Доходы бюджетной системы, их содержание и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
В работе рассмотрены принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификация. Здесь наиболее подробно раскрыто понятие налоговых доходов, так как, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой.
В последнем разделе работы я предоставила рекомендации для совершенствования бюджетной политики РФ, а именно рассмотрела понятие государственного финансового контроля и пути его совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Экономическая роль и функции бюджета……………………………………...4

2.Принципы формирования доходов бюджета…………………………………12
3.Доходы региональных и местных бюджетов…………………………………1
4.Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы……….23
Заключение………………………………………………………………………29
Практическая часть……………………………………………………..………..30
Список литературы……………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 201.14 Кб (Скачать файл)

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация  сельского хозяйства, увеличение числа  городов и городского населения  усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому  одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы,  они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения. Из этих бюджетов известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности  населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они  выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Собственные доходы не являются основными  источниками формирования местных  бюджетов. В состав собственных доходов  местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:                          

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследство или дарение;

• местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный налог  включает:

• земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного  назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

• земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного  назначения;

• доходы от централизации средств  земельного налога и арендной платы  за земли сельскохозяйственного  назначения, земли городов и других населенных пунктов;

• возмещение потерь сельскохозяйственного  производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным

образованиям), в том числе:

• доходы  от  приватизации  объектов  государственной  и  муниципальной

собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и  отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы  местных бюджетов при недостаточном  росте объема собственных доходов  вызывали необходимость наделения  средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших  из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов  местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную стоимость;

• от акцизов;

• от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов  утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета  и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах  местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается  не только в обеспечении финансовыми  ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система регулирования  местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных  единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации  федеральных и региональных налогов.

Рост местных бюджетов непосредственно  связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных  бюджетов постоянно увеличивается  удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Увеличение числа городских  жителей, рост крупных городов, где  бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в  малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Главным материальным источником доходов  бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает  для покрытия финансовых нужд, государство  привлекает национальное богатство. Основными    методами   перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

4.Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы

 

В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 – 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа  повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:

1) укрепление  макроэкономической стабильности  и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

3) определение  параметров развития пенсионной  системы;

4) обеспечение  условий для формирования и  исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание  условий для оказания качественных  государственных услуг;

6) разработка  и реализация нового этапа  развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование  системы управления государственными  активами и обязательствами Российской  Федерации;

8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

· Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.

В дальнейшем планируется ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть на один год до достижения 10 лет.  

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае, если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;

- общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5 процента от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Введение  бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд (таблица 1.).

Таблица 1.

Дефицит и ненефтегазовый дефицит в 2012-2015 годах

 

Показатель

2012 год 
(закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

закон

№371-ФЗ

проект

закон

№371-ФЗ

проект

проект

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

6 383,3

5 645,8

5 632,0

6 127,2

6 075,1

6 913,3

в % к ВВП

10,5

8,7

8,5

8,4

8,3

8,5

Дефицит, млрд. рублей

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,2

в % к ВВП

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

-6 451,4

-6 670,5

-6 623,9

-6 618,3

-6 534,8

-7 005,5

в % к ВВП

-10,6

-10,3

-10,1

-9,1

-8,9

-8,6

Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей

830,3

570,9

603,7

957,3

988,7

722,6

Цена на нефть, 
долл. США за баррель

115,0

97,0

97,0

101,0

101,0

104,0

Цена сбалансированности 
долл. США за баррель

116,2

113,5

113,9

107,2

108,6

105,4

Информация о работе Доходы бюджетной системы, их содержание и состав