Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы , анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной системы экономике страны;
-проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республики Беларусь;
-охарактеризовать совместное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
-изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;
-выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 4
Глава 1: Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки
1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды 5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия………………..12
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга…………………………………………………………16
Глава 2: Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Государственный долг Республики Беларусь……………………………. 21
2.2 Способы сокращения государственного долга..…………………………..23
2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.…………………………...............24
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рработа.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

1) повышение эффективности  общественного воспроизводства,  которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов —  основного источника увеличения  доходов бюджета;

2) дальнейшее развитие  и укрепление рыночных отноше¬ний, проведения рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности  (имеется в виду, что рациональное  сокращение сферы государственной  экономики позволит сократить  бюджетное финансирование);

3) расширение круга плательщиков, осуществляемое од¬новременно с  улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных  отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйство¬вания и в то же время создавать возможность здоровой кон¬куренции, побуждать предприятия к повышению произво-дительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета;

4) развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет перес¬мотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: респуб¬ликанского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;

5) оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь — нап¬равляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспек¬тивных отраслях, определяющих научно-технический прог¬ресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

6) обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

7)   составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас¬ходов;

8) развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;

9) принятие мер, направленных на привлечение в стра¬ну иностранного капитала в форме инвестиций. С их по¬мощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджет¬ные расходы, предназначенные для финансирования капи¬тальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет. 
         Для достижения реального эффекта и сокращения бюд¬жетного дефицита, перечисленные мероприятия должны рас¬сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

  Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных, на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. Выбор эффективных путей сокращения дефицита бюджета является важнейшей из задач, стоящих перед институтами, осуществляющими комплексную работу по установлению пределов роста отрицательного сальдо и его снижения. 
 

                                           Заключение

 В условиях мирового финансового кризиса проблема дефицита государственного бюджета становится наиболее остро. Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита стала актуальна. Очевидно, что бюджетный дефицит в Республике Беларусь является следствием кризисных явлений в экономике. Уменьшение доходов бюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусских предприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты, калийные удобрения, трактора и т. д. В условиях ограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость активной поддержки национальной экономики заставляет искать внешние источники привлечения ресурсов в экономику страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее время являются Россия и Международный валютный фонд.

           Из проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы, которые касаются непосредственно Республики Беларусь: за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики; Имеется ряд проблем, которые требуют дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов; Не смотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, его не следует считать неотъемлемой частью государственного бюджета, т.к. он является случайным явлением и финансируется за счёт резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности – привлечённых ресурсов; В стране проводятся специальные меры, которые не позволяют государственному долгу увеличиваться до таких размеров, которые понижают рейтинг страны;

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Государственный бюджет: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб./ Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289с.
  2. Курс экономической теории: Под ред. М.И. Плотницкого – Мн.: «Интерпрессервис», 2003 – 497с.;
  3. Макроэкономика: Под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое издание, 2002.-462с. - (экономическое образование);
  4. Макроэкономика: Социально ориентируемый подход. Под ред. Лутохиной – Мн.:2003;
  5. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Т.С.Алексиенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое издание, 2002;
  6. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. Ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005;
  7. Экономическая теория: Пособие для аспирантов, преподавателей и стажёров. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: 2001 – 637с.;
  8. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.
  9. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
  10. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь , 2006. – 95 с.
  11. Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by. Дата доступа: 01.10.2013.
  12. Электронный ресурс: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt /Parameters/ Дата доступа: 04.10.2013.
  13. http://www.economy.gov.by   (Мин-ва экономики).
  14. http://www.government.by (Основные направления социально- экономического развития страны)
  15. http://www.imf.org./external/country/BLRyindex.htm  (МВФ - данные о РБ)
  16. Василик О.Д., Павлюк К.В. Бюджетна система: Учебник. - К.: Центр литературы, 2004. - 544с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга