Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 11:43, контрольная работа
Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, играет ведущую и определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Введение 03
Бюджетный процесс в России 05
Бюджетный процесс в зарубежных странах 12
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Оглавление
Введение 03
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, играет ведущую и определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет (от старонормандского «bougette» - кошель, сумка, кожаный мешок) – схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория, бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
I. Бюджетный процесс в России
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетный процесс в Российской Федерации основан на общеправовых принципах, а также на принципах построения бюджетной системы, закрепленных в Конституции РФ и Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы РФ и регулирует:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;
- устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов, принято называть бюджетом расширенного правительства. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1. Единства бюджетной системы Российской Федерации, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
3. Самостоятельности бюджетов, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
4. Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
6. Сбалансированности бюджета, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7. Эффективности использования бюджетных средств, означает, что при составлении и исполнении бюджетов, участники бюджетного процесса, в рамках установленных им бюджетных полномочий, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
9. Прозрачности (открытости), означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов.
10. Достоверности бюджета; означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Адресности и целевого характера бюджетных средств, заключающийся в выделении бюджетных средств в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
12. Подведомственности расходов бюджетов, означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Единства кассы, заключающегося в зачислении всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Федеральные и региональные органы государственной власти, посредством бюджетных отношений, получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Государственный бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивает проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части.
Бюджет РФ выполняет основные функции:
- распределительная функция бюджета;
- перераспределительная функция ВВП;
-регулирующая функция;
- стимулирующая функция;
- социальная функция;
-функция планирования;
-функция организации;
- контрольная функция.
Распределительная функция бюджета проявляется
через формирование и использование централизованных
фондов денежных средств по уровням государственной
и территориальной власти и управления.
Важное значение в распределении бюджетных
средств отводится фондам: резервному,
развития, поддержки субъектов РФ. С помощью
бюджета государство регулирует хозяйственную
жизнь страны, экономические отношения,
направляя бюджетные средства на поддержку
и развитие отраслей, регионов.
Регулируя таким образом экономические
отношения, государство способно целенаправленно
усиливать или сдерживать темпы производства,
ускорять или ослаблять рост капиталов
и частных сбережений, изменять структуру
спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:
- образование доходов бюджета;
- использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Через федеральный бюджет перераспределяется около 30% ВВП.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
- определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
- разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
- определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
- разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
- разработку и обоснование проектов
бюджетов, их доходной и расходной частей
применительно к бюджетной политике, определенной
в
Послании Президента РФ федеральному
Собранию РФ на очередной финансовый год
(на примере 2014 года: актуализация всех
государственных программ, переход на
программный принцип бюджетов всех уровней,
повышение эффективности расходов и качества
услуг в социальной сфере, внедрение подушевого
финансирования, оптимизация бюджетной
сети за счёт сокращения неэффективных
расходов и звеньев);
- разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
- определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
- определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
- разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
- определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
- определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям: