Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы , анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной системы экономике страны;
-проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республики Беларусь;
-охарактеризовать совместное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
-изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;
-выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 4
Глава 1: Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки
1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды 5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия………………..12
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга…………………………………………………………16
Глава 2: Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Государственный долг Республики Беларусь……………………………. 21
2.2 Способы сокращения государственного долга..…………………………..23
2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.…………………………...............24
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рработа.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

- эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии;

- эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания;

- эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;

- эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъюктуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;

- эффект политической зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избежания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.

 Некоторые исследователи  выделяют и другие макроэкономические  эффекты государственного долга,  но, проанализировав их, можно сделать  вывод, что они являются по  сути атрибутами выделенных нами  эффектов и проявляют себя  только в определенных условиях. В нашем списке мы выделили только те эффекты, действие которых является безусловным, так как они комплексно характеризуют влияние государственного долга на социально – экономические процессы страны.

В результате проведенного исследования установлено, что макроэкономические эффекты государственного долга  являются качественными оценками экономических  процессов и явлений, созданных  влиянием государственного долга на экономику. Они проявляются через  изменение параметров макроэкономической конъюктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального  богатства, экономического развития, политической стабильности государства и ее экономической  независимости, а следовательно, является объектом статистического изучения. Основными эффектами государственного долга, является увеличение совокупного  спроса и ВВП в краткосрочном  периоде и уменьшение уровня сбережений, инвестиций и национального богатства  в долгосрочном периоде.[10,c.24]

 Таким образом, государственный  долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень  инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций  в экономику страны в целом  и реальный сектор экономики,  приводит к сокращению инвестиционных  ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов,  снижению экономического роста  [9,c.58].

1.3 Причины возникновения  бюджетного дефицита и увеличения  государственного долга.

 

          Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх имеющихся у государства,  и их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [11, с. 269] 

  Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным   образом в  результате  эмиссии   денег,  выпуска  государственных   ценных  бумаг, осуществления   внутренних  и  внешних  займов.

Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства  осуществлять крупные  государственные  вложение  в развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

  Однако чаще всего  дефицит отражает кризисные явления  в  экономике, ухудшение   показателей  финансово-хозяйственной   деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность  налоговой   системы и т.д.

  В  исключительных  случаях  превышение  расходов  над  доходами  становиться   результатом  чрезвычайных  обстоятельств  (войн, стихийных  бедствий и   прочее), когда  средств и резервов  бюджетного  фонда  недостаточно  и приходиться  изыскивать  дополнительные  источники  финансирования  чрезвычайных  расходов.

 Таким   образом,  в  конечном   итоге   дефицит  бюджета  является  следствием:

- чрезмерных  государственных  расходов;

- ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);

- циклических  спадов  в  экономике.[11, с. 261]

 

Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный дефицит.

Сознательный  бюджетный дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает целенаправленные действия в размере государственных затрат, налогов и сальдо государственного бюджета. Сознательный дефицит бюджета возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.

Структурные затраты и  поступления в большинстве состоят  из дискреционных программ, введенных  законодательством. А циклические  затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые автоматически  приспосабливаются к состоянию  экономики. Так, в случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы  безработицы увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет. Когда же правительственные структуры ставят за цель уменьшить бюджетным путем повышения налоговых ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит при полной занятости или потенциальном объеме производства. Если государственный законодательный орган решит ввести программу, которая субсидирует социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных затрат, соответственно увеличит структурный дефицит.

Статистические исследования показывают, что определенные мероприятия  правительства, которые изменяют структурный  дефицит, изменяют фактический дефицит  в том же самом направлении.

Активный бюджетный  дефицит является следствием сознательного увеличения государственных затрат, которое создает невозможность сбалансировать бюджет. Таким образом, отличие между структурный и активным дефицитом состоит в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, что побуждает экономику развиваться относительно независимо от циклических колебаний. Таким образом, активный дефицит своим импульсным содержанием отличается от структурного дефицита.

Пассивный дефицит  бюджета возникает под действием экономической конъюктуры как первопричина накопления запланированного объема бюджетных ресурсов и его можно сопоставить с циклическим бюджетным дефицитом [2,c.20-23].

Всякий  рост  государственных  расходов,  не  подкрепленный  увеличением  доходов,  нарушает  бюджетное  равновесие,  создает  отрицательное  бюджетное  сальдо,  с  одной  стороны,   но   с  другой — причиной  бюджетного дефицита  могут  явиться  недостаточные  доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что  основным  источником дохода  бюджета  являются  налоги,   следует  признать  тот  факт,  что  состояние  доходной  базы бюджета  определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

К  важнейшим факторам,  влияющим  на  бюджетный  дефицит  и  определяющим  его  размер,  относится  колебание  объема  ВВП  в  течение бюджетного  периода. Практика  показала,  что  в  периоды  депрессии,  когда  ВВП  низок,  бюджет, как  правило,  сводится  с  дефицитом,  в  то  время  как  в  периоды  подъема  наблюдается  положительное бюджетное  сальдо. Причиной  таких  изменений  являются  метаморфозы,  происходящие  как  в  доходной, так  и  в  расходной  частях  бюджета. Здесь  имеется  в  виду, что  во  время  спадов  резко  сокращаются  поступления  прямых налогов  (подоходного  налога, налога  на  прибыль  и  др.) в  связи  с  уменьшением  базы  налогообложения.  В  то  же  время  возрастают  отдельные  виды  государственных  расходов,  что  заставляет  их  находиться в  противофазе  с  циклом [11,c.262].

 

Основные причины  резкого скачка бюджетного дефицита:

-  низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей.

-  нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.

- неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

 

Можно сделать  вывод о том, что основными  причинами бюджетного дефицита и  увеличения государственного долга  являются:

1.Возникновение чрезвычайных  обстоятельств (войн, больших стихийных  бедствий).

2.Низкая эффективность  общественного производства; высокий  потенциальный вес убыточных  предприятий в общем их количестве;

3.Нерациональная структура  бюджетных расходов.

4.Несовершенство налоговой  системы.

5.Некомпетентность руководства  государства, его неспособность  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране.

6.Большие расходы на  содержание силовых структур.

7.Предоставление бесплатной  помощи другим государствам.

8.Невозможность получения  долгов от других государств.

9.Переход от административно-командной  экономики к рыночной.

10.Неудовлетворительная  работа государственных служб,  в компетенцию которых входят  сбор налогов и других отчислений.

11.Кража средств госбюджета.

12.Необходимость осуществления  в особенно больших размерах  государственных вложений (инвестиций) в экономику.

13.Кризис политической  системы государства.

14.Низкая покупательная  способность населения [3,c.16].

Государственный долг - общая  сумма задолженности государства (местного самоуправления), которое  состоит из всех выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства (местного самоуправления), включая  долговые обязательства государства (городских советов), которые вступают в действие в результате выданных гарантий за кредитами, или обязательств, которые возникают на основании  законодательства или договора.

Поскольку налоги являются весомым источником пополнения бюджета, то они являются также одним из регуляторов и следствий существования  государственного долга. Налоги возрастают, чтобы обеспечить возможность платить  проценты за долгом, а недостаточность  средства дальше уменьшает объем  производства. Страна оказывается в  критическом состоянии. Как следствие  такого явления, в действие вступают автоматические стабилизаторы. Если объем  производства уменьшается, то автоматически  уменьшаются налоговые поступления. В таких условиях возникает вопрос: увеличить ставки налогов или  базу налогообложение? При увеличении ставок можно ожидать более быстрых  бюджетных поступлений, но это приведет в скором времени к еще большему сокращению производства, вследствие чрезмерного налогового давления. Такая  стратегия управления бором целесообразная при больших процентах обслуживания долга. Расширение базы налогообложение  в условиях сокращения производства приведет в краткосрочном периоде к меньшим объемам бюджетных поступлений, чем в предшествующем варианте, но в долгосрочном периоде может предотвратить льду производства.

В литературе большинства  отечественных и заграничных  ученых-экономистов отделяются розни  факторы влияния на государственный  долг. Этот, как на первый взгляд, положительный  фактор имеет в себе трудный недостаток: одновременное манипулирование  всеми определенными факторами  для устранения подержанного долга  приведет к возникновению разногласий  в целях долговой стратегии. В  данном случае существует необходимость  применения математического аппарата для определения наиболее влияющих факторов на объем государственного долга с целью разработки долговой стратегии управление ним.

Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга