Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного устройства в Российской Федерации.
Объектом: Бюджетная система РФ, ее структура, принципы и перспективы развития межбюджетных отношений.
Задачами:
- обосновать социально-экономическую сущность бюджета;
- рассмотреть бюджетное устройство в РФ;
- провести сравнительный анализ бюджетной системы РФ с бюджетными системами развитых зарубежных стран;
- охарактеризовать принципы бюджетного устройства в РФ;
- выявить перспективы развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…….. 3
ГЛАВА I. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………………………………….5
I.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции……...5
I.2 . Бюджетная система РФ……………………………………………….9
I.3 Доходы и расходы бюджета……………………………………………20
ГЛАВА II. Принципы бюджетной системы…………………………….……29
ГЛАВА III. Межбюджетные отношения РФ …………………..….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..…………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..……………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Finansi_kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

 

Указанная система должна быть направлена на финансовое обеспечение  первоочередных расходов, связанных  с выплатой заработной платы, социальным обеспечением, предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также на поддержку реализации основных направлений государственной политики на региональном и местном уровне.

Общий объем межбюджетных трансфертов на 2013 год предусмотрен в объеме 1 236,8 млрд. рублей, в том числе дотации – 593,9 млрд. рублей (48,0 % от общего объема трансфертов), субсидии – 357,3 млрд. рублей (28,9%), субвенции – 248,9 млрд. рублей (20,2%), иные межбюджетные трансферты – 36,7 млрд. рублей (3,0%).

Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов Российской Федерации.

Реализация финансового  обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации  будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Данный вид финансовой помощи должен стать основным видом межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков разбалансированности региональных и местных бюджетов предусматривается индексация данного  вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2012 год.

В связи с увеличением  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2013-2015 годах на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года планируется дополнительное увеличение финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013-2015 годах на 100,0 млрд. рублей ежегодно.

Указанные средства будут предоставляться на осуществление социально-значимых расходов субъектов Российской Федерации, в том числе на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, ликвидацию очереди в дошкольных образовательных учреждениях, оказание дополнительной социальной помощи семьям, имеющим 3-х и более детей.

В рамках реализации положений  Концепции межбюджетных отношений  и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г.   № 1123-р, в федеральном бюджете, начиная с 2013 года, будет проведена консолидация выделяемых из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО) дотаций и иных межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры в единый межбюджетный трансферт, предоставляемый в форме дотации.

Предлагаемые изменения  формы предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО позволят повысить самостоятельность органов местного самоуправления в выборе приоритетов финансирования объектов инфраструктуры и использовании средств федерального бюджета и соответствуют задачам Бюджетных посланий Президента России  за последние годы, в которых неоднократно подчеркивалась необходимость развития самостоятельности органов местного самоуправления в использовании средств местного бюджета, в том числе путем предоставления необусловленных межбюджетных трансфертов.

В целях обеспечения  эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам ЗАТО на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, и ответственности органов местного самоуправления ЗАТО за достижение показателей обеспеченности объектами инфраструктуры предусматривается заключение трехсторонних соглашений между Министерством финансов Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления ЗАТО. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013 году предусмотрены в объеме 357,3 млрд. рублей.

В 2012 году в федеральном  бюджете предусмотрено предоставление почти 100 видов субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации. В рамках формирования федерального бюджета по программно-целевому принципу необходимо консолидировать  действующие в настоящее время субсидии в единые в рамках соответствующих госпрограмм по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета. Такое объединение позволит расширить бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации по управлению средствами, поступающими из федерального бюджета.

Начиная с 2012 года распределение  всех межбюджетных трансфертов утверждается приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, либо актами Правительства Российской Федерации. Следующим этапом формализации распределения  межбюджетных трансфертов актами более высокой юридической силы является переход к распределению максимального количества межбюджетных трансфертов федеральным законом о федеральном бюджете с целью повышения прозрачности, а также более точного и эффективного планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Данное положение касается в первую очередь субсидий.

В связи с этим, главные  распорядители средств федерального бюджета по соответствующим межбюджетным субсидиям должны в установленные  сроки представить предложения по распределению указанных субсидий между субъектами Российской Федерации для включения в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Источником финансового  обеспечения осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются субвенции из федерального бюджета.

Общий объем субвенций  из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации предусмотрен в объеме 248,9 млрд. рублей.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации  по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 декабря 2011 года проводится работа по формированию предложений по обмену полномочиями между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В случае принятия решения о «делегировании» отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение предлагается осуществлять в форме субвенций.

С учетом перераспределения  полномочий  необходимо провести консолидацию предоставляемых из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  субвенций (за исключением субвенций  на финансовое обеспечение «делегированных» публичных нормативных обязательств) в рамках основных мероприятий разрабатываемых в настоящее время государственных программ Российской Федерации.

В рамках подготовки проекта  федерального бюджета на 2013 – 2015 годы рассматривается предложение по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.  Предлагается закрепить с 1 января 2013 года указанное полномочие за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением в 2013 году межбюджетной субсидии на ликвидацию очереди состоящих на учете ветеранов Великой Отечественной войны по состоянию на 1 января 2013 года.

В условиях повышения  самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не теряет актуальности оценка эффективности их деятельности. Механизм финансового поощрения субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов в сфере привлечения инвестиций, развития промышленности и, как результат, увеличения налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы, запущенный в 2011 году, будет продолжен с учетом совершенствования системы оценки. В федеральном бюджете на указанные цели предусмотрено 10,0 млрд. рублей.

Определенным риском в сфере исполнения региональных и местных бюджетов является высокий уровень их долговой нагрузки, который оказывает существенное влияние на исполнение региональных и местных бюджетов. По состоянию на 1 января 2012 года в 15 субъектах Российской Федерации соотношение объема государственного и муниципального долга к доходам без учета безвозмездных поступлений превышает 50 процентов.

В такой ситуации от органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления требуется  крайне взвешенная долговая политика.

Субъекты Российской Федерации, в первую очередь у  которых доходы зависят от динамики общеэкономической конъюнктуры  и от места регистрации крупных  налоговых налогоплательщиков, должны формировать фонды финансовых резервов – Резервные фонды субъектов Российской Федерации.

В настоящее время  рассматриваются предложения по установлению дополнительных мер ответственности  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и ухудшение финансового положения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В этой связи важным элементом  межбюджетных отношений продолжает оставаться мониторинг качества управления региональными финансами, в том  числе в сфере перехода к программно-целевым методам организации бюджетного процесса. С целью внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов будет продолжено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Стимулирование  вышеуказанных  преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также внедрению лучших практик в сфере управления бюджетными расходами.

В 2012 году необходимо внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, направленные на укрепление доходов местных бюджетов  путем совершенствования  специальных налоговых режимов для обеспечения, начиная с 1 января 2013 года,   зачисления  поступлений в доходы  местных бюджетов от единого сельскохозяйственного налога и  налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 100 %.

В  связи с тем, что  утверждение правил  благоустройства  территории  закреплено в качестве обязанности органов  местного самоуправления поселений и городских округов и  в  целях  стимулирования  их деятельности  по улучшению  уровня благоустройства (в том числе санитарного состояния территории), активизации  работы  по привлечению нарушителей  к ответственности, повышения собираемости  штрафов  и минимизации  ущерба  территории, причиняемого  такими нарушениями, необходимо передать в доходы  бюджетов поселений и  городских округов поступления от уплаты  денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение  правил благоустройства территорий.

В целях совершенствования  межбюджетных отношений на региональном уровне будет разработан проект изменений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильности объемов региональных фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований, внедрение механизмов дифференцированного  контроля за исполнением  органами местного самоуправления бюджетно-финансовых полномочий в зависимости от их «дотационности». Соответствующие задачи поставлены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в связи с необходимостью обеспечения повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов [7].

Таким образом, решение основных проблем бюджетного федерализма и, в частности, межбюджетных отношений зависит прежде всего от своевременного перечисления в регионы трансфертов из федерального бюджета. Причина такой зависимости – финансовая слабость предприятий, их пораженность экономическим кризисом. Достаточно сказать, что объемы просроченной задолженности по платежам в бюджет сегодня больше, чем суммарный объем налоговых доходов консолидированного бюджета. В отдельных республиках (Алтай, Саха, Бурятия) более половины предприятий являются убыточными, причем в большинстве случаев не осуществляется их банкротство.

Жесткие меры по стабилизации финансовой системы страны привели  к снижению уровня реальных доходов  населения.

В силу известных причин фактически раздельно функционируют финансовый сектор экономики и производство, которое работает на основе бартера и взаиморасчетов.

Отсутствие эффективных  стимулов повышения доходности территориальных  бюджетов привело к появлению  большого числа хронически дотационных  территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

Информация о работе Бюджетная система РФ