Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Бюджету"

Вложенные файлы: 1 файл

моя контрльная по ФП.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований. Соответственно в Кемеровской области существуют следующие местные бюджеты: 20 городов, 19 сельских районов, 23 поселков городского типа и 167 поселков.

     На  территории РФ ежегодно составляются консолидированные бюджеты.

     Ст. 6 БК РФ - Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

     Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего национально-государственного или  административно-территориального образования  и бюджеты нижестоящих территориальных  уровней - бюджеты городов, районов, областей, краев и т.д.

     Значение  такого бюджета - он используется для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.

     В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в РФ стали сводиться с дефицитом, разбалансированность расходов и доходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию, сокращает реальные доходы населения, уменьшает платежеспособность.

     В условиях кризиса важно обеспечить, хотя бы необходимый бюджетный минимум, или минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета, бюджета города, района, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.

     Бюджет - это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Дайте  точное название  всех самостоятельных  и консолидированных  бюджетов в бюджетной  системе РФ. Покажите  виды государственных  и муниципальных  бюджетов в этой  системе. Назовите  требования, предъявляемые  принципами самостоятельности бюджетов и единства бюджетной системы. Нет ли между ними противоречий в общей системе бюджетного федерализма?  
 

     Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

     Следовательно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

     Кроме федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

     В Российской Федерации формируется  особая национальная система бюджетного федерализма. Общеэкономическими критериями российского федерализма являются:

     - обеспечение единства и целостности государства;

     - развитие и капитализация единого российского рынка;

     - выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной базы;

     - демократизация межбюджетных отношений.

     Принципы  бюджетного федерализма определены Конституцией Российской Федерации  и бюджетно-налоговым законодательством:

     - разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

     - исключительные полномочия Российской Федерации в отношении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития, совместное с субъектами Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; самостоятельность субъектов Федерации в регулировании бюджета и бюджетной системы субъекта Федерации;

     - возможность взаимной передачи бюджетных полномочий органами исполнительной власти;

     - наделение законодательных органов субъектов Федерации правом законодательной инициативы в области бюджетного устройства, бюджетного процесса и бюджетно-налоговой политики;

     - предоставление субъектам Федерации через Совет Федерации Федерального Собрания бюджетных и финансовых полномочий в рассмотрении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, вопросов финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; юридическое отделение местных бюджетов (бюджетов органов местного самоуправления) от государственной бюджетной и налоговой систем.

     Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации  определяются общим конституционным  положением: "Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти" (ст. 73 Конституции Российской Федерации).

     Из  этого положения и из указанных выше бюджетных полномочий Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно формировать и исполнять бюджета субъектов Федерации, создавать свою бюджетную систему, определять свой бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство.

     Самостоятельность и обособленность бюджетов разных уровней  означает:

- право  законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие  собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня, определяемых  законодательством Российской Федерации;

- законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и налоговым законодательством РФ;

- право  самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов, источники финансирования  их дефицитов, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, или сумм экономии;

- недопустимость  компенсации потерь в доходах  и дополнительных расходов за  счет бюджетов других уровней,  за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства.

     Нарушение принципов взаимодействия бюджетов ослабляет всю систему бюджетного федерализма и может служить  причиной нежелательных тенденций  к унитаризации или излишней децентрализации (конфедерализации) межбюджетных связей. На практике нарушение принципов взаимодействия бюджетов ведет к росту противоречий в межбюджетных отношениях, столкновению интересов Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Укрепление  федерального бюджета как основы устойчивости всего здания бюджетного федерализма должно проявиться в развитии функций консолидированного бюджета Российской Федерации и соответственно консолидированных бюджетов республик, краев, областей.

     В современных условиях консолидированный  бюджет почти не имеет активных функций  в финансовой политике и финансовом механизме, поскольку это скорее статистико-аналитическая категория, а не финансовый инструмент и реальный фонд денежных ресурсов.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации - это расчетный  годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы Российской Федерации, денежно-кредитной системы и экономики Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Изобразите схему бюджетного периода финансового года, покажите бюджетный год. Определите период бюджетного планирования, выделите стадии бюджетного процесса, счетный период. Раскройте сущность и содержание каждой стадии бюджетного процесса. Какие особенности проявились в бюджетном планировании, исполнении и отчетности федерального бюджета прошлого года? 

 

 

Рисунок 2 – Схема бюджетного процесса

     Вопросы организации Бюджетного процесса в  РФ регулируется Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ и другими нормативно-правовыми  актами.

      Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

      Бюджетный процесс охватывает пять стадий бюджетной деятельности:

  1. Составление проекта бюджета.
  2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  3. Исполнение бюджета.
  4. Составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

1 стадия. Составление проекта федерального  бюджета

      Главная задача бюджетного планирования –  определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью  финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной  власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных  прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

      Правовой  основой бюджетного планирования является Бюджетный Кодекс РФ (ст.169-184).

      Методической  основой  составления бюджетов служит Положение «О разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год».

      Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства РФ, исполнительных органов  власти субъектов РФ и муниципальных  образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Минфином и территориальными финансовыми органами.

      Проект  федерального бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ по поручению  Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев  до начала бюджетного периода.

Проект  федерального бюджета разрабатывается  в три этапа.

      На  первом этапе формирования проекта  бюджета Минэкономразвития РФ до 10 февраля разрабатывает (обновляет) сценарные условия экономического и социального развития на планируемый  год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны, а также основные показатели сводного финансового баланса России.

      После одобрения (до 1 апреля) Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ до 20 мая разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. Кроме того, рассматриваются положения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

      Все эти материалы и расчеты до 8 июня направляются на рассмотрение Правительства  РФ. После их принятия правительством РФ (до 15 июня) они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

      Затем Министерство Финансов до 20 июня направляет субъектам бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов и методические указания по их распределению на очередной  год между главными распорядителями средств федерального бюджета, статьями функциональной и экономической классификации расходов бюджета РФ, бюджетными целевыми программами.

Информация о работе Бюджетная система РФ