Основы планирования и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и планирования расходов на финансирование здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. раскрыть методики планирования расходов на здравоохранение

Содержание

Введение……………………………………………………………………
4-5
1. Основы планирования и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение…………………………………………………………..
6-17
1.1 Расходы бюджета на здравоохранение и их характеристика………
6-8
1.2 Методика планирования расходов бюджета на здравоохранение…
8-14
1.3Зарубежный опыт планирования и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение…………………………………………….
14-17
2. Анализ и прогноз расходов бюджета на здравоохранение………….
18-27
2.1 Анализ финансирования расходов бюджета на здравоохранение за 2011 – 2013 года…………………………………………………………...
18-23
2.2 Прогноз расходов бюджета на здравоохранение с применением статистических методов………………………………………………….
23-27
3. Совершенствование процесса планирования расходов бюджета на здравоохранение………………………………………………………….
28-29
Заключение……………………………………………………………….
30
Список использованных источников……………………………………
31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

4-5

1. Основы планирования  и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение…………………………………………………………..

6-17

1.1 Расходы бюджета  на здравоохранение и их характеристика………

6-8

1.2 Методика планирования расходов бюджета на здравоохранение…

8-14

1.3Зарубежный опыт планирования и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение…………………………………………….

14-17

2. Анализ и прогноз  расходов бюджета на здравоохранение………….

18-27

2.1 Анализ финансирования  расходов бюджета на здравоохранение за 2011 – 2013 года…………………………………………………………...

18-23

2.2 Прогноз расходов  бюджета на здравоохранение с  применением статистических методов………………………………………………….

23-27

3. Совершенствование  процесса планирования расходов  бюджета на здравоохранение………………………………………………………….

28-29

Заключение……………………………………………………………….

30

Список использованных источников……………………………………

31

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим элементом  социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Затраты общества на развитие здравоохранения имеют  не только социальное, но и экономическое  значение. Эффективность здравоохранения  как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

В ряде экономических  районов страны, особенно в районах  нового освоения и в сельской местности, ощущается нехватка медицинских  учреждений и медицинских работников.

Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, не удовлетворенная потребность  в медицинском обслуживании населения  предопределяют необходимость его  дальнейшего развития.

Отсутствие  в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям привели к реформе в здравоохранении.

Несмотря на проведенную в последние годы реформу в здравоохранении в  финансовом обеспечении этой отрасли  имеются серьезные недостатки. Главный  из них - недостаточный размер финансирования. Постоянное недофинансирование отрасли ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям государства, ухудшению социального климата в стране. Прогнозы и планы развития здравоохранения, расширения их материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности этой отрасли. Конечной целью такого анализа является разработка методов повышения социальной и экономической результативности деятельности медицинских учреждений. Важнейшая задача в области организации, экономики и финансирования здравоохранения - определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному, рациональному и экономному использованию средств, направляемых на содержание медицинских учреждений.

Таким образом, вышеперечисленные аспекты рассматриваемой  проблемы предопределили актуальность и необходимость ее исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и планирования расходов на финансирование здравоохранения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить роль  здравоохранения в социальном  и экономическом развитии общества;

2. раскрыть методики  планирования расходов на здравоохранение;

3. рассмотреть расходы на здравоохранение в 2011-2013гг;

4. исследовать финансовое планирование расходов в здравоохранении.

Методологической  основой написания курсовой работы послужили законодательные акты и документы по теме исследования, материалы периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы планирования и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение

 

1.1 Расходы  бюджета на здравоохранение и  их характеристика

 

Важнейшим элементом  социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Здоровье - не только медико-биологическая, но и социальная категория. Здоровье населения зависит  от многих факторов - экономических, социальных, демографических, экологических, политических и др. и находится в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием общества. По определению всемирной организации здравоохранения, “здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”

Чтобы удовлетворить  желание человека иметь хорошее  здоровье и заинтересованность общества в работоспособном населении, необходимо наличие определенных жизненных  благ. В широком смысле под ними можно понимать самые различные средства, которые служат формированию и развитию человеческого организма и определяют состояние его здоровья: продукты питания, жилище и многие другие предметы и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Подавляющая часть этих благ - экономические, т. е. их производство и воспроизводство предполагает затраты определенных ресурсов. В более узком смысле в состав благ, необходимых для реализации потребности в здоровье, входит все, что непосредственно предназначено для его укрепления и восстановления: лекарственные средства, препараты и приспособления медицинского назначения и т. п. Особую роль в совокупности этих благ занимают медицинские услуги.

Медицинские услуги и другие блага, предназначенные  для формирования, поддержания и укрепления здоровья могут быть охарактеризованы и как частные, и как общественные блага.

Можно сразу  отметить, что охрана здоровья в  значительной степени связана с  наличием и производством именно общественных благ, таких как безопасная среда обитания, прививки от инфекционных болезней, улучшение морально-психологического климата, научные открытия в области здравоохранения и медицины и т. д.

Сущность здравоохранения  в РФ заключается в поддержании  здоровой нации, для улучшение экономических, социальных показателей общества. Ведь здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Система здравоохранения - это система отношений, имеющих  целью охрану здоровья человека, а  ее современная форма в нашем  государстве представляется как  государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации.[2]

Специфические свойства медицинской услуги:

- потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности;

- потребителями медицинских услуг является все население независимо от возраста и состояния здоровья (здоровые пользуются профилактическими услугами, больные - лечебными);

-спрос характеризуется низкой эластичностью (“здоровья всегда не хватает”);

- потенциальный спрос на отдельные виды медицинских услуг формируется в соответствии с профилями заболеваний конкретных территорий и частично подвержен сезонным колебаниям;

- потребление медицинской услуги не может быть отложено во времени (услуга не хранится);

- потребительная стоимость (ценность) медицинских услуг зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений, оценивающих фактор здоровья;

- мера ответственности производителя (врача) за качество медицинской услуги высока (в его руках жизнь человека);

- для оказания медицинской услуги требуются специализированное оборудование, помещение, лекарственные средства;

- ассортимент медицинских услуг изменяется медленно и зависит от научных открытий в области здравоохранения и медицины.

Статьи расходов

1) Заработная  плата занимает особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения;

2) Начисления на оплату  труда;

3) Административно-хозяйственные  расходы включают широкий перечень  затрат по обслуживанию лечебного процесса;

4) Командировочные расходы определяются в соответствии с действующими нормами;

5) В стационарах большое  внимание уделяется расходам  на питание больных, определяемым  умножением норм затрат на  количество койко-дней, планируемых в каждом отделении;

6) В таком же порядке  осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты;

7) Расходы на приобретение  медицинского оборудования и  расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются в пределах выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от профиля отделений;

8) Затраты на капитальный  ремонт зданий медицинских учреждений  определяются на основе финансово-сметных  расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований. Прочие расходы (оплата летных часов санитарной авиации, организация и проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.) планируются на уровне прошлых лет с учетом экономии.[3]

Итог сметы - свод затрат по всем статьям расходов.

 

    1. Методика планирования расходов бюджета на здравоохранение

 

Объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном  уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Размеры и структура медицинской  помощи задаются утверждаемыми на федеральном  уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете  на 1 000 человек. Эти нормативы могут  быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Структура расходов на здравоохранение  включает в себя оплату заработной платы, оплату медикаментов, лекарственных средств.

Единицами объемов медицинских  услуг приняты: в больницах — койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях — врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы  государственных гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются  следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских  услуг:

- стоимость одного  дня лечения в больнице;

- стоимость одного  посещения в поликлинике;

- стоимость одного  вызова скорой медицинской помощи;

- стоимость одного  койко-дня.

Финансовые нормативы  рассчитываются с учетом результатов  анализа расходования бюджетных  средств за, предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.

Объем средств на выполнение Программы государственных гарантий в расчете на душу населения Зл рассчитывается по формуле:

 

,

 

где Нокл — норматив числа койко-день, проведенных в стационаре в год на 1000 чел. населения;

Нскд — норматив средних финансовых затрат на один койко-день в стационарах;

Информация о работе Основы планирования и прогнозирования расходов бюджета на здравоохранение