Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы , анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной системы экономике страны;
-проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республики Беларусь;
-охарактеризовать совместное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
-изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;
-выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь;
Введение 4
Глава 1: Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки
1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды 5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия………………..12
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга…………………………………………………………16
Глава 2: Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Государственный долг Республики Беларусь……………………………. 21
2.2 Способы сокращения государственного долга..…………………………..23
2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.…………………………...............24
Заключение
Список использованных источников
Другой источник государственного долга – это спады. В период, когда национальный доход сокращается или не может увеличиваться, налоговые поступления сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно увеличению бюджетного дефицита.
2. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Государственный долг Республики Беларусь
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67]
- отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
- отношение внешнего долга к ВВП.
На основе этих критериев
страны делятся на три группы: с
высоким, средним и низким уровнями
задолженности. Если величина первого
показателя составляет более 220%, а второго
– превышает 80%, то задолженность
считается высокой. Если первый показатель
находится в интервале от 132 до
220%, а второй – от 48 до 80%, то задолженность
считается средней. Для характеристики
текущего состояния внешней
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Валовой внешний долг РБ |
6 844,1 |
12 496,5 |
15 154,1 |
22060,3 |
28 402,7 |
34 023,1 |
33 766,0 |
Краткосрочный |
4 778,2 |
7 867,0 |
8 275,6 |
9 871,9 |
12 686,5 |
14 448,3 |
12 808,9 |
Долгосрочный |
2 065,9 |
4 629,5 |
6 878,5 |
12 188,4 |
15 716,2 |
19 574,8 |
20 957,1 |
Таблица о данных валового внешнего долга
Источник [http://www.nbrb.by/
Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь, рост последнего, обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь.
Делая выводы, нужно сказать, что государственный долг может являться как бременем для экономики так и принести ей весомые выгоды.
2.2 Способы сокращения государственного долга
Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:
1)Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
2) Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение кредита и предоставление государственных гарантий)
3)Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)
Государственные долговые обязательства
могут погашаться за счёт бюджетных
доходов, золотовалютных резервов страны,
денежных средств, полученных от продажи
государственной собственности, а
также новых заимствований. Ситуация,
при которой должник
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.
Реструктуризация - пересмотр
первоначального графика
Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.
Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть:
1)инфляция,
2)введение специальных налогов,
3)секвестирование бюджета.
Правительство предпринимает
определенные меры, чтобы уменьшить
внешний долг, если он превышает
приемлемый уровень. Оно может использовать
для погашения части долга
золотовалютные резервы страны, если
таковые имеются. С согласия кредиторов
правительство может
2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.
Воздействие
бюджетного дефицита на экономику в решающей
степени определяется способом его финансирования.
Аналитические классификации способов
финансирования могут быть различными
- внутреннее и внешнее, добровольное и
обязательное, банковское и небанковское,
инфляционное и неинфляционное. Последняя
классификация представляется наиболее
значимой с макроэкономической точки
зрения, так как практика свидетельствует
о том, что ни один из способов финансирования
дефицита государственного бюджета не
является полностью неинфляционным и
не имеет абсолютных преимуществ перед
остальными.
При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии, а использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использования разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безынфляционных источников позволит получить наибольший эффект.
При разработке стратегий
бюджетно-налоговой политики необходимо
оценивать возможные результаты с точки
зрения динамики уровня инфляции, величины
“эффекта вытеснения” и состояния платежного
баланса при сопоставлении следующих
основных вариантов финансирования бюджетного
дефицита:
1) кредитно-денежной эмиссии (монетизации);
2) долгового финансирования (внутреннего и внешнего);
3) увеличения налоговых поступлений.
В случае монетизации дефицита
(то есть внутреннего банковского
финансирования) нередко возникает
сеньораж – доход государства
от печатания денег. Сеньораж является
следствием превышения темпа роста
денежной массы над темпом роста
реального ВВП, что приводит к
повышению среднего уровня цен.
Монетизация
дефицита государственного бюджета может
не сопровождаться непосредственно эмиссией
наличности, а осуществляется в других
формах – например, в виде расширения
кредитов Центрального банка государственным
предприятиям по льготным ставкам или
в форме отсроченных платежей. Дефицит
госбюджета, который непосредственно
финансируется Центральным банком, оказывает
сильное отрицательное воздействие на
платежный баланс, поскольку происходит
рост предложения денег, и на руках населения
накапливается избыток наличных средств.
Монетизация дефицита государственного
бюджета обычно используется в тех случаях,
когда имеется значительный внешний долг,
и это исключает льготное финансирование
из иностранных источников, а возможности
внутреннего долгового финансирования
также практически исчерпаны.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного
дефицита нередко рассматривается как
антиинфляционная альтернатива монетизации.
Однако этот способов не устраняет угрозы
роста инфляции, а только создает временную
отсрочку для него. Если облигации государственного
займа размещаются среди населения и коммерческих
банков, то инфляционное давление окажется
слабее, чем при их размещении в Центральном
банке.
Внешнее льготное
финансирование бюджетного дефицита (например,
получение безвозмездных субсидий из-за
рубежа или льготных займов по низким
ставкам с длительными сроками погашения)
является наиболее привлекательными,
так как в этом случае дефицит не только
не оказывает негативного воздействия
на экономику, но и может оказываться весьма
полезным, если такое финансирование связано
с производительным использованием ресурсов.
Использование внешнего долгового
финансирования бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда уровень
внутренних процентных ставок превышает
среднемировой и имеется
Необходимо
для нивелирования отрицатель¬ных последствий
бюджетного дисбаланса разработать госу¬дарственную
программу сокращения бюджетного дефицита.
При разработке программы сокращения
бюджетного де¬фицита необходимо использовать
мировой опыт. В мировой практике для снижения
бюджетного дефицита широко используется
такая форма, как привлечение в страну
иностранного капитала. С его помощью
решается несколько задач, не только фискального,
но и экономического характера:
1) сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
2) расширяется база для производства товаров и услуг;
3) появляется новый налогоплательщик;
4) улучшается состояние платежного баланса.
Понимая выгодность
политики привлечения в страну иностранного
капитала, все страны, включая и экономически
развитые, стремятся поощрять импорт капитала,
доводя его до значительных размеров.
В конце 80-х гг. на долю развитых капиталистических
стран приходилось почти 80% ввоза иностранных
прямых инвестиций, в том числе на США
– 43,8%, где доля импортируемого капитала
достигла 22% совокупных инвестиций в американскую
экономику. Для стимулирования прямых
инвестиций США освободили инвесторов
от уплаты налогов. В результате такой
политики благоприятствования прямые
инвестиции в экономику США увеличились
за 7 лет в 3 с лишним раза. [19, с.35]
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения ди¬намизма в развитии экономики и повышения ее эффектив¬ности невозможно добиться финансовой устойчивости госу¬дарства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись.
Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит "потребительский" характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также - на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сок¬ращению государственных расходов.
Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осущес¬твляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга