Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть государственное регулирование и поддержку предпринимательской деятельности в создании благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, что является и необходимой и объективной целью государственной поддержки.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования цен………………….................5
Ценовая политика государства……………………………………............5
Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен
тарифов в РФ……………………………………………………………..............10
2. . Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………….14
2.1 Анализ и принципы регулирования цен на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….22
2.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг………………………………………………….32
3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на предприятии……………………………………………………………………...39
3.1 Государственное регулирование цен на предприятии…………………….39
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен……45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………...…51
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность государственного регулирования
цен………………….................5
тарифов в РФ……………………………………………………………...
2. . Анализ текущего состояния
государственного управления ценами и
доходами…………………………………………………………
2.1 Анализ и принципы регулирования
цен на федеральном и региональном уровне………………………………………………………………
2.2. Результаты и основные направления
деятельности Федеральной службы по тарифам
РФ на 2010-2012гг…………………………………………………
3. Возможности и перспективы
государственного регулирования цен на
предприятии…………………………………………………
3.1 Государственное регулирование цен на предприятии…………………….39
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен……45
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Введение
Экономическое развитие Российской
Федерации в целом зависит
в немалой степени и от развития
субъектов предпринимательской
деятельности. Но, создавая предпринимательские
структуры, вряд ли кто-либо ставит своей
задачей развитие именно экономики
страны. Цели создания собственного бизнеса
различны и более низменны и эгоистичны
в нормальном смысле этого слова
- работа на себя, самостоятельность, возможность
проявить себя, прилично зарабатывать,
получать доходы, эквивалентные своему
уму и стараниям, и прочее. Но,
в то же время, особенностью предпринимательского
бизнеса, как и другого любого
законопослушного бизнеса, является его
универсальность. То есть, развиваясь
и функционируя в своих интересах,
предпринимательская
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении современных проблем, пути развития предпринимательской деятельности на разных уровнях в Российской Федерации, а также проанализировать не маловажный вопрос как государственное регулирование и поддержка.
Целью работы является рассмотреть
государственное регулирование
и поддержку
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику
государственного
- исследовать развитие
системы государственного
- провести анализ состояния
и развития государственного
регулирования и поддержки
- рассмотреть проблемы, сдерживающие
развитие государственного
- исследовать меры
- рассмотреть проблемы
и перспективы развития
- предложить основные
направления развития системы
государственного
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
1. Сущность государственного регулирования цен
1.1. «Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ»
Перечень
продукции производственно-
Природный
газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный
сухой газ (кроме реализуемого организациями
- производителями газа, не являющимися
аффилированными лицами открытого акционерного
общества "Газпром", акционерных
обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром",
"Камчатгазпром" и "Роснефть - Сахалинморнефтегаз",
а также реализуемого населению и жилищно-строительным
кооперативам), сжиженный газ для бытовых
нужд (кроме реализуемого населению)
- Продукция ядерно-топливного цикла
- Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая
организациями, поставляющими электрическую
энергию на оптовый рынок, услуги по передаче
электрической энергии по сетям, услуги
по оперативно-диспетчерскому управлению
и иные услуги, оказываемые на рынках электрической
энергии (мощности), тарифы (цены) на которые
регулируются Федеральной энергетической
комиссией Российской Федерации, по перечню,
утверждаемому Правительством Российской
Федерации
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам
- Продукция оборонного назначения
- Алмазное сырье, драгоценные камни
- Протезно-ортопедические изделия
- Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные
работы на железнодорожном транспорте
- Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа
и почты на железнодорожном транспорте
(кроме перевозок в пригородном сообщении)
- Услуги в транспортных терминалах, портах
и услуги по использованию инфраструктуры
внутренних водных путей
- Услуги ледокольного флота на трассах
Северного морского пути
- Аэронавигационное обслуживание воздушных
судов на маршрутах и в районах аэродромов
- Услуги в аэропортах
- Отдельные услуги почтовой и электрической
связи, услуги связи по трансляции программ
российских государственных телерадиоорганизаций
по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации
- Водка, ликероводочная и другая алкогольная
продукция крепостью свыше 28 процентов,
производимая на территории Российской
Федерации или ввозимая на таможенную
территорию Российской Федерации
- Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый
на территории Российской Федерации.
Перечень продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и услуг,
на которые государственное регулирование
цен и тарифов осуществляет органы исполнительной
власти субъекта РФ.
- Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки
к ценам на продукцию и товары, реализуемые
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях с ограниченными сроками
завоза грузов
- Наценки на продукцию (товары), реализуемую
на предприятиях общественного питания
при общеобразовательных школах, профтехучилищах,
средних специальных и высших учебных
заведениях
- Торговые надбавки к ценам на продукты
детского питания (включая пищевые концентраты)
- Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении
по согласованию с Министерством путей
сообщения Российской Федерации (железными
дорогами) и при условии возмещения убытков,
возникающих вследствие регулирования
тарифов, за счет соответствующих бюджетов
субъектов Российской Федерации
- Перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом по внутриобластным и межобластным
(межреспубликанским в пределах Российской
Федерации) маршрутам, включая такси
- Перевозки пассажиров и багажа на местных
авиалиниях и речным транспортом в местном
сообщении и на переправах
- Перевозки грузов, пассажиров и багажа
морским, речным и воздушным транспортом
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях
- Транспортные услуги, оказываемые на
подъездных железнодорожных путях организациями
промышленного железнодорожного транспорта
и другими хозяйствующими субъектами
независимо от организационно-правовой
формы, за исключением организаций федерального
железнодорожного транспорта.
В целом перечень
товаров и услуг, по которым допускается
прямое регулирование цен, в последние
годы существенно сокращен. Права органов
исполнительной власти в части регулирования
цен в значительной степени увязаны с
возможностями их бюджетов.
Расширение прав
предприятий по самостоятельному установлению
цен и тарифов происходит с одновременным
использованием экономических рычагов
воздействия на цены, имеющихся в распоряжении
исполнительной власти (налоги, льготные
кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы
не допускать их необоснованного завышения,
полнее учесть платежеспособный спрос
населения и возможности бюджета.
Правительство
РФ (орган общей компетенции) в соответствии
с Законом "О Правительстве Российской
Федерации" разрабатывает и осуществляет
меры по проведению единой политики цен.
Кроме того, полномочия Правительства
РФ в области государственного регулирования
цен (тарифов) нашли отражение в других
федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального
закона № 41-ФЗ " О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию
в Российской Федерации": устанавливает
основы, ценообразования на электрическую
и тепловую энергию на территории Российской
Федерации; формирует сводный баланс производства
и поставок электрической энергии (мощности)
в рамках Единой энергетической системы
России по субъектам Российской Федерации;
определяет вопросы государственного
регулирования тарифов на электрическую
и тепловую энергию, поставляемую коммерческими
организациями за пределы территорий
субъектов Российской Федерации, электрическую
энергию (мощность), поставляемую коммерческими
организациями на федеральный (общероссийский)
оптовый рынок электрической энергии
(мощности), электрическую энергию (мощность),
поставляемую, в том числе на экспорт,
с федерального (общероссийского) оптового
рынка электрической энергии (мощности)
его субъектам; утверждает нормативно-методическую
основу деятельности органов государственного
регулирования тарифов; обеспечивает
организацию финансирования деятельности
и развития Единой энергетической системы,
России.
Минэкономразвития
в области ценообразования осуществляет
следующие функции:
- разрабатывает предложения о совершенствовании
ценового регулирования в отраслях, где
применяется государственное регулирование
цен (тарифов), прогнозирует динамику цен,
участвует в осуществлении контроля за
применением государственных регулируемых
цен (тарифов);
- обеспечивает государственное регулирование
и регистрацию цен на продукцию оборонного
назначения, поставляемую по государственному
оборонному заказу, а также организационно-методическое
руководство и систематический контроль
за установлением и применением этих цен;
- предоставляет федеральным органам исполнительной
власти информацию о расчетных мировых
ценах на важнейшие товары, (работы, услуги)
российского экспорта и импорта;
- контролирует внешнеторговые цены, по
контрактам, заключенным в счет государственных
внешних заимствований Российской Федерации,
в счет погашения задолженности по кредитам,
предоставленным иностранным государствам,
их юридическим лицам и международным
организациям, а также в отношении отдельных
видов товаров, на экспорт и/или импорт
которых установлены государственная
монополия или количественные ограничения;
-подготавливает предложения о совершенствовании
системы, ценообразования, осуществляет
мониторинг внутренних цен;
- осуществляет через управления Госторгинспекции
государственный контроль за порядком
при изменениях цен по отдельным группам
товаров.
На
уровне субъектов Российской Федерации
вопросами ценообразования занимаются
законодательные и исполнительные органы
соответствующих субъектов Федерации,
а на уровне муниципальных образований
- органы местного самоуправления. В исполнительных
органах субъектов Федерации имеются
специализированные подразделения по
проведению ценовой политики (управления,
комитеты или отделы по ценовой политике).
Органы
ценообразования субъектов Российской
Федерации:
- осуществляют регулирование цен на местных
рынках;
-обеспечивают реализацию на местном рынке
единой политики и законодательства по
ценообразованию;
- устанавливают на своей территории за
счет средств местного бюджета фиксирование
и регулирование цен на отдельные социально
значимые товары, изготовляемые и реализуемые
на местном рынке;
- осуществляют контроль за ценами.
На
территории Российской Федерации функции
органов ценообразования осуществляют
(в пределах своей компетенции) и другие
органы исполнительной власти. В их числе
следует назвать, в первую очередь, федеральную
и региональную энергетические комиссии.
1.2. «Формы и методы
воздействия государства на цены в РФ»
Государство
воздействует на цены прямым
или косвенным путем.
Прямое, или административное,
вмешательство государства в действующие
цены означает участие государства в формировании
уровней, структуры и в движении цен, установлении
определенных правил ценообразования.
Государство в лице
своих органов управления определяет
порядок исчисления уровня затрат - калькуляции
себестоимости, уточняет состав затрат
специальными нормативными документами,
определяет расходы, возмещаемые из прибыли,
устанавливает нормативы рентабельности
на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство
государства в условиях рыночной экономики
целесообразно тогда, когда ставится задача
стабилизации действующих цен или их незначительного
роста.
В процессе рыночных
преобразований в России использовались
следующие механизмы государственного
регулирования уровней цен и тарифов.
1. Общее замораживание цен или замораживание
цен на отдельные группы товаров. Данный
метод применяется в условиях высоких
темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально
меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию
Федеральная энергетическая комиссия
в целях внесения стабильности в отношения
между поставщиками и получателями энергии
предложила заморозить их сроком на 1 год
и ввела с 1 января 1997 г. стабильные тарифы
на электроэнергию, учитывающие темпы
инфляции и иные факторы.
2. Установление фиксированных цен и тарифов.
Фиксированные цены формируются по решению
соответствующих органов власти и управления
и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования
в случае введения фиксированных цен обязаны
реализовать свою продукцию по ценам,
не превышающим фиксированной цены. Фиксированные
цены широко применяются при заключении
государственных контрактов.
3. Установление пределов возможного роста
цены (надбавки) за определенный период
времени или предельного уровня цены (надбавки),
то есть верхней или нижней границы цены
(надбавки), выше или ниже которой цена
не может подниматься. Такая форма регулирования
применяется в условиях дефицита, поскольку
рост свободных цен ведет к сокращению
производства. Предельный уровень цены
может быть надежной гарантией населению
от "ценового диктата" производителей
в условиях отсутствия конкуренции на
внутреннем рынке. На социально значимые
товары и услуги предельный уровень цены
(надбавки) может устанавливаться местными
органами власти и управления. Например,
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга
от 09.09.98 г. № 916-р "О введении временного
государственного регулирования цен на
товары народного потребления" с 10 сентября
1998 г. на территории Санкт-Петербурга устанавливались
максимальные торговые надбавки на хлеб,
молоко, крупу, детское питание -15 %. Российское
правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику
регулирования предельные минимальные
цены, например, на водку, ликероводочную
и другую алкогольную продукцию крепостью
свыше 28%.
4. Установление предельного уровня рентабельности.
В этом случае в цене при ее расчете учитывается
прибыль в размере предельного уровня
рентабельности. В России этот метод регулирования
цен получил наибольшее распространение.
Он применяется при регулировании цен
на продукцию предприятий-монополистов,
на многие виды услуг, цены на которые
регулируют местные органы власти (например,
на вывоз бытовых отходов, ритуальные
услуги и т.д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни
рентабельности на продукцию предприятий-монополистов
были утверждены Правительством РФ. Размер
их был дифференцирован по отраслям и
группам продукции. Цены на продукцию
(услуги), по которой фактическая рентабельность
превышает установленный уровень, должны
пересматриваться предприятиями в сторону
снижения. Дальнейшая реализация этой
продукции (услуги) должна производиться
по сниженным ценам с рентабельностью
не выше предельного уровня.
5. Декларирование повышения цен. По решению
органов исполнительной власти может
вводиться декларирование оптовых (отпускных)
цен на отдельные виды продукции.
6. Субъекты предпринимательской деятельности,
производящие и реализующие такую продукцию,
обязаны представлять в органы ценообразования
декларации относительно применяемых
цен для заявительной регистрации. Органы
ценообразования вправе принять решение
о регистрации декларируемой цены либо
отказать в ее регистрации или принять
решение об обоснованном изменении размера
декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта
о причинах изменения, если при формировании
декларируемой цены допущены нарушения
действующего законодательства. С момента
регистрации цены субъекты ценообразования,
производящие продукцию, на которую введено
обязательное декларирование оптовых
цен, обязаны заключать с потребителями
договоры на поставку продукции, оплачиваемой
по цене, не превышающей зафиксированную
в декларации.
В соответствии
с упоминавшимся Постановлением Правительства
РФ № 239 государственно-правовое регулирование
цен (тарифов), надбавок посредством установления
фиксированных цен и тарифов, предельных
цен и тарифов, надбавок, предельных коэффициентов
изменения цен, предельного уровня рентабельности,
декларирования повышения цен применяется
только на продукцию производственно-технического
назначения, товары народного потребления
и услуги, предусмотренные п. 1 настоящего
Постановления (эти перечни продукции
приведены выше)
Косвенное
вмешательство в ценообразование обеспечивается
применением совокупности способов и
средств, способствующих расширению товарного
предложения на рынке, управлению доходами
населения, регулированию налогов как
на производимую, так и потребляемую продукцию.
Косвенное
регулирование цен осуществляется путем
применения льготного налогообложения,
льготного кредитования, субсидирования
и дотирования из бюджета, заключения
органом власти с юридическим или физическим
лицом договора о введении фиксированных
цен на реализуемую ими продукцию или
услуги.
Цены являются
объектом постоянного внимания и регулирования
со стороны государства. Цены являются
одной из критических точек экономической
и социально-политической жизни, где сталкиваются
интересы потребителей и производителей,
импортеров и экспортеров. Воздействие
на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям
конъюнктуры и структурной политики, борьбе
с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности
на мировых рынках и смягчению социальной
напряженности.
Воздействие
государственной экономической политики
на другие объекты регулирования, в свою
очередь, отражается на процессах формирования
цен. Конкретные акции в области цен могут
иметь краткосрочные или даже экстренные
цели, который могут в данный конкретный
момент не совпадать с другими целями,
но они всегда служат генеральной цели
государственного регулирования - оптимизация
темпов и пропорций экономического развития
и стабилизации социальной системы.
2. Анализ текущего состояния
государственного управления
В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Система ценообразования, создаваемая
в России в ходе реформы, должна быть,
как и в современной рыночной
экономике, с одной стороны единой
и реализовывать ведущую роль
принципов конкуренции и
За последние годы государственное
регулирование цен
- выплата дотаций отдельным
производителям органами
- установление для
- установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
- установление твердых фиксированных цен.
- установление для предприятий-
- ограничение уровня
- установление
- установление предельного
уровня торговых надбавок к
отпускным ценам производителя
для оптовой и розничной
- установление коэффициентов
повышения цен с целью
- рекомендации по применению
единой номенклатуры издержек
производства и обращения, а
также единого порядка
Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.
Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.
В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
Косвенно участвовать
в государственном
Рисунок 2 - Система органов, осуществляющих государственное регулирование
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.
Вместе с тем, опыт промышленно
развитых стран, осуществивших глубокие
рыночные преобразования, свидетельствует,
что не контролируемый государством
рынок способствует ухудшению финансово-
Для того чтобы реформы
в России оказались результативными
и ее экономика вышла из затяжного
кризиса, необходимо в стратегии
рыночных преобразований больше внимания
уделять методам