Налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Сложность решения обозначенных проблем зависит не только от государственных органов власти, но во многом опре¬деляется уровнем развития теории в сфере налогообложения. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых свиде¬тельствует, что к настоящему времени недостаточно обобщена и разработана теоретическая база налогообложения, являющаяся основой построения оптимальной или рациональной эффектив-ной налоговой системы, отсутствует общая методология подхода к созданию различных видов налоговых систем.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества
1.1.Сущность налогов 4-6
1.2. Функции и признаки налогов 6-7
1.3. Налоговая система России 7-9
Глава 2. Анализ современной налоговой системы РФ.
2.1. Анализ изменения системы налогов за последние 3 года 10-16
2.2. Анализ динамики поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года 25
Глава 3. Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
3.1.Причины реформирования налоговой системы 22-26
3.2.Направления реформирования налоговой системы 26-30
3.3.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 30-32
Заключение 33-35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 178.73 Кб (Скачать файл)

3. Принижение роли налога  на имущество физических и  юридических лиц. Из анализа собираемости налогов в РФ следует, что нельзя принижать роль и значение данного вида налога в общем бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7% в общем консолидированном бюджете РФ, 0,1-0,2% в федеральном, 9% в региональных и до 10% в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Немногим эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения отличается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается в зависимости от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9%, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3% — физическими лицами.

4.В законодательстве недостаточно  проработаны вопросы налогообложения  природных ресурсов. В частности,  в налоговом законодательстве  РФ и ряда государств СНГ  не проработан вопрос обложения  налогом природной ренты, за  счет которой предприниматели  получают колоссальные прибыли.  Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.

5. Налог не является  добровольным отчуждением части  своего дохода в пользу государства. Это не только принудительное изъятие части дохода налогоплательщика в доход государства с учетом взимания штрафов в случае несвоевременной уплаты налогов, но и привлечение налогоплательщика к административной или уголовной ответственности в случаях нарушения законодательства.

6. Необоснованное количество  видов налогов и сборов. В РФ  установлено 14 видов налогов,  в США — 20, во Франции —  26, в Германии — 13, в Японии—  10, в Казахстане — И, в Кыргызстане — 21, в Украине — 33, в Молдавии — 23 и т. д. Вместе с тем анализ свидетельствует, что все налоги по своему предназначению сходны и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним видом — налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, что не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

7. Взимание одновременно  нескольких видов налогов с  одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке,  изымается НДС и акциз. Их  природа одна и та же, но  налог изымается дважды, что противоречит  принципу двойного налогообложения.

8. Необоснованность достаточно  высоких налоговых ставок на  отдельные виды налогов и сборов.

           9. Необоснованность введения и  взимания НДС со всех видов товаров, работ и услуг с достаточно большой налоговой ставкой в 18%. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.

           10. Бессистемность и поспешность  внесения изменений, поправок, введения  или отмены новых видов налогов  и сборов характеризует налоговую  систему как самую нестабильную  и непредсказуемую, что делает  непредсказуемым бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно скажется на обеспеченности граждан, но никоим образом не приведет к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога приведет к отмене льгот, в том числе пенсионеров.

11. Налоговая система является  сложной, противоречивой, запутанной, отягченной огромным числом налогов,  сборов и платежей, огромным числом  чиновников всех рангов и к  тому же малоэффективной и  неэкономичной.1

12. Налоговая система РФ  не имеет национальной окраски,  копирует западные модели, хотя  и имеет свои отличительные  особенности:

-не обеспечивает максимально  благоприятный налоговый режим  для вложения инвестиций в  экономику не только частных  лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;

  -не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;

-стимулирует уход субъектов  налога от налогового бремени, что приводит к снижению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;

-из-за низких доходов  большинства населения не происходит формирования среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию;

  -неправомерно и неравномерно распределяется налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;

        -ежемесячная  и ежеквартальная система уплаты  налогов и сборов по большинству  видов платежей приводит к  «вымыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможности к развитию;

-противоречивость, сложность  и запутанность многочисленных инструкций, указаний и разъяснений налоговой и таможенной служб усложняет работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;

        -отсутствие  методик, программ и алгоритмов  расчетов налогов сводит на  нет процессы автоматизации планирования, сбора, обработки и хранения  налоговой информации;

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов. (см.приложение №1)

3.2.Направления  реформирования налоговой системы.

Из изложенного  выше можно сделать вывод о  необходимости реформирования налоговой системы. Роль государства в реформировании налогообложения, налоговой системы и налоговых отношений между органами власти и налогоплательщиками должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности граждан и органов власти перед обществом и государством. Для реформирования налоговой системы следует стремиться не к увеличению объемов собираемости налогов, а к следующему:

1.По мере снижения обязательств  государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок.

2.Сделать налоговую систему  более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3.Налоговая система должна  обеспечить снижение уровня издержек  исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога.

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически  решить проблемы:

-законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

-законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

-ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

-законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  или ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Разрешение данных проблем  должно осуществляться не эволютивным путем, а в результате принятия кардинальных изменений в действующем налоговом законодательстве. Такой путь будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

-выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений  и налоговых льгот;

-добиться отмены налогов  и сборов, взимаемых без учета  результатов реальной хозяйственной  деятельности субъектов налога;

-привести налоговую базу  по взимаемым налогам в соответствие с экономическим содержанием деятельности субъекта налога;

-провести комплекс мер  организационного характера по  повышению уровня собираемости  налогов и сборов, в частности  за счет включения в налоговое  законодательство механизма повышения  ответственности должностных лиц  за налоговый контроль;

-снизить общее налоговое  бремя посредством более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

-упростить налоговую  систему за счет сокращения  общего числа видов налогов  и сборов, унификации порядка  уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога;

-обеспечить стабильность, предсказуемость и простоту налоговой  системы.

В процессе реализации программы  реформирования налоговой системы в первоочередном порядке необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие из имеющихся оставить, какие исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать изменениям в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должны ухудшать положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год.

Вновь принятые правовые акты по вопросам налогообложения не могут противоречить ранее принятому основному закону или выходить за его пределы. Законодательные акты по налогообложению, принятые в нарушение основного закона, являются недействительными и не подлежат исполнению субъектами налога. Законы и иные акты по налогообложению, принятые законодательными и представительными органами власти, вступают в силу только с нового финансового года. Кроме того, законы и подзаконные акты должны быть опубликованы не позднее одного месяца до вступления их в законную силу.

Законом должно быть закреплено, что все юридические и физические лица подлежат налогообложению. Не должны облагаться налогом только пенсии, стипендии и пособия, выдаваемые пенсионерам, учащимся, инвалидам, детям и другим категориям граждан. Гражданам не должны предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг, проезду в транспорте и т. д. Все финансовые вопросы следует разрешать посредством социального закона об увеличении пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, суммы которых закладываются в бюджеты соответствующих уровней. Аналогичным образом отменяются льготы для юридических лиц. Для оказания помощи отдельным юридическим лицам, например фирме, в которой не менее 75% штатного состава составляют инвалиды, можно законом предусмотреть выделение дотаций из средств бюджета соответствующего территориального образования.

На всем экономическом  пространстве РФ отменяются льготы и устанавливается единый порядок налогообложения, действуют единое законодательство, налоговые ставки, правила исчисления налогов. Допускается установление или изменение таможенных пошлин и сборов на отдельные виды товаров исключительно на основании федерального закона, а не по решению Правительства РФ.

Необходимо законодательно закрепить, что участниками правоотношений в системе налогообложения являются: налогоплательщики, в качестве которых выступают государственные и муниципальные территориальные образования, юридические и физические лица, органы налоговой и таможенной служб, органы исполнительной власти различных уровней. Система Федеральной таможенной службы должна быть частью единой налоговой службы в виде одного из управлений или самостоятельной службы в составе Минфина РФ, но не в составе Минэкономразвития и торговли РФ, что позволит более оперативно решать многие вопросы сбора платежей.

Законодательно оформить, что в переходный период (до стабилизации социально-экономической обстановки) все налоги и сборы устанавливаются единым законом, что отсутствует деление налогов и сборов на местные, региональные и федеральные, что все налоги платятся непосредственно и исключительно в местные бюджеты, за исключением таможенных платежей.

3.3.Основные направления  налоговой политики Российской  Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (Одобрено Правительством Российской Федерации)

Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках составления проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов