Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы , анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной системы экономике страны;
-проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республики Беларусь;
-охарактеризовать совместное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
-изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;
-выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 4
Глава 1: Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки
1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды 5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия………………..12
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга…………………………………………………………16
Глава 2: Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Государственный долг Республики Беларусь……………………………. 21
2.2 Способы сокращения государственного долга..…………………………..23
2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.…………………………...............24
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рработа.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

Различают понятия стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит. Его еще называют кассовым дефицитом, который порождается недостачей средств бюджета в результате расхождения в сроках поступлений доходов и осуществления затрат.

Первичный дефицит  бюджета – это разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов за долг. Этот дефицит равняется разнице между суммой трансфертов и государственных закупок товаров и услуг и налоговыми поступлениями в бюджет. Дефицит бюджета = (государственные закупки товаров и услуг + трансферты + выплаты по обслуживанию долга) – налоговые поступления.

Операционный  дефицит – это дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. При высоких темпах инфляции, когда разница в динамике номинальных и реальных процентных ставок довольно значительная, такое завышение размера дефицита государственного бюджета может оказаться существенным.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Нередко объявленный в  отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных  расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение  государственных расходов может  оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда  номинальный официальный дефицит  государственного бюджета и номинальный  долг растут, а реальный дефицит  и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении  бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит  представляет собой разность между  номинальным дефицитом и величиной  государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Таким образом, виды бюджетного дефицита можно сгруппировать  по такому принципу:

1. По форме проявления: открытый, скрытый, квазифискальный.

2. По причинам возникновения:  вынужденный, сознательный.

3. По направлению государственного  финансирования: активный, пассивный.

4. По критерию определения  составных частей бюджетного  дефицита: фактический, структурный,  циклический.

5. По сроку действия: временный,  стойкий.

6. По связи с государственным  долгом: первичный, операционный [2,c.20-24].

 

       ТРИ КОНЦЕПЦИИ  БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ.

 

           Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов  ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью

государственных финансов и  финансовой политики.  Однако  при  более тщательном рассмотрении этой  проблемы  становится  очевидным,  что  ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность  фискальной  политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например,  допустим, что  экономика  сталкивается  с  длительным периодом безработицы. Доходы населения   падают.   Налоговые   поступления в бюджет  автоматически  сокращаются. Стремясь  непременно  сбалансировать бюджет, правительство должно либо  повысить  ставки  налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих   двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.  На другом примере можно показать, как стремление  ежегодно балансировать  бюджет  может  стимулировать  инфляцию.  В  условиях   инфляции,   при   повышении    денежных    доходов    автоматически увеличиваются    налоговые поступления.    Для    предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  правительственные расходы, либо использовать  сочетание  этих  двух  мер. Ясно, что следствием этих  мер  будет  усиление  инфляционного  давления в экономике.  Основной вывод  ясен:  ежегодно  балансируемый  бюджет  не является  экономически  нейтральным.  Несмотря  на  эту  и   другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия  конституционной  поправки,  предусматривающей   ежегодное  балансирование бюджета.

 

Вторая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.  Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако,  бюджет  не  должен  балансироваться ежегодно.  Достаточно,  чтобы он  был   сбалансирован   в   ходе экономического  цикла.  Логическое   обоснование   этой   концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду,  правительство должно снизить налоги   и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета.  В ходе   последующего   инфляционного   подъема правительство повышает   налоги   и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким   образом правительство   проводит    позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет,  но  не  на ежегодной основе, а за период  в  несколько  лет.  Но  в  данной  концепции бюджета существует ключевая проблема, которая  состоит  в том,  что  спады  и  подъемы  в  экономическом  цикле  могут   быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например,  длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом   подъема. Появление большого дефицита  в период  спада  в  этом  случае  не покроется   небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место  циклический  дефицит бюджета.

Третья концепция  связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос  о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является  обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики,  а не бюджета. Если достижение  этой  цели  сопровождается  устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так.  В соответствии с данной  концепцией проблемы, связанные с государственными  дефицитами  или излишками,  малозначимы в сравнении с высшей степени   нежелательными альтернативами  продолжительных спадов  или устойчивой  инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего   - инструментом   достижения  и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на  ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Вторая  и третья  концепции лежат в основе  финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

- Наличие четкой программы финансовых мероприятий  в рамках денежного потенциала страны;

-  Контроль  за  развитием  бюджетного   дефицита   и   поиск  источников  его покрытия;

- Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

1.2.Государственный долг, его виды и факторы воздействия.

 

  Государственный долг определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные  займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в стредствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого  денежного обращения.[4,с.188].

Государственный долг может быть представлен в  форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

3) договоров и соглашений о получении государством бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;

4) договоров о представлении государству государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет [5,c.26].

Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные  долги. По ним вскоре приходится выплачивать  основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов  на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную  и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату  основной суммы и ограничиваясь  ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные  управления государственного долга  при министерстве финансов, которые  осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых  заемных средств.

По условиям привлечения  средств различают внутренний и  внешний долг.

Внутренний государственный  долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный  долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.

Внешний долг государства имеет такие составные:

- долг органов государственной  власти и управления, который  возник в результате привлечения  кредитов иностранных государств  и выпуска государственных ценных  бумаг, которые размещаются на  международных рынках капиталов;

- долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он  погашается и обслуживается субъектами  хозяйствования – заемщиками.

Состояние внешнего долга государства можно охарактеризовать с помощью таких показателей:

А) соотношение внешнего долга к валовому внутреннему  продукту;

Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга  валютных поступлений государства. Он свидетельствует о платежеспособности страны в ближайшей перспективе;

В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности [4,c.188-189,191].

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

- капитальный долг –  это сумма выпущенных и непогашенных  государством долговых обязательств  и гарантированных им обязательств  других лиц, включая начисленные  проценты по этим обязательствам;

- основной долг – это  номинальная стоимость всех долговых  обязательств государства и гарантированных  им заимствований [5].

Государственный долг существенно  влияет на экономику в целом, а  именно на параметры монетарной и  фискальной политики и на экономическую  конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает  не только знание его эффектов, но и  возможность и качественной и  количественной оценок.

В краткосрочном периоде  увеличение государственного долга  приводит к увеличению совокупного  спроса и производства (национального  дохода, ВВП). Например, если правительство  создает бюджетный дефицит, оставляя уровень расходов неизменным и уменьшая налоговую нагрузку, то это в свою очередь приведет к росту совокупного  фактического дохода и достатка домохозяйств. Согласно допущениям, на которых базируется традиционная теория государственного долга, увеличение доходов и уровня достатка домохозяйств способствует стимулированию их расходов на приобретение товаров  и услуг, а следовательно, и ведет  к увеличению совокупного спроса.

В краткосрочном периоде  экономика находится в «кейнсианском» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому увеличение совокупного  спроса приводит к увеличению национального  дохода. Причиной этого является неэластичность цен, заработной платы, или их временная  негибкость, поэтому сдвиги в совокупном спросе способствуют увеличению потребления факторов производства. Собственно, на таких принципах и допущениях базируется кейнсианская модель выхода экономики из состояния рецессии. Таким образом, краткосрочным эффектом государственного долга является увеличение совокупного спроса и национального дохода.

Выделим такие макроэкономические эффекты государственного долга:

Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга