Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного устройства в Российской Федерации.
Объектом: Бюджетная система РФ, ее структура, принципы и перспективы развития межбюджетных отношений.
Задачами:
- обосновать социально-экономическую сущность бюджета;
- рассмотреть бюджетное устройство в РФ;
- провести сравнительный анализ бюджетной системы РФ с бюджетными системами развитых зарубежных стран;
- охарактеризовать принципы бюджетного устройства в РФ;
- выявить перспективы развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…….. 3
ГЛАВА I. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………………………………….5
I.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции……...5
I.2 . Бюджетная система РФ……………………………………………….9
I.3 Доходы и расходы бюджета……………………………………………20
ГЛАВА II. Принципы бюджетной системы…………………………….……29
ГЛАВА III. Межбюджетные отношения РФ …………………..….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..…………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..……………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Finansi_kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

5. Принцип сбалансированности  бюджета выражается в том, что  объем предусмотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и  поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности  предусматривает следующее:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;

— секретные статьи могут  утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресное  и целевого характера бюджетных  средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации [6, с12-14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Межбюджетные отношения РФ.

      Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения организуются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных основах (принципах). Условно принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

      Бюджетный, или фискальный, федерализм  — это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов общества в целом. Основная проблема бюджетного федерализма — в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко и на постоянной основе распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Важное значение в построении межбюджетных отношений  уделяется межбюджетным трансфертам, которые представляют собой средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом передача средств может осуществляться на безвозмездной основе (в форме дотаций, субвенций, или субсидий) или на возвратной основе (в форме бюджетных кредитов). В БК установлены следующие определения видов межбюджетных трансфертов:

      дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах;

      субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

      субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

      бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

      Предоставление безвозмездных средств  должно осуществляться через специальные фонды, формируемые в составе федерального бюджета — для бюджетов субъектов РФ; в составе бюджета субъекта РФ — для местных бюджетов. Таким образом, с 2005 г. в России действует принципиально новая система межбюджетных отношений, направленная на достижение задач социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов, муниципальных образований.

Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджетная политика в  сфере межбюджетных отношений в 2013 – 2015 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- финансовое обеспечение  перераспределения полномочий между  уровнями публичной власти;

- обеспечение сбалансированности  бюджетов бюджетной системы, в  том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов, а также стимулирования по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;

- укрупнение межбюджетных  трансфертов в рамках ключевых  направлений государственной политики;

- повышение предсказуемости  распределения межбюджетных трансфертов.

Оценка исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  на 2012 - 2015 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации  и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы (таблица 5).

Таблица 5

 

Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в 2013-2015 годах

млрд. рублей

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

Доходы, всего

7 923,7

103,7

8 562,9

108,1

9 201,0

107,5

9 995,6

108,6

в том числе:

               

налоговые и неналоговые  доходы

6 618,1

113,6

7 326,1

110,7

8 033,8

109,7

8 889,8

110,7

межбюджетные трансферты

1 305,6

88,8

1 236,8

94,7

1 167,2

94,4

1 105,8

94,7

Расходы, всего

7 931,5

103,3

8 686,1

109,5

9 283,8

106,9

10 021,4

107,9

Дефицит

-7,7

 

-123,2

 

-82,8

 

-25,8

 

 

При оценке расходов учитывались  предложения по:

- реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений;

- обеспечению размера заработной платы учителей общеобразовательных учреждений на уровне   средней заработной платы в экономике;

- увеличению расходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с деятельностью дорожных фондов субъектов Российской Федерации;

- ежегодной индексации  расходов на социальное обеспечение  населения, услуги связи, транспортные  и коммунальные услуги, содержание  имущества, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции.

В 2013 году поступления  налоговых и неналоговых доходов  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  оцениваются в сумме 7 326,1 млрд. рублей или с ростом на 10,7% к оценке 2012 года, в 2014 году - 8 033,8 млрд. рублей (с ростом на 9,7%), в 2015 году - в сумме 8 889,8 млрд. рублей (с ростом на 10,7 процента).

Оценка объема расходных  обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  производилась с учетом исполнения за 2011 год и оценки параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2012 год.

Расходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  оцениваются в 2013 году в сумме 8 686,1 млрд. рублей с ростом к оценке 2012 года на 9,5%, в 2014 году - 9 283,8 млрд. рублей (с ростом на 6,9% к уровню 2013 года), в 2015 году - 10 021,4 млрд. рублей (с ростом на 7,9% к уровню 2014 года).

Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2013 году в сумме 123,2 млрд. рублей, в 2014 году – 82,8 млрд. рублей, в 2015 году – 25,8 млрд. рублей.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Для обеспечения выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации сформирована система межбюджетных трансфертов (таблица 6).

Таблица 6

 

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета

бюджетам субъектов  Российской Федерации

 

                  млрд. рублей

Наименование

2012 год

(закон)

 

доля (%)

2013 год

2014 год

2015 год

проект

в %

к 2012 г.

доля (%)

проект

в %

к 2013 г.

доля (%)

проект

в %

к 2014 г.

доля (%)

Межбюджетные трансферты

1 305,6

100,0

1 236,8

94,7

100,0

1 167,2

94,4

100,0

1 105,8

94,7

100,0

в том числе:

                     

дотации

502,3

38,5

593,9

118,2

48,0

584,7

98,5

50,1

571,8

97,8

51,7

субсидии

498,4

38,2

357,3

71,7

28,9

303,5

84,9

26,0

254,5

83,8

23,0

субвенции

264,3

20,2

248,9

94,2

20,1

245,5

98,6

21,0

248,4

101,2

22,5

иные межбюджетные трансферты

40,6

3,1

36,7

90,4

3,0

33,5

91,3

2,9

31,1

92,8

2,8

Информация о работе Бюджетная система РФ