Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть государственное регулирование и поддержку предпринимательской деятельности в создании благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, что является и необходимой и объективной целью государственной поддержки.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования цен………………….................5
Ценовая политика государства……………………………………............5
Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен
тарифов в РФ……………………………………………………………..............10
2. . Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………….14
2.1 Анализ и принципы регулирования цен на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….22
2.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг………………………………………………….32
3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на предприятии……………………………………………………………………...39
3.1 Государственное регулирование цен на предприятии…………………….39
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен……45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………...…51
- государственное регулирование цен осуществляется на трех уровнях:
федеральном, субъекта федерации, местного самоуправления.
Федеральный закон, регламентирующий правовые основы системы ценообразования, до сих пор не принят (в период с 1992 г. было подготовлено 17 законопроектов). Между тем действующий перечень регулируемых товаров и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ в 1995г., к настоящему времени значительно расширился. К объектам ценового регулирования отнесены товары и услуги отраслей естественных монополий, оборонного комплекса, особого социального и жизненно важного значения, государственного заказа, организаций, финансируемых из бюджетов, а также предприятий, злоупотребляющих монопольной властью. Во многих случаях нормативно-правовые акты носят рекомендательный характер, неясен механизм их исполнения, в некоторых случаях законодательные акты вступают в противоречие друг с другом.
Следствием недостатков федерального законодательства является активная законотворческая деятельность региональных органов власти. В субъектах РФ подготовлены и приняты законы, касающиеся вопросов ценового регулирования, которые конкретизируют мероприятия, определяют механизм и методы регулирования цен с учетом особенностей региона.
Перечень товаров, цены на которые регулируются региональными органами управления, формируется преимущественно эмпирическим путем, исходя из рекомендаций федеральных органов.
В структуре федеральных органов исполнительной власти функции регулирования и контроля в области ценообразования поделены между:
Федеральной энергетической
комиссией; Министерством по антимонопольной
политике и поддержке
Ценовыми вопросами на уровне муниципальных образований занимаются специалисты отдела экономики или работники отдела по защите прав потребителей местных органов исполнительной власти. Наличие и численность специалистов по ценам в городах и районах субъектов федерации во многом зависят от объемов, решаемых на этом уровне ценовых вопросов и возможностей бюджетов по содержанию таких работников.
Анализ исследования показывает, что федеральными органами управления утеряны важные функции по ведению анализа ценообразования на потребительском рынке, нет методологического, а на практике и методического управления в вопросах региональной политики цен. Это негативно отразилось на деятельности органов ценообразования всех уровней. Недостатком практики регулирования цен в масштабах страны является отсутствие обмена опытом между регионами и ограничения в получении информации. Перечисленные недостатки исключают возможность оперативного управления процессами ценообразования при изменении экономической ситуации, не позволяют давать объективную оценку ценового регулирования.
Как на федеральном уровне,
так и в структуре органов
исполнительной власти субъектов федерации
функции по регулированию тарифов
на электрическую и тепловую энергию
выполняют специальные органы
– региональные энергетические комиссии,
однако почти повсеместно и
Одной из основных форм воздействия
федеральных органов на процессы
ценообразования стали
Основными причинами ограниченного проведения конкурсных закупок на уровне субъектов РФ можно считать следующие:
- дефицитность региональных
бюджетов, низкая платежная дисциплина
в стране, не позволяющая планировать
сроки поступлений и, соответственно,
расчеты бюджета с
- противоречивость
- отсутствие необходимой
и доступной информации о
- кадровая проблема,
усугубляемая отсутствием
Регулирование цен в регионах, как и на федеральном уровне может осуществляться прямыми и косвенными методами. Выбор методов ценового регулирования, обусловлен:
Во-первых, социально-экономическими особенностями товаров и услуг.
Основными объектами государственного регулирования цен на региональном уровне являются социально значимые товары и услуги. Анализ практики государственного воздействия на цены в рамках региона позволяет выделить три важных направления регулирования:
1. Сфера агропромышленного
производства, где регулирование
цен на основные продукты
2. Сфера услуг, где
регулируются тарифы: а) на
жилищно-коммунальные услуги, что
являются составной частью
3. Лекарственные средства
и изделия медицинского
Во-вторых, специфическими региональными особенностями (структура производства и потребления, специфика межрегиональных связей, социально- экономическое положение региона, наличие финансовых ресурсов в региональных бюджетах);
В настоящее время в
регионах сужается круг регулируемых
продуктов, регулирование цен на
социально значимые продукты сконцентрировано
на ограниченной группе продуктов, прежде
всего хлебобулочных и
В целом система ценообразования
на рынке социально-значимых продуктов
питания в стране показывает,
что разумное сочетание рыночной
конкуренции и регулирования
цен позволяет не только насытить
потребительский рынок
Основой реформирования жилищно-коммунального хозяйства является переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Важность регулирование цен в этой сфере характеризуется двумя основными моментами:
- особым социальным значением
жилищно-коммунальных услуг
- тем, что организации
инфраструктурного обеспечения
коммунальными услугами
Проведенные в этой сфере
исследования позволяют сделать
вывод о том, что темпы перехода
к полной оплате населением жилищно-коммунальных
услуг являются завышенными по причине
низких доходов населения и
- динамика тарифов
значительно опережает рост
- значительный рост числа
граждан, обращающихся в местные
органы власти за
- потребность в жилищных
субсидиях может существенно
вырасти за счет перевода
- при переходе к 100%-ной оплате стоимости ЖКУ потребителями резко возрастет дифференциация между субъектами РФ в части потребности в бюджетных средствах на предоставление жилищных субсидий;
- существующая система
межбюджетных отношений не
Анализ практики ценообразования в сфере ЖКУ выявил наличие существенной дифференциации тарифов на них как по регионам страны, так и в границах субъектов РФ.
Указанное различие в тарифах связано не только с объективными факторами (географические, климатические, технологические особенности), возможностями местных бюджетов, но и с отсутствием единого подхода к разработке и реализации мер тарифного регулирования, а именно:
- несогласованность действий
между государственными
осуществляющими регулирование, как на различных уровнях управления, так и по различным видам коммунальных услуг;
- отсутствие взаимоувязки во времени уровня повышения коммунальных платежей и тарифов на электроэнергию, в связи с чем достаточно характерны ситуация искусственного замораживания тарифов и все более увеличивающийся разрыв между стоимостью энергоносителей, реальными затратами на производство услуг и доходами предприятий от оплаты услуг населением. В других случаях, резкие увеличения тарифов на основные энергоносители вызывают «ответную реакцию» на местах – повышение стоимости производства и поставки жилищно-коммунальных услуг;
- существенная недоработка
методических вопросов, отсутствие
необходимой нормативно-
Количество цен
и тарифов, в отношении которых
осуществляется государственное регулирование
на региональном уровне, значительно
увеличилось за счет расширения перечней
платных услуг, оказываемых бюджетными
организациями всех уровней.
До недавнего времени эти услуги
оказывались в дополнение к основным
функциям этих структур и в очень
небольших количествах. Расширение
числа предоставляемых платных
услуг вызвано, как правило,
недостатком финансовых средств,
необходимых для бюджетных
В большинстве нормативных правовых актов РФ, разрешающих оказания платных услуг, нет единого подхода к определению перечней этих услуг, порядка их предоставления, исчисления и взимания платы, отсутствует четкое разграничение видов услуг, оказываемых за счет бюджетных средств и за плату.
Применяемые ведомственные нормативные документы не проходят государственную регистрацию в Минюсте России, что является нарушением действующего законодательства.
Территориальные подразделения
федеральных органов
Поскольку, действующие нормативные акты обязывают хозяйствующие субъекты пользоваться услугами госорганизаций, по нашему мнению, платная деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, особенно связанная с контрольно-надзорными функциями, должна осуществляться только на основании регулируемых цен и тарифов.
Особое социальное значение
имеют лекарственные средства и
изделия медицинского назначения,
в связи, с чем цены на эту продукцию
подлежат государственному регулированию,
как на федеральном, так и на региональном
уровне. Так, федеральные органы
исполнительной власти ведут Реестр,
регистрируя цены производителей,
органы исполнительной власти на своих
территориях устанавливают