6 млрд. а также правоохранительная система — 10,9 трлн. рублей, или $1,2 млрд. Траты на правоохранительную систему также выросли в долларовом эквиваленте — на $137,3 млн.
Ниже представлена таблица с расходами бюджета по основным отраслям без учета резервных фондов. Расчет в долларовом эквиваленте производился из официальных данных по среднему курсу за 2011 год — 4624, январь — сентябрь 2012-го — 8267 и прогнозного курса на 2013-й — 8950 белорусских рублей.
2011 |
2012 |
2013 | ||||
млрд рублей |
млн долларов |
млрд рублей |
млн долларов |
млрд рублей |
млн долларов | |
Национальная оборона |
2719,8 |
588,2 |
4923,4 |
595,5 |
6143,2 |
686,4 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
4294,6 |
928,8 |
8917,1 |
1078,6 |
10 882,4 |
1215,9 |
Национальная экономика, в том числе |
15 517,2 |
3355,8 |
27 824,2 |
3365,7 |
29 409,7 |
3286,0 |
Сельскохозяйственная, рыбохозяйственная деятельность |
7977,6 |
1725,3 |
13 189,9 |
1595,5 |
14 511,5 |
1621,4 |
Промышленность, строительство и архитектура |
1324,8 |
286,5 |
3208,3 |
388,1 |
3880,5 |
433,6 |
Транспорт |
1891,1 |
409,0 |
2674,1 |
323,5 |
2734,4 |
305,5 |
Дорожное хозяйство |
2213,4 |
478,7 |
3078,1 |
372,3 |
3503,0 |
391,4 |
Топливо и энергетика |
1221,1 |
264,1 |
4011,1 |
485,2 |
2790,1 |
311,7 |
Охрана окружающей среды |
530,3 |
114,7 |
882,3 |
106,7 |
1144,8 |
127,9 |
ЖКХ и жилищное строительство |
6208,2 |
1342,6 |
11 653,8 |
1409,7 |
14 057,0 |
1570,6 |
Здравоохранение |
10 382,5 |
2245,4 |
20 696,4 |
2503,5 |
26 337,8 |
2942,8 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ |
2594,7 |
561,1 |
5325,0 |
644,1 |
6679,0 |
746,3 |
Образование |
13 711,5 |
2965,3 |
27 331,7 |
3306,1 |
34 011,8 |
3800,2 |
Социальная политика |
7599,6 |
1643,5 |
13 795,9 |
1668,8 |
13 938,7 |
1557,4 |
Льготирование процентов |
2684,0 |
580,4 |
4879,8 |
590,3 |
2824,2 |
315,6 |
Итого расходы бюджета на основные отрасли |
66 242,4 |
14 325,8 |
126229,6 |
15 269,1 |
145428,6 |
16 249,0 |
Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе