Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного устройства в Российской Федерации.
Объектом: Бюджетная система РФ, ее структура, принципы и перспективы развития межбюджетных отношений.
Задачами:
- обосновать социально-экономическую сущность бюджета;
- рассмотреть бюджетное устройство в РФ;
- провести сравнительный анализ бюджетной системы РФ с бюджетными системами развитых зарубежных стран;
- охарактеризовать принципы бюджетного устройства в РФ;
- выявить перспективы развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…….. 3
ГЛАВА I. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………………………………….5
I.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции……...5
I.2 . Бюджетная система РФ……………………………………………….9
I.3 Доходы и расходы бюджета……………………………………………20
ГЛАВА II. Принципы бюджетной системы…………………………….……29
ГЛАВА III. Межбюджетные отношения РФ …………………..….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..…………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..……………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Finansi_kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

    Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с новой редакцией Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 12.08.2004 года) предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней:

  • муниципальных районов (городских округов);
  • поселений;     

   Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если настоящим Кодексом предусматривается  регулирование определенных отношений  законом о бюджете, для органов  местного самоуправления, эти отношения  должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами, о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

       Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

      Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

      Местные бюджеты - каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

      Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

      Использование  органами местного самоуправления  иных форм образования и расходования  денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в  соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

      Бюджеты субъектов Российской Федерации -  каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

      Бюджет  субъекта Российской Федерации  (региональный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств,  в расчете на финансовый год,  предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Использование  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования  денежных средств, для исполнения  расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

      В бюджетах  субъектов Российской Федерации  в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации  раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

      Бюджет  субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав  субъекта Российской Федерации  (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют  консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

      Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

      Использование  федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и  свод бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов и территориальных  государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

      Совокупность всех видов бюджетов РФ образует консолидированный бюджет (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета межбюджетных трансфертов). Термин «консолидированный бюджет» используется для обозначения свода бюджетов соответствующей территории:

  • России в целом;
  • субъекта Российской Федерации;
  • муниципального образования, имеющего административно-территориальное деление;

       Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа складывающихся пропорций в бюджетной сфере. В обязательном порядке он представляется в органы законодательной (представительной) власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается [1, ст. 10-15].

 



 



 

 


 

Рис. 2 Структура консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблица 1):

Таблица 1

 

Основные параметры  бюджетной системы 

Российской  Федерации

млрд. рублей

 

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы, всего

13 321,7

15 675,2

21 218,1

23 018,2

24 084,9

26 543,4

29 514,5

%% к ВВП

34,3

34,7

38,9

38,0

36,6

36,2

36,2

в том числе:

             

Федеральный бюджет

7 337,8

8 305,4

11 367,7

12 677,0

12 395,4

13 642,2

15 223,7

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 506,4

4 814,5

6 162,6

7 168,2

7 768,0

8 434,7

9 269,9

- в том числе  доходы без учета межбюджетных трансфертов

1 373,6

2 034,8

3 593,4

3 723,0

4 363,4

4 867,4

5 401,0

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 924,2

6 534,1

7 641,0

7 923,8

8 562,9

9 201,0

9 995,6

- в том числе  доходы без учета межбюджетных  трансфертов

4 438,1

5 136,9

6 009,3

6 618,2

7 326,1

8 033,8

8 889,8

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

551,3

574,9

904,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

- в том числе  доходы без учета межбюджетных  трансфертов

172,2

198,1

247,7

0,0

0,0

0,0

0,0

Расходы, всего

16 027,1

17 570,5

20 357,6

22 802,0

24 949,2

26 865,8

29 280,5

%% к ВВП

41,3

38,9

37,3

37,6

37,9

36,6

35,9

в том числе:

             

Федеральный бюджет

9 660,1

10 117,5

10 925,6

12 745,1

13 387,3

14 101,9

15 316,0

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

6 066,7

5 981,6

6 747,1

8 316,8

9 107,5

9 855,0

10 975,5

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 555,0

4 779,5

5 730,1

6 876,2

7 517,2

8 214,6

8 917,8

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

3 425,6

4 670,9

5 420,8

5 985,5

6 466,4

7 002,5

7 490,6

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 253,5

6 634,1

7 676,1

7 931,5

8 686,1

9 283,8

10 021,4

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

5 984,2

6 343,8

7 306,3

7 628,0

8 343,5

8 815,2

9 406,2

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

550,6

574,2

883,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 705,4

-1 895,3

860,5

216,2

-864,3

-322,4

234,0

%% к ВВП

-7,0

-4,2

1,6

0,4

-1,3

-0,4

0,3


 

Доля федерального бюджета  в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году [7].

В разных странах  бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место  в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран  отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются  общенациональные экономические и  социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Информация о работе Бюджетная система РФ