Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется,
прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования федерального бюджета РФ……5
1.1. Содержание, значение и задачи бюджетного планирования……………..5
1.2. Процесс разработки и утверждения государственного бюджета………10
2. Анализ основных параметров бюджета РФ и направления совершенствования бюджетного процесса………………………………….23
2.1. Анализ прогнозных показателей бюджетных доходов и расходов в 2011-2013 годах………………………………………………………………………..23
2.2. Совершенствование правового механизма составления и рассмотрения проекта федерального бюджета………………………………………………...28
Заключение……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система. Бюджетное планирование.doc

— 948.00 Кб (Скачать файл)

Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства - это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств составляют платежные и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Расходы бюджета могут быть сокращены. Если финансирование из бюджета сокращается не более чем на 5%, то ввести режим сокращения расходов может руководитель финансовых органов. Если финансирование сокращается более чем на 5%, но меньше чем на 10%, то ввести режим сокращения расходов могут Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Если финансирование сокращается более чем на 10%, то орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете10.

Возможна блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использовании бюджетных средств).

Если доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон о бюджете не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в закон о бюджете.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, доведенного до получателя.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.

Если лимит бюджетных средств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев сокращения и блокировки расходов бюджета), то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется в соответствии с судебным актом.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета - законодательный орган.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие также 31 декабря.

Итого стадии бюджетного процесса можно представить следующим образом.

Рис. 4. Стадии бюджетного процесса

Контроль за исполнением бюджета осуществляют законодательные органы. Существуют следующие формы контроля:

  • предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;
  • текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);
  • последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры (рис.5).

 

Рис. 5. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства11

 

Применять эти меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для применения вышеназванных мер могут быть:

  • неисполнение закона о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств;
  • неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами;
  • неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств;
  • предоставление бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций с нарушением установленного порядка и др. (Приложение 1)

В основе бюджетного процесса лежат присущие бюджетному процессу принципы: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; самостоятельность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета.

Соблюдение вышеуказанных принципов дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для государства.

Определив теоретические и методологические основы бюджетного процесса, проведем анализ основных параметров бюджета РФ и определим направления совершенствования бюджетного процесса.

 

 

2.  Анализ основных  параметров бюджета РФ и направления совершенствования бюджетного процесса

2.1.  Анализ прогнозных показателей бюджетных доходов и расходов в 2011-2013 годах

В федеральном бюджете на 2011–2013 годы нашли отражение принципиально новые подходы, направленные на восстановление макроэкономической сбалансированности, постепенное снижение дефицита бюджета, а также на создание условий для модернизации экономики. В принципе при его формировании были решены три ключевые задачи: первая — гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами страны, вторая — продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры и третья — сохранить макроэкономическую стабильность.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и характеризуются следующими данными (Приложение 2, рисунок 6)12.

Рис. 6. Динамика ключевых показателей федерального бюджета

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 16,8% в 2013 году (таблица 2).

 

Таблица 2. Динамика доходов федерального бюджета (млрд. рублей)13

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

проект

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

9275,9

7337,8

7860,9

8844,6

9503,5

10379,9

в %% к ВВП

22,4

18,8

17,4

17,6

17

16,8

в том числе:

           

Нефтегазовые доходы

4389,4

2984

3737,2

4090

4390

4653,2

Ненефтегазовые доходы

4886,5

4353,8

4123,7

4754,6

5113,5

5726,7

Темпы прироста доходов к предыдущему году, %

19,2

-20,9

7,1

12,5

7,5

9,2

в том числе:

           

Нефтегазовые доходы

51,5

-32

25,2

9,4

7,3

6

Ненефтегазовые доходы

0,1

-10,9

-5,3

15,3

7,6

12

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

в том числе:

           

Нефтегазовые доходы

47,3

40,7

47,5

46,2

46,2

44,8

Ненефтегазовые доходы

52,7

59,3

52,5

53,8

53,8

55,2


 

Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1-9,3% к ВВП.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП.

В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).

 

Таблица 3 - Динамика расходов федерального бюджета (млрд. рублей)14

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

проект

2011 год

2012 год

2013 год

Расходы (предельный объем)

7570,9

9660,1

10232,8

10658,6

11237,9

12175,6

%% к ВВП

18,3

24,7

22,7

21,2

20,1

19,7

в том числе условно утверждаемые

-

-

-

-

419,3

798,4

%% к общему объему расходов

-

-

-

-

3,7

6,6

Изменения к предыдущему году, млрд. рублей

1584,3

2089,2

572,7

425,8

579,3

937,7

% (в номинальном выражении)

26,5

27,6

5,9

4,2

5,4

8,3

% (в реальном выражении)

11,6

17,3

-1,9

-2,2

-0,5

2,7


 

Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований (таблица 4).

 

Таблица 4. Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)15

Показатель

2010 год

проект

2011 год

2012 год

2013 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2371,9

1814

1734,4

1795,7

%% к ВВП

5,3

3,6

3,1

2,9

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

1419,3

284,4

0

0

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5

7,5

10

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

950,1

1524,6

1726,9

1785,7

%% к ВВП

2,1

3

3,1

2,9


 

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются (таблица 5).

 

Таблица 5. Прогноз объема Резервного фонда (млрд. рублей)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Объем Резервного фонда на начало года

1830,5

343,7

47,1

47,1

%% к ВВП

4,1

0,7

0,1

0,1

Курсовая разница

-67,5

-12,2

0

0

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита

-1419,3

-284,4

0

0

Объем Резервного фонда на конец года

343,7

47,1

47,1

47,1

%% к ВВП

0,8

0,1

0,1

0,1

Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах

47,1

47,1

47,1

47,1

Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах

296,6

0

0

0

Информация о работе Бюджетное планирование