Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РБ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………4
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………
1.2 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.3 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ МИРАВОГО ОПЫТА
3.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учитывая позитивный опыт привлечения дополнительных доходов бюджета, на основании предложений отраслевых министерств и государственных концернов Министерством финансов разработан и постановлением правительства от 22 ноября 2007 года № 1623 утвержден план соответствующих мероприятий на 2008 год. Своевременная подготовка проектов решений правительства и Президента Республики Беларусь, направленных на реализацию утвержденных мероприятий, позволила обеспечить в 2008 году прогнозируемые суммы дополнительных поступлений по большинству из них.
В течение первых месяцев 2013 года Министерством финансов была проведена работа по пересмотру установленных ставок государственной пошлины. В результате увеличения их размера, а также уточнения состава отдельных юридически значимых действий и документов, исходя из действующей практики взыскания пошлины, за 2012 год в бюджет дополнительно поступило порядка 16 млрд. рублей.
Значительная часть доходов бюджета получена в 2012 году за счет упорядочения арендных отношений и повышения эффективности использования недвижимости, принадлежащей государству. На протяжении ряда лет по решениям правительства здания и сооружения, находящиеся в республиканской собственности, передавались предприятиям и организациям республики в хозяйственное ведение или оперативное управление на безвозмездной основе. При этом часть зданий предприятия и организации сдавали в аренду, доход от которой использовали на собственные нужды.
В то же время задача государства как собственника имущества состоит в обеспечении его наиболее эффективного использования в интересах всего общества. В этой связи была разработана и утверждена правовая база, позволяющая мобилизовать в бюджет часть доходов от использования государственной собственности. В соответствии с постановлением правительства предприятия и организации перечисляют в республиканский бюджет 50 процентов денежных средств, полученных от сдачи в аренду недвижимости, находящейся в республиканской собственности. Такие меры позволили за 2008 год привлечь в бюджет 5,4 млрд. рублей дополнительных доходов.
В целях изыскания источников финансирования бюджетных расходов изменен порядок пролонгации сроков возврата бюджетных ссуд, введена плата за предоставление гарантии правительства по иностранным кредитам, пересмотрены ставки лицензионных и регистрационных сборов, платы за разрешительные действия государственных органов. Определенных успехов в деле привлечения дополнительных доходов бюджета удалось достигнуть посредством развития добровольных и обязательных видов страхования в республике.
В течение 2012--2013 годов проводится активная работа по развитию лотерейной деятельности. Министерством финансов совместно с Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и республиканским унитарным предприятием «Белорусские лотереи» разработана программа действий на 2012 - 2013 гг., предусматривающая увеличение количества проводимых республиканских лотерей и повышение их привлекательности для населения.
Республиканский бюджет за 2012 год исполнен по доходам на 97,5% к годовому плану, по расходам - на 92,4%.
Активные действия по изысканию дополнительных доходов проводятся территориальными финансовыми органами. Местные власти широко используют предоставленные законодательством права по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога. Удельный вес местных налогов и сборов в общих доходах местных бюджетов составляет 13 %. Еще 3 - 4 % доходной части формируется за счет дополнительных поступлений по налогам на недвижимость, на землю и экологическому налогу.
В 2012 году продолжилась работа, направленная на пополнение доходной части бюджета. Была создана рабочая группа для разработки плана действий по изысканию дополнительных источников поступления средств в бюджет. В рамках проводимых рабочей группой совещаний, разработан и внесен на утверждение правительства очередной план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в республиканский и местные бюджеты. Указанный план включает 7 мероприятий, от реализации которых в 2013 году планируется привлечь в бюджет средств на общую сумму около 70 млрд. рублей. Основные поступления средств предполагается обеспечить за счет введения в республике контрольных знаков на определенный круг товаров, увеличения стоимости акцизных марок и введения повышенных размеров отчисления чистой прибыли высокодоходных республиканских унитарных предприятий.
На 2008г. правительство поставило задачу снижения инфляции до рекордно низкого уровня 108-110%. ВВП должен вырасти на 12-14%, а зарплата рабочих, служащих и колхозников - до $500.
Доходы консолидированного бюджета на текущий год прогнозируются в сумме 25,97 трлн., а без учета ФСЗН и целевых бюджетных фондов они вырастут на 25,8%. Доходы госбюджета вырастут на 21,6%, составив 8,14 трлн.
Основными источниками формирования доходов консолидированного бюджета в 2013 году являются: налог на добавленную стоимость (30,6 процента в доходах без учета доходов Фонда социальной защиты населения и государственных целевых бюджетных фондов), налоги на доходы и прибыль -- 13,1 процента, подоходный налог -- 11,8 процента, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций -- 9,5 процента, акцизы -- 8,1 налоговых и других платежей в бюджет составят 57,3 процента, доходы государственных целевых бюджетных фондов, включая инновационные, -- 16,7 процента, платежи в Фонд социальной защиты населения -- 26 процентов.
Доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки вырастут на 25,3 процента по сравнению с ожидаемым исполнением 2013 года. Они образуются за счет сбора, взимаемого в размере 2 процентов выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в сумме 1360 млрд. рублей), и поступлений от производителей сельскохозяйственной продукции за пользование техникой, полученной на условиях долгосрочной аренды (в сумме 10 млрд. рублей).
Кроме того, объем средств, заложенных в главный финансовый документ страны, позволит обеспечить установленные показатели по увеличению размеров заработной платы к концу следующего года.
3.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Как уже говорилось ранее, целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики [10, с.26].
Осуществление такой бюджетной политики возможно путем решения следующих задач:
- сокращение объема бюджетных
средств, направляемых на прямое
субсидирование отраслей
- совершенствования методов
- направление бюджетных
- отказ от дотирования
- внедрение современных методов
размещения на конкурсной основ
- переход на осуществление
- переход к методу
- отказ от поддержки
коммерчески окупаемых проектов и исключение присутствия государства в потенциально конкурентных между собой инвестиционных проектах;
- рационализация
государственных программ
Действующая практика формирования и исполнения бюджета любого уровня подразумевает контроль за целевым использованием государственных финансовых ресурсов, в котором значительную роль сыграл переход на казначейское исполнение бюджета. Однако эта система не уделяет внимания эффективности распределения финансовых ресурсов. Принцип эффективности управления бюджетными расходами заключается в достижении поставленной цели управления, в частности предоставление бюджетных услуг наилучшего качества при минимальных затратах. На сегодняшний день процесс бюджетирования базируется на принципе планирования и целеполагания «от достигнутого», что не гарантирует эффективность распределения выделяемых ресурсов с точки зрения реализации целей государственной политики и максимального удовлетворения потребностей населения [21, с. 63].
Концепция реформирования государственных и муниципальных финансов республики Беларусь была направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы.
Совершенствование бюджетного процесса в Республике Беларусь предполагает формирование рынка бюджетных услуг в целях повышения эффективности бюджетного финансирования, развития конкурентной среды и, как следствие, повышения качества оказываемых услуг населению.
В настоящее время финансирование бюджетных учреждений и организаций осуществляется без учета приоритетов социально-экономической политики, количества и качества выполняемых работ. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что ограниченные бюджетные ресурсы расходуются нерационально, отдельные, в действительности социально значимые услуги, испытывают дефицит в финансировании. В связи с обозначенной проблемой возникает потребность четкого определения перечня востребованных населением Мордовии бюджетных услуг, ранжирования их по степени социальной значимости, выявления объемов и критериев их качества, а также четких процедур и регламентов их предоставления и финансирования.
Весьма актуальными также представляются разработка и внедрение стандартов качества бюджетных услуг, что позволит осуществить привлечение в сфере оказания социальных услуг негосударственных организации и, следовательно, частных инвестиций. Формирование конкурентной среды на рынке бюджетных услуг способствует формированию государственного заказа и качества предоставляемых услуг.
Существенным фактором повышения эффективности региональной бюджетной политики в социальной сфере является проведение работ, связанных с оптимизацией и реструктуризацией сети региональных бюджетных учреждений в форму негосударственных организаций.
В основу нового механизма формирования бюджетных расходов должны быть положены результаты среднесрочного социально-экономического планирования.
Одним из основных направлений реформирования бюджетного процесса является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В республике утвержден порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
Ориентация бюджета на конечные результаты обеспечивается за счет включения в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Это создает стимулы для оптимизации бюджетных расходов, повышает объективность оценки деятельности министерств [25, c. 10-11].
Новый подход в управлении расходами определяет необходимость создания системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. При этом результат оказания общественной услуги ставится в основу определения величины расходов по различным направлениям бюджетного финансирования.
В рамках разработки механизма повышения эффективности и контролируемости региональных целевых программ необходимо провести анализ эффективности реализации программ в части оценки направлений финансирования и измерения конечного результата проведения мероприятий программы. На основе анализа необходимо усовершенствовать механизм повышения эффективности программ, формализация ориентированности на достижение конкретных результатов социально-экономического развития региона, а также контроля эффективности выполнения целевых программ в целом и на промежуточных этапах. Результатом реформирования станет повышение прозрачности, измеримости, контролируемости и, как следствие, эффективности проводимых мероприятий региональных целевых программ [33, c. 77].
Таким образом, экономическая и социальная политика, проводимая руководством Республики Беларусь, направлена на повышение результативности и эффективности расходов регионального бюджета, совершенствование управления бюджетными расходами и повышения благосостояния региона.
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
На данном этапе совершенствования межбюджетных отношений возникает ряд проблем, решение которых в большинстве случаев зависит от постановки работы в бюджетных организациях. Если бюджетные организации начнут более активно и творчески развивать свою деятельность, то экономические результаты будут выше - вырастут доходы бюджета и, как следствие, улучшится и финансовое состояние бюджетных организаций.
Значительные суммы доходов поступают в бюджет в виде штрафов и удержаний. При жесткой системе штрафов допричисленные суммы платежей становятся невозможными ко взысканию и числятся недоимками. Для бюджета это нежелательная ситуация.
В условиях мирового финансового кризиса возникает потребность поиска новых источников доходов. Так, дополнительные доходы бюджета заложены в возможностях реализации неиспользуемого имущества, изъятии в бюджет внебюджетных доходов организаций, финансируемых из бюджета, в сдаче в аренду и реализации земельных участков и др.
Финансовые органы на местах должны регулярно анализировать каждый доходный источник бюджета и принимать меры по его своевременному поступлению в бюджет в полном объеме. Ими должен проводится мониторинг факторов, повлиявших на исполнение бюджета в отчетном периоде. Следовательно, поступления в бюджет напрямую зависят от деловой активности субъектов хозяйствования с одной стороны, и бюджетной политики государства с другой стороны.
Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе