Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РБ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………4
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………
1.2 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.3 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ МИРАВОГО ОПЫТА
3.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Текст курсовой.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Сокращениям в валютном эквиваленте подверглись такие статьи расходов, как «Топливо и энергетика» (−$173,5 млн), «Социальная политика» (−$111,4 млн) и «Транспорт» (−$17,9 млн).

Основные статьи затрат в процентном отношении

 

2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Сбалансированность всех бюджетов является необходимым условием успешного выполнения задач и функций самого государства и регионов. Именно для достижения сбалансированности бюджетов различных уровней существуют межбюджетные отношения.

Так, например, А.А. Нечай отмечает, что само появление в законодательных актах термина «межбюджетные отношения» говорит не о «противопоставлении», а о взаимном дополнении государственных финансов и финансов местного самоуправления, поскольку и те, и другие используются для удовлетворения различных сторон публичного интереса [15, с. 24].

В Республике Беларусь юридическое закрепление понятия межбюджетных отношений было произведено принятием БК Республики Беларусь, являющегося основным нормативно-правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения. В действующих до этого нормативно-правовых актах, регулирующих сферу бюджетных отношений, данное понятие отсутствовало.

Как мы уже ранее отмечали, в статье 71 БК Республики Беларусь [16] содержится определение, согласно которому под межбюджетными отношениями понимаются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Следует отметить тот факт, что близким по содержанию к понятию межбюджетных отношений, на наш взгляд, выступает бюджетное регулирование, под которым понимается перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности. Данное определение содержалось в статье 1 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 N 192-З с изм. и доп. от 26.12.2007 N 303-З [17], утратившего силу с принятием БК Республики Беларусь. Однако, на наш взгляд, закрепленное в кодексе понятие межбюджетных отношений является более широким, нежели понятие бюджетного регулирования, поскольку включает в себя кроме перераспределения бюджетных ресурсов между бюджетами различных уровней и другие компоненты, манипуляция которыми нацелена на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней. К числу таковых относятся, отмеченные нами ранее, закрепление доходов и расходных полномочий, заимствования на местному уровне.

В статье 71 БК Республики Беларусь, также содержится пояснение того, что регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

Как отмечает, по этому поводу Г.А. Воробей, главной целью регулирования межбюджетных отношений является обеспечение выполнения отнесенных на определенный бюджет всех запланированных за ним расходов путем закрепления определенных ресурсов, которые должны обеспечить бездефицитное исполнение бюджета. Тем самым будет гарантировано выполнение полномочий республиканских органов государственного управления и органов местного управления и самоуправления. Взаимосвязь бюджетов призвана обеспечить именно бездефицитное существование бюджетов всей бюджетной системы [18, с. 262].

В свою очередь, статья 72 БК Республики Беларусь закрепляет принципы, на которых базируются межбюджетных отношения, такие как:

- разграничение  и закрепление доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

- распределение  и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Принцип разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы, на основании которого довольно четко и полно разделены доходы, регулируется 6 главой БК Республики Беларусь.

Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы регламентируется положениями главы 7 БК Республики Беларусь [16].

Принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы означает, что каждый бюджет должен обеспечиваться необходимыми источниками доходов для покрытия отнесенных на него расходов (быть сбалансированным), исходя из нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя страны, а также иных социальных нормативов [18, с. 262].

Система межбюджетных отношений в Республике Беларусь во многом определена сложившимся административно-территориальным делением. Наиболее общие принципы административно-территориального деления предопределили общие подходы к построению местных финансов и бюджетной системы в Беларуси. В настоящее время в республике сложились три уровня административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы первого уровня представлены областями и городом Минском, второй уровень представлен бюджетами районов и городов областного подчинения и, наконец, третий уровень – городами районного подчинения, городскими, сельскими поселками и сельскими населенными пунктами. В соответствии с этим сложились и бюджеты этих уровней [19, с. 61].

Криворотько Ю.В. подчеркивает, что межбюджетным отношениям в Республике Беларусь присущи черты централизованной модели межбюджетных отношений:

повышенная ответственностью центра за состояние местных финансов (доведение показателей до местных бюджетов, ответственность за дефицит местных бюджетов и другое);

ограничение самостоятельности низовых властей в вопросах установления налоговых ставок и налоговых баз, мелочная опека низовых бюджетов вышестоящими органами государственного управления;

наличие развитого внутриобластного механизма перераспределения денежных средств между уровнями управления через дифференциацию нормативов разделения закрепленных и собственных налогов и доходов [19, 63].

Согласно пункту 1.36 статьи 2 БК Республики Беларусь [16] межбюджетные трансферты – это бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе. Данное понятие законодательно закреплено в целях упорядочения регулирования перечислений между бюджетами разных уровней.

Формы межбюджетных трансфертов выделены в пункте 1 статьи 75, а именно: «Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с настоящим Кодексом».

Раскрытие понятий дотация и субвенция дается в статье 2 БК Республики Беларусь, подпункты 1.33 и 1.51:

дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;

субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Формы межбюджетных трансфертов зависят от уровня бюджета, из которого они предоставляются. Детально правовой режим дотаций, субсидий, субвенций установлен главой 12 БК Республики Беларусь. В статье 75 содержатся положения относительно условий предоставления межбюджетных трансфертов, а именно, пункт 2 устанавливает, что дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет предоставляется в случае превышения прогнозного объема расходов местного бюджета над прогнозным объемом его доходов.

Однако, в части второй пункта 2 статьи 75 отмечается, что предоставление дотаций из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет может быть осуществлено только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов по необходимым для сбалансированности бюджета нормативам отчислений от доходов, определенным БК Республики Беларусь.

В пункте 3 статьи 75 отмечены условия предоставления межбюжетного трансферта из нижестоящего бюджета в вышестоящий: «Межбюджетный трансферт из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет передается в случае превышения прогнозного объема доходов местного бюджета над прогнозным объемом его расходов».

Пункт 4 статьи 75 также содержит указание на то, что объем межбюджетных трансфертов в форме дотаций на планируемый период определяется на основе разницы между прогнозным объемом доходов и прогнозным объемом расходов соответствующего местного бюджета, порядок расчетов которых содержится в пункте 5 статьи 75, а также в статье 76.

Так, прогнозный объем доходов местного бюджета рассчитывается с учетом налогового потенциала административно-территориальной единицы, а прогнозный объем расходов местного бюджета - с учетом нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Дотация, субвенция или иной межбюджетный трансферт могут также предоставляться в текущем финансовом году в случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов бюджета, указание на что содержится в норме статьи 75 (пунк 6), а также статьи 101 (пункт 7).

Пункты 1, 3 статьи 77 БК Республики Беларусь определяют условия предоставления субвенций. Так, субвенции предоставляются другому бюджету при передаче полномочий на осуществление функционального вида расходов, закрепленного за бюджетом в соответствии с настоящим Кодексом, и используются по целевому назначению.

Неиспользованные и использованные не в полном объеме субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

В заключение отметим следующее, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими межбюджетные отношения в Республики Беларусь являются: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, которые регулируют основные положения и принципы функционирования как бюджетной системы страны в целом, так и межбюджетных отношений в частности. Кроме того, межбюджетные отношения регулируются ежегодным Законом «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год, который определяет нормативы разделения общегосударственных налогов, состав собственных и закрепленных за местными бюджетами налогов, размеры налоговых ставок и налоговых баз, общие размеры дотаций, субвенций и субсидий, направляемых из республиканского бюджета в местные бюджеты.

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ в контексте мирового опыта

3.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТА

Реформирование отечественной налоговой системы, направленное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приводит к сокращению доходов государственного бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня социальной защищенности граждан республики требует значительных бюджетных расходов. Возникающая в исполнении бюджета напряженность создает необходимость изыскания дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что традиционные налоговые источники увеличения доходной части в большинстве своем исчерпаны, дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Поэтому одной из главных экономических задач является изыскание резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов. От того, насколько оперативно и качественно решается эта задача, и будет зависеть уровень исполнения бюджета.

Работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов ведется с момента обретения республикой суверенитета. Но в последние годы это направление деятельности приобретает системный характер.

Законом о бюджете Республики Беларусь на 2013 год на правительство возлагалась обязанность обеспечить в течение года привлечение дополнительных доходов для финансирования приоритетных направлений бюджетной политики. Министерством финансов совместно с отраслевыми республиканскими органами государственного управления разработан годовой план мероприятий по обеспечению дополнительных доходов бюджета, утвержденный впоследствии распоряжением премьер-министра Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 89р.

В рамках реализации мероприятий плана пересмотрены перечень подакцизных товаров и уровень ставок на отдельные их виды. По результатам проведенной работы с 1 февраля 2007 года установлена ставка акцизов на моторное масло для дизельных и карбюраторных двигателей. Поступления акцизов по данной товарной позиции составили в январе--сентябре 2008 года -- 2,2 млрд. рублей. На основании анализа рынка алкогольной продукции и показателей финансово-хозяйственной деятельности, крупнейших ликероводочных заводов в 2013 году были увеличены ставки акцизов на водку и крепкие ликероводочные изделия. За счет увеличения ставок акцизов, где по сравнению с учтенными при планировании доходной части бюджета обеспечены дополнительные поступления в сумме более 35 млрд. рублей.

Одно из стратегических направлений увеличения доходов бюджета -- использование выгодного географического положения республики, через которую проходят основные транспортные потоки. Поэтому особое внимание уделяется развитию придорожного и приграничного сервиса. Предприятиями быстрого питания и кафе, магазинами и автозаправочными станциями, созданными для оказания услуг в приграничных зонах и на магистральных автомобильных дорогах, перечислено в бюджет в 2012 году более 1 млрд. рублей налогов и сборов.

В целях реализации мероприятий утвержденного плана в республике введен сбор с физических лиц при пересечении границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты. Новый сбор позволил привлечь значительные средства в местные бюджеты приграничных районов Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областей, городов Бреста и Гродно. В 2012 году в доход бюджета поступило 4,4 млрд. рублей сбора, за январь-сентябрь 2013 года -- 7,1 млрд. рублей.

В 2012 году местными органами власти реализован комплекс мер по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. На коммунальные службы или созданные специализированные предприятия были возложены функции взимания почасового сбора за стоянку или парковку автомобильного транспорта в специально оборудованных местах. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей. Согласно Закону Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. N 423-З «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год», был утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета за 2013 год по доходам в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей и по расходам в сумме 121 720 312 608тыс. рублей.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе