Доходы бюджетной системы, их содержание и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
В работе рассмотрены принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификация. Здесь наиболее подробно раскрыто понятие налоговых доходов, так как, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой.
В последнем разделе работы я предоставила рекомендации для совершенствования бюджетной политики РФ, а именно рассмотрела понятие государственного финансового контроля и пути его совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Экономическая роль и функции бюджета……………………………………...4

2.Принципы формирования доходов бюджета…………………………………12
3.Доходы региональных и местных бюджетов…………………………………1
4.Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы……….23
Заключение………………………………………………………………………29
Практическая часть……………………………………………………..………..30
Список литературы……………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 201.14 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Факультет заочный Финансово-кредитный Специальность Финансы и кредит

         (направление)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант(4,2)

 

по  дисциплине Бюджетная система РФ

 

Тема Доходы бюджетной системы, их содержание и состав.

 

 

 

 

 

 

                                                  

                                                 

                                                  Студент

(Ф.И.О.)

                                                           Курс  5      № группы дневная

                                                            Личное дело № 08ФФД12561                                                                                      

 

                                                            Преподаватель

(Ф.И.О.)

 

                                         

 

 

 

                                                  Пенза – 2013г.

                                                     Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

1.Экономическая роль и функции бюджета……………………………………...4

 

2.Принципы формирования доходов бюджета…………………………………12

3.Доходы региональных и местных бюджетов…………………………………1

4.Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы……….23

Заключение………………………………………………………………………29

Практическая  часть……………………………………………………..………..30

Список литературы……………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                         Введение. 

     Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. 

Тема работы: «Доходы бюджета  РФ», эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие у государства с  организациями, предприятиями и  гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что  является немаловажным аспектом для  экономики нашей страны.

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования – доходы бюджета РФ.

Цель работы: рассмотреть понятие  доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

В работе рассмотрены принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое  содержание и классификация. Здесь  наиболее подробно раскрыто понятие  налоговых доходов, так как, налоги являются основными доходами бюджетной  системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой  рыночной  экономикой.

В последнем разделе работы я  предоставила рекомендации для совершенствования  бюджетной политики РФ, а именно рассмотрела понятие государственного финансового контроля и пути его  совершенствования.

 

                1.Экономическая роль и функции бюджета

 

Центральное место в системе государственных  финансов занимают государственный  бюджет и бюджеты муниципальных  образований. Бюджет представляет собой финансовый план государства или местных органов власти, который составляется на один год и имеет силу закона. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Существует  и более широкое определение  бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для  финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку  трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым  количеством денежных средств. Размеры  централизованных денежных средств  увеличивались по мере того, как  расширялись экономические функции  государства. В настоящее время от 30 до 60 % созданного в обществе ВВП перераспределяется через бюджет.

Начиная с 1992 г., в России произошло расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Сегодня основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете — примерно 60% консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентрации федеральному правительству удается сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет  современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования  экономики, воздействия на хозяйственную  конъюнктуру, а также осуществления  государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение  социальных проблем1.

В экономической  системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную. Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической  категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные  отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные  необходимостью обеспечения непрерывности  воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

В Бюджетном  Кодексе РФ бюджет определен как  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную  систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

1. Федеральный  бюджет

2. Бюджеты  субъектов Российской Федерации  (региональные бюджеты)

3. Бюджеты  муниципальных образований (местные  бюджеты)

4. Бюджеты  государственных внебюджетных фондов.

Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.

Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;

Таким образом, государственный бюджет влияет на размеры  частных накоплений, определение  структуры доходов предприятий  и реальные доходы населения.

Бюджет является одновременно и  правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Фактором роста бюджета является бюрократическая организация государственного управления. Бюрократия ориентирована на рост бюджета, поскольку его величина определяет ее положение в обществе и доходы. Поэтому вполне естественно стремление бюрократии увеличить бюджет в каждом подконтрольном ей звене государственного управления. Для ограничения подобных тенденций, приводящих к неэффективному расходованию бюджетных средств, вводятся специальные механизмы контроля.

1. контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Информация о работе Доходы бюджетной системы, их содержание и состав